Прогнозирование и стратегическое планирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

1. Цели, виды и методы прогнозирования
2. Виды и принципы планирования народного хозяйства
3. Экономическое программирование
Разработка и реализация государственных программ в Казахстане

Работа содержит 1 файл

Семинарское занятие 4.docx

— 28.32 Кб (Скачать)

Семинарское занятие  № 4

Прогнозирование и  стратегическое планирование экономики

  1. Цели, виды и методы прогнозирования
  2. Виды и принципы планирования народного хозяйства
  3. Экономическое программирование
  4. Разработка и реализация государственных программ в Казахстане
 

     1. Под экономическим прогнозированием следует понимать процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики. Его содержание  связано с определением спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения. В основе разработки этих прогнозов лежат научные методы познания социально-экономических явлений и использование всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики. Целью национальных экономических прогнозов являются:

  • создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики;
  • вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели;
  • оценка возможных последствий принимаемых решений;
  • обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития страны для принятия управленческих решений.

     Научно  выработанные национальные прогнозы становятся основными параметрами (индикаторами) при индикативном планировании социально-экономического развития страны.

     В зависимости от характера исследуемых  объектов выделяются следующие виды прогнозов:

  1. Экономические прогнозы, которые исследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений, как-то: объем и динамика ВВП, уровень инфляции, производительности труда, воспроизводство трудовых ресурсов и основных фондов, объем, состав и эффективность инвестиций, темпы экономического роста и т.д.
  2. Прогнозы природных ресурсов, характеризующие вовлечение их в хозяйственный оборот и охватывающие все виды ресурсов общественного воспроизводства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы космоса и Мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, охрану окружающей среды.
  3. Научно-технические прогнозы, которые рассматривают достижения НТП, оказывающие влияние на размещение производства, природные факторы. Это прогнозы:
          1. развития науки и техники;
          2. фундаментальных и прикладных исследований;
          3. развития и использования достижений НТП;
          4. определения последствий НТП.
  4. Демографические прогнозы, охватывающие движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости, его квалификационный и профессиональный состав.
  5. Прогнозы социального развития, которые включают потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание и т.д.

     Национальное  прогнозирование охватывает все  сферы и уровни национальной экономики  и основывается на совокупности всех вышеприведенных прогнозов, т.е. носит  комплексный характер. Все эти  прогнозы базируются на информации, которую  предоставляют соответствующие  органы исполнительной власти. Основной орган – Национальное статистическое агентство и его региональные органы, которые собирают первичную  информацию, обобщают ее и публикуют.  

     Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющая на основе анализа  ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных переменных, а так  же учета изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной достоверности относительно будущего его развития.

     Различают интуитивные методы прогнозирования  и формализованные методы прогнозирования. Интуитивные методы используются для  решения сложных, неформализуемых проблем, позволяют получить прогнозную оценку состояния объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

     В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов  различают методы индивидуальных и  коллективных экспертных оценок. Каждый из них имеет несколько разновидностей. Так, наиболее распространенными среди  методов индивидуальных экспертных оценок являются:

  • метод «интервью», когда осуществляется непосредственный контакт эксперта  и специалиста по схеме «вопрос – ответ», в ходе которого эксперт в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед специалистом вопрос относительно перспектив развития прогнозируемого объекта;
  • аналитический метод; здесь осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом будущего конкретного объекта;
  • метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени, но при различных условиях.

     Наиболее  известными среди методов коллективных экспертных оценок являются:

  • метод «Дельфи». Его особенности: многочисленность и анонимность экспертов; отказ от личных контактов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; сохранение анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.
  • метод «коллективной генерации идей». Здесь при помощи «мозговой атаки» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструктурирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

     Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая  обеспечивает повышение достоверности  и точности прогнозов, значительно  сокращает сроки их выполнения, позволяет  облегчить деятельность специалистов по обработке информации и оценке результатов.

     Различают методы экстраполяции и методы математического  моделирования. Методы экстраполяции  – это методы научного исследования, заключающиеся в распространении  выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть. На основе выявления закономерностей изменения уровня в изучаемом отрезке времени возможно продолжение уровня ряда динамики на будущее объекта (перспективная экстраполяция) или в его прошлое (ретроспективная экстраполяция)

     Методы математического моделирования широко используется при прогнозировании, особенно с использованием системного подхода, ввиду высокой сложности прогнозных процессов. Системный подход обеспечивает необходимую базу при составлении моделей, основанных на реальных процессах.

     Экономико-математическая модель представляет собой отображение  основных свойств исследуемого объекта  или процесса путем их формализованного описания с помощью системы уравнений: целевой функции, ограничений переменных, требования их не отрицательности. Содержанием  процесса моделирования являются:  конструирование модели на основе предварительного изучения объекта; выделение его  сущностных характеристик; теоретический  и экспериментальный анализ модели; корректировка и уточнение модели. 

     2. Планирование является одним  из действенных методов государственного регулирования экономики.

     Планирование  в самом общем виде представляет собой процесс подготовки и принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения. Значение планирования состоит в необходимости обеспечить научно-обоснованное руководство развитием экономики. А это предполагает знание и использование  объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики.

     Планирование  осуществляется на различных уровнях  управления: на макроуровне – макроэкономическое планирование, на уровне регионов – региональное планирование, на уровне предприятий или фирмы – микроэкономическое планирование.

     По  форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным, стратегическим. Директивное планирование представляет собой  процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. Индикативное планирование – это основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики, средство реализации социально-экономической политики государства. Оно обеспечивает решение многих вопросов экономической жизни, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих такое состояние и развитие экономики, которое соответствовало бы государственной экономической политике. Индикаторами могут быть такие показатели, как динамика ВВП, структура, эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни и т.д.

     По  периоду действия бывают планы долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (3 – 5 лет) и текущие (годовые) планы.

     Основными методологическими принципами планирования являются следующие:

  • принцип научности, который означает, что планы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов и закономерностей экономического развития, с использованием достижений НТП, математики, кибернетики и других наук;
  • принцип социальной направленности и приоритета общественных интересов; он предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества;
  • принцип повышения эффективности общественного производства, который предусматривает, чтобы все цели и задачи осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда;
  • принцип пропорциональности и сбалансированности означает, что необходимо корректировать рыночный механизм установления пропорций так, чтобы обеспечить их соответствие национальным интересам;
  • принцип приоритетности означает необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики, поскольку ресурсы всегда ограничены, а потребности безграничны;
  • принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных целей и задач предполагает сочетание различных плановых документов, их непротиворечивость и однонаправленность.
 
 

     3. Важнейшим инструментом стратегических планов является программирование. Годовые целевые программы общенационального, регионального, местного уровня представляют важную часть регулирования экономики. Они позволяют форсировать развитие приоритетных отраслей, сфер, регионов, привлекать для этого дополнительные силы и средства.

     При разработке стратегии производства определяют основные параметры развития национальной экономики, которые приобретают  статус Государственных целевых  программ. Эти программы представляют собой директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения, включающий социально-экономические, производственные, научно-технические, организационно-хозяйственные задания  и мероприятия, направленные на решение  конкретной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными путями. Поэтому  любая программа предусматривает:

      а) конечную цель;

      б) перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер;

      в) комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели;

      г) этапы и сроки реализации;

      д) главных исполнителей и состав других исполнителей;

      е) выбор специфических  форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы;

      ж) механизм производственно-хозяйственных связей;

      з) систему ответственности и стимулирования;

      и) обоснование объемов и источников финансирования;

      к) ожидаемые конечные результаты и экологические последствия. 

    4. 
     
     
     
     

Перечень  действующих государственных  программ и стратегий   

№  
п/п 
Наименование  программы (нормативный  правовой акт,  
которым утверждена Программа, или основание  
разработки Программы) 
Срок   
реализации 
1.  Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года  

№ 1677)  

2006-2016 гг. 
2.  Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом  в Республике Казахстан на 2006-2014 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 29 ноября 2005 года № 1678)   2006-2014 гг. 
4.  Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года (Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года  

№ 167)  

2006-2015 гг. 
5.  Стратегический  план устойчивого развития города Астаны до 2030 года (Указ Президента Республики Казахстан от 17 марта 2006 года № 67)   2006-2030 гг. 
6.  Государственная программа функционирования и развития  
языков на 2001-2010 годы (Указ Президента Республики  
Казахстан от 7 февраля 2001 года № 550)  
2001-2010 гг. 
7.  Государственная программа развития физической культуры  
и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря  

2006 года №  230)  

2007-2011 гг. 
8.  Государственная программа развития сельских территорий  
Республики Казахстан на 2004-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149)  
2004-2010 гг. 
9.  Государственная программа развития образования  Республики Казахстан на 2005-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 11 октября 2004 года № 1459)   2005- 2010 гг. 
10.  Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 20 июня 2007 года № 348)   2007-2012 гг. 
11.  Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан  на 2005-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года № 1438)   2005-2010 гг. 
12.  Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря на 2003-2015 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 16 мая 2003 года № 1095)   2003-2015 гг. 
13.  Государственная программа жилищного строительства  в Республике Казахстан на 2008-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 20 августа 2007 года № 383)   2008-2010 гг. 
14.  Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан от  

23 декабря  2005 года № 1686)  

2006-2010 гг. 
15.  Государственная программа социально-экономического развития города Астаны на 2006-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 

4 мая 2006 года  № 111)  

2006-2010 гг. 
16.  Государственная программа развития города Алматы на 2003-2010 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года  

№ 1019)  

2003-2010 гг. 
17.  Государственная программа "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 29 августа 2008 года № 653)   2009-2011 гг. 
18.  Государственная программа развития технического и  профессионального образования  в Республике Казахстан на 2008-2012 годы (Указ Президента Республики Казахстан  от 1 июля 2008 года  

№ 626)  

2008-2012 гг. 

Информация о работе Прогнозирование и стратегическое планирование экономики