Программы на поддержку развития Малого и Среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:57, доклад

Описание работы

Развитие малого и среднего бизнеса является основой экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства нам сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики.

Работа содержит 1 файл

Программы на поддержку развития Малого и Среднего бизнес1.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


          Программы на поддержку развития Малого и Среднего бизнеса.

 

    Развитие малого и среднего бизнеса является  основой экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства  нам сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики.

     Несмотря на заявления правительства о том, что кризис в стране преодолен, МСБ по-прежнему испытывает большие проблемы.

    Ключевые из них:

- высокая закредитованность предприятий;

- отсутствие кредитов по приемлемым ставкам, прежде всего для промышленного сектора;

-  сложные административные процедуры.

  На сегодняшний день ведется активная поддержка государства малому и среднему бизнесу.   В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое.

   Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства.

По данным Агентства РК по статистике, за 10 месяцев 2011 года число активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в республике увеличилось на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 695 635 единиц, в том числе - 64 594 юридических лиц малого (9,3% от общего количества) и 8 127 юридических лиц среднего предпринимательства (1,2%), 451594 индивидуальных предпринимателя (64,9%) и 171320 крестьянских фермерских хозяйств (КФХ - 24,6%).

    Стоит отметить, что меры государства по максимальному упрощению процедуры регистрации предпринимательской деятельности способствовали бурному росту количества субъектов МСП до конца 2011 года. За 2008-2010 годы количество зарегистрированных субъектов МСП выросло более чем на 38% и превысило 1 млн.  Это в первую очередь связано с увеличением количества индивидуальных предпринимателей, большая часть которых задействована в сферах услуг и торговли. Их рост за этот период превысил 50%.

 

Что касается роли МСП Казахстана в решении проблемы занятости, доля населения, активно занятого в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности занятых по Казахстану составляет в среднем порядка 26%. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве стабильно росла до 2009 года, в течение которого произошел спад в связи с мировым экономическим кризисом. В 2010 году рост численности занятых возобновился.

    Начиная с 2010 года, показатели выпуска продукции субъектами МСП увеличились почти вдвое. Таким образом, в 2009 году доля продукции, выпускаемой субъектами МСП в валовом внутреннем продукте страны, составила 32%, за три квартала 2010 года - 29%. Основная часть выпуска продукции МСП (86,8%) производится предприятиями МСБ. Доля ИП в выпуске продукции МСП - около 8,2%, КФХ - около 5%.

  Своевременное вмешательство и оказание финансовой поддержки государством в рамках Антикризисной программы позволило сократить снижение объемов кредитования предпринимательства банками и даже стимулировало рост портфеля БВУ в 2010 году. Кроме того, в результате государственной поддержки в структуре совокупного ссудного портфеля БВУ доля кредитов малому предпринимательству выросла до 23% к концу III квартала 2010 года.

Доля субъектов МСП, занятых в промышленном секторе экономики, является важным показателем качественного развития предпринимательского сектора и экономики в целом. Предприятия промышленности, и в первую очередь обрабатывающей промышленности, обеспечивают диверсифицированное развитие экономики страны. В Казахстане же наибольшее число субъектов МСП осуществляют свою деятельность в сфере торговли (38%) и в сельском хозяйстве (26%). Наименьшее количество субъектов МСП работают в строительстве (3%) и в промышленном секторе (2%).

Вместе с тем, сравнительный анализ МСП Казахстана с другими странами демонстрирует отставание по таким показателям, как вклад в ВВП и занятость населения, притом что, как и в большинстве других стран, в Казахстане субъекты МСП представляют более 90% всех хозяйствующих субъектов.

Сейчас же нужно придать новый импульс, новое дыхание тем институтам, которые поддерживали малый и средний бизнес. Например, фонд «Даму». Понятно, что он сейчас больше сконцентрировался на антикризисе, работает с банками по кредитам и депозитам, но при этом у него изначально должна быть очень сильная сервисная роль, вот эту функцию мы хотим возродить и придать новое направление, систематизировать и сделать ее массовой. Отсюда и программа «Дорожная карта», где фонду «Даму» отводится одна из ключевых ролей.

    Поговорим немного о «Дорожной карте» подробнее раскроем ее идеологию. Рассмотрим каковы критерии отбора и процедуру действий.

- Начнем с концепции. Сама структура мероприятий по поддержке бизнеса включает в себя 4 программы: «Производительность-2020», «Экспортер-2020», «Инвестор-2020», и «Дорожная карта бизнеса-2020». Центральные – «Производительность-2020» и «Дорожная карта бизнеса-2020». «Экспортер-2020» и «Инвестор-2020» – вспомогательные. «Экспортер» ориентирован на поддержку экспорта, «Инвестор» – на привлечение иностранных инвесторов.

    Теперь, чем отличается «Дорожная карта бизнеса-2020» от «Производительности-2020». «Дорожная карта бизнеса» рассчитана на малый и средний бизнес, а «Производительность» направлена на модернизацию крупных предприятий. Соответственно – разный инструментарий. Если в «Дорожной карте бизнеса» все-таки предусмотрен стандартизированный подход, четкие строгие процедуры, то в программе «Производительность» – индивидуальный подход к мерам господдержки.

      Участниками программы могут стать в первую очередь предприниматели, осуществляющие свою деятельность в приоритетных секторах экономики (например, несырьевых). Не могут участвовать в программе предприятия: выпускающие подакцизную продукцию (вино, водку, табачные изделия); уже получающие государственную поддержку в рамках программ субсидирования сельского хозяйства; уже получившие кредиты от государственных институтов развития.

  Также  в приоритеты не попали те, кто выращивает зерно, потому что зерновики получают большую поддержку в рамках программ поддержки Минсельхоза. Все остальные – в программе. Так, у Восточно-Казахстанского тепличного комплекса кредит 2 млрд тенге. Мы его просубсидировали в рамках второго направления программы. В рамках всех трех направлений «Дорожной карты» есть и строительство элеваторов, и мельничные комплексы, и кондитерские цеха, и многое другое.

  Основным инструментом является – не рефинансирование ранее полученных кредитов, а субсидирование процентной ставки. На следующий год запланировано 63 млрд, рассматриваются кредиты до 3 млрд тенге – это около $20 млн. То есть учли еще и средний бизнес. Еще одно отличие состоит в том что, «Дорожная Карта» охватывает широкий круг предпринимательства, а «Производительность» занимается прорывными штучными проектами.

«Дорожная карта » работает по трем направлениям:

- Первое направление – это поддержка новых бизнес-инициатив, направленных на расширение и модернизацию действующих производств. Субсидируются кредиты, по которым банки снижают свою процентную ставку до 14%. Из них 7% субсидирует государство, 7% оплачивает заемщик. Тем самым заемщик фактически получает кредит под 7%. В целом, это стимулирует развитие перерабатывающих производств.

Второе направление – оздоровление предпринимательского сектора. Субсидируются процентные ставки, по которым банк кредитует под 12% годовых, из которых 5% перечисляет государство и 7% платит сам заемщик. Тем самым снижается предпринимателям налоговое бремя действующих кредитов.

По третьему направлению – поддержке экспортно-ориентированных производств – субсидируются кредиты, по которым банки снижают ставку до 14%, если предприятие поставляет на экспорт не менее 10% от объема производства. Разница в том, что 8% по ним оплачивает государство, а 6% платит сам заемщик. Сделали это для того, чтобы поддержать экспортоориентированные производства. Разница с первым направлением вроде бы небольшая, но 1% – тоже деньги. С другой стороны, это показывает, что экспорт для нас приоритетен. Это задача становится еще более актуальной в связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз.

Следующее направление – сервисная поддержка бизнеса. Это различные консультации, маркетинг и так далее.. Это все инструменты первого направления.

Что касается второго направления, то возможно предоставление отсрочки по выплате налогов, кроме ИПН. Буквально этой осенью были внесены изменения в программу. и одно из последних –решается в рамках программы субсидировать и валютные кредиты (раньше были только теньговые). Но размеры несколько иные: по первому и третьему направлению банки должны снизить процентную ставку до 12%, а по второму направлению – до 10%.

Кроме того подготовлены поправки в законодательство, которые предполагают поменять условия реструктуризации облигационных займов. Со следующего года «Дорожная карта» надеется субсидировать купонные вознаграждения по облигациям предприятий. Это новый вид субсидирования.

Марат Кусаинов Вице-министр экономического развития и торговли Республики Казахстан дает такую оценку на сегодняшний день Малому и Среднему Бизнесу.

«Дорожная карта» полностью запущена в действие, однако основным двигателем я является второе направление. А первое – новые бизнес-инициативы – будет идти очень тяжело. Однако на сегодняшний день из 173 проектов, субсидирование которых мы одобрили, 106 – это новые бизнес инициативы. То есть проблемы у бизнеса существуют, но все-таки резервы есть. Повторюсь: мы думали, что основной наплыв предпринимателей будет на второе направление (оздоровление), по которому мы одобрили только 45 проектов. Правда, надо понимать, что выбирали банки, и там тоже был отсев. Было около 300 проектов, к нам пришло – 55, одобрили – 45, а остальные проекты не соответствуют приоритетам.

Ожидается, что меры на подержку МСБ обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь создадут десятки тысяч новых рабочих мест. Но что еще более важно, будет создана такая предпринимательская среда, которая будет обеспечивать беспрерывное воспроизводство новых предприятий малого и среднего бизнеса.

Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане



Информация о работе Программы на поддержку развития Малого и Среднего бизнеса