Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:51, реферат
1. Цели, виды и методы прогнозирования
2. Виды и принципы планирования народного хозяйства
3. Экономическое программирование
Разработка и реализация государственных программ в Казахстане
Семинарское занятие № 4
Прогнозирование и стратегическое планирование экономики
1. Под экономическим прогнозированием следует понимать процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики. Его содержание связано с определением спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения. В основе разработки этих прогнозов лежат научные методы познания социально-экономических явлений и использование всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики. Целью национальных экономических прогнозов являются:
Научно выработанные национальные прогнозы становятся основными параметрами (индикаторами) при индикативном планировании социально-экономического развития страны.
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяются следующие виды прогнозов:
Национальное
прогнозирование охватывает все
сферы и уровни национальной экономики
и основывается на совокупности всех
вышеприведенных прогнозов, т.е. носит
комплексный характер. Все эти
прогнозы базируются на информации, которую
предоставляют соответствующие
органы исполнительной власти. Основной
орган – Национальное статистическое
агентство и его региональные
органы, которые собирают первичную
информацию, обобщают ее и публикуют.
Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющая на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных переменных, а так же учета изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной достоверности относительно будущего его развития.
Различают интуитивные методы прогнозирования и формализованные методы прогнозирования. Интуитивные методы используются для решения сложных, неформализуемых проблем, позволяют получить прогнозную оценку состояния объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
В
зависимости от организации экспертной
оценки и формы опроса экспертов
различают методы индивидуальных и
коллективных экспертных оценок. Каждый
из них имеет несколько
Наиболее известными среди методов коллективных экспертных оценок являются:
Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность специалистов по обработке информации и оценке результатов.
Различают
методы экстраполяции и методы математического
моделирования. Методы экстраполяции
– это методы научного исследования,
заключающиеся в
Методы математического моделирования широко используется при прогнозировании, особенно с использованием системного подхода, ввиду высокой сложности прогнозных процессов. Системный подход обеспечивает необходимую базу при составлении моделей, основанных на реальных процессах.
Экономико-математическая
модель представляет собой отображение
основных свойств исследуемого объекта
или процесса путем их формализованного
описания с помощью системы уравнений:
целевой функции, ограничений переменных,
требования их не отрицательности. Содержанием
процесса моделирования являются:
конструирование модели на основе предварительного
изучения объекта; выделение его
сущностных характеристик; теоретический
и экспериментальный анализ модели;
корректировка и уточнение
2. Планирование является одним из действенных методов государственного регулирования экономики.
Планирование в самом общем виде представляет собой процесс подготовки и принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения. Значение планирования состоит в необходимости обеспечить научно-обоснованное руководство развитием экономики. А это предполагает знание и использование объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики.
Планирование осуществляется на различных уровнях управления: на макроуровне – макроэкономическое планирование, на уровне регионов – региональное планирование, на уровне предприятий или фирмы – микроэкономическое планирование.
По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным, стратегическим. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. Индикативное планирование – это основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики, средство реализации социально-экономической политики государства. Оно обеспечивает решение многих вопросов экономической жизни, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной экономической политике. Индикаторами могут быть такие показатели, как динамика ВВП, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни и т.д.
По периоду действия бывают планы долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (3 – 5 лет) и текущие (годовые) планы.
Основными методологическими принципами планирования являются следующие:
3. Важнейшим инструментом стратегических планов является программирование. Годовые целевые программы общенационального, регионального, местного уровня представляют важную часть регулирования экономики. Они позволяют форсировать развитие приоритетных отраслей, сфер, регионов, привлекать для этого дополнительные силы и средства.
При
разработке стратегии производства
определяют основные параметры развития
национальной экономики, которые приобретают
статус Государственных целевых
программ. Эти программы представляют
собой директивный и адресный
документ, увязанный по ресурсам, исполнителям,
срокам исполнения, включающий социально-экономические,
производственные, научно-технические,
организационно-хозяйственные
а) конечную цель;
б) перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер;
в) комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели;
г) этапы и сроки реализации;
д) главных исполнителей и состав других исполнителей;
е) выбор специфических форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы;
ж) механизм производственно-хозяйственных связей;
з) систему ответственности и стимулирования;
и) обоснование объемов и источников финансирования;
к) ожидаемые
конечные результаты и экологические
последствия.
4.
Перечень
действующих государственных
программ и стратегий
|
Информация о работе Прогнозирование и стратегическое планирование экономики