Производственный потенциал Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг. Он является важнейшим компонентом совокупного экономического потенциала, характеризующим производительные силы страны, реального сектора экономики.

Работа содержит 1 файл

реферат по национальной экономике.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

      · создать благоприятную среду для притока зарубежного капитала;

      · стимулировать приток инвестиций в  создание нового оборудования и технологий, способных обеспечить экологически чистое производство.

      Решению социальных проблем села, улучшению  демографической ситуации в сельской местности будут способствовать меры по улучшению жилищных условий, развитию транспортных коммуникаций, рационализации системы расселения, созданию новых рабочих мест на основе развития малых предприятий и сферы услуг, возрождения традиционных ремесел и промыслов.

      Республика  Беларусь располагает развитым строительным комплексом. На его долю приходится до 9,4% ВВП и 8,7% численности работающих в народном хозяйстве; в его составе действуют более 4 тысяч строительных и ремонтно-строительных организаций, свыше 1,4 тысячи предприятий и производств промышленности строительных материалов, 254 проектно-изыскательских организаций. Создана мощная инфраструктура. На предприятиях промышленности строительных материалов выпускаются строительные материалы и конструкции различного назначения, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и осуществлять поставку на внешний рынок.

      В то же время остаются высокими степень  износа активной части основных фондов, затраты на производство строительной продукции, что отрицательно сказывается на ее конкурентоспособности, востребованности на внутреннем и внешнем рынках. Строительные материалы белорусских производителей на рынках России и Украины вытесняются более конкурентоспособной продукцией местного производства. Низок удельный вес строительных работ, выполняемых за пределами страны. Объемы внедрения научных разработок недостаточны, темпы возведения зданий нового поколения не отвечают современным требованиям.

      Для устойчивого развития комплекса  необходимо техническое переоснащение и модернизация производственной базы на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материала- и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса, повышение ее конкурентоспособности. Требуется повышение инновационной и инвестиционной активности, направленной на создание новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, приоритетное развитие эспортоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на новых экологически чистых технологиях, прежде всего, цемента, стеновых, нерудных и теплоизоляционных строительных материалов и изделий.

      Транспортный  комплекс Республики Беларусь представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным, трубопроводным, городским электрическим транспортом. Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и автомобильные дороги, аэродромы, речные порты, трубопроводы). Вместе с тем состояние транспортного потенциала в целом не соответствует требованиям перехода страны к устойчивому развитию.

      Замедление  инвестиционной активности привело  к чрезмерному износу и моральному старению основных фондов, особенно их активной части. На железнодорожном транспорте требует замены значительная часть транспортных средств: пассажирских тепловозов, дизель-поездов и электропоездов, а также пассажирских электровозов, обслуживающих скоростную линию Москва-Брест. Наряду с тяговыми средствами, необходимо обновить парки грузовых и пассажирских вагонов, устаревшие системы автоматики, телемеханики и связи, конструкции верхнего строения пути, особенно на наиболее загруженных направлениях, включенных в международные транспортные коридоры.

      Недостаток  финансовых средств привел к резкому  замедлению обновления парка грузовых автомобилей. Около 50% грузовых автомобилей, 80% прицепов и около 60% полуприцепов предприятий Минтранса самортизированы  и подлежат списанию.

      В критическом состоянии находится подвижной состав пассажирского автотранспорта. Несмотря на ряд принятых мер, включая введение сбора на обновление и восстановление подвижного состава, организацию производства отечественных автобусов, около 70% автобусного парка подлежит списанию, что ухудшает качество обслуживания пассажиров и безопасность перевозок, негативно отражается на окружающей среде. Действующая система тарифов обеспечивает покрытие затрат пассажирских предприятий на 30–40%, что снизило возможности приобретения подвижного состава. Несовершенна и система внутриреспубликанского лизинга.

      Износ самолетов авиакомпании «Белавиа»  ТУ-154Б, ТУ-134, АН-24, ЯК-40 приближается к 90%. Поддержание стареющего парка воздушных  судов в исправном состоянии  требует значительных средств и  постоянного увеличения затрат на техническое обслуживание и капитальный ремонт.

      Изношенность  транспортных средств, несоответствие их требованиям европейского и мирового уровня являются основным тормозом в  повышении эффективности работы транспорта, его конкурентоспособности и представляет серьезную угрозу окружающей среде и безопасности движения.

      Отрасль «Связь» обладает современной цифровой инфраструктурой международной  и междугородной электросвязи. На телефонных сетях эксплуатируется  свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, которые связывают все областные центры и обеспечивают связь с Польшей, Украиной, Россией, Литвой, Латвией и выход на международные магистрали TEL, ITUR, TAE. Общая емкость местных телефонных сетей составляет более 3 млн номеров, 44% из которых электронные и квазиэлектронные. Беларусь занимает лидирующее положение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей – 31,3.

      Почтовая  связь имеет одну из самых широких  в СНГ сеть предприятий: на 1 объект почтовой связи приходится 2509 жителей.

      Вместе  с тем уровень услуг связи  по качеству еще не отвечает международным  стандартам. Несмотря на расширение зоны покрытия сотовой связью, количество их абонентов уступает уровню не только европейских стран, но и СНГ. Требуется  замена морально и физически устаревших АТС на цифровые, расширение зоны теле- и радиовещания.

      Заключение:

      Таким образом, важнейшими задачами по повышению  эффективного использования  производственного  потенциала должны стать:

      · ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;

      · разработка и внедрение эффективных  механизмов привлечения инвестиций в промышленность в целях увеличения собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;

      · концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих  производств;

      · разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции;

      · проведение сертификации продукции  и производства;

      · снижение налоговой нагрузки предприятий  и принятие других мер государственного регулирования по активизации процесса инвестирования основного капитала промышленности.

      Реализация  намеченных задач позволит нарастить  и модернизировать промышленный потенциал Республики Беларусь. Согласно проработкам министерств и концернов, износ активной части основных средств  в машиностроении и металлообработке к 2020 г. снизится до 52%, в легкой промышленности – до 38%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература: 

      1. http://w3.economy.gov.by

      2. http://www.president.gov.by

      3. http://belstat.gov.by

      4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.Минск, май 2004 
 
 
 

Информация о работе Производственный потенциал Республики Беларусь