Продуктовые инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 15:41, реферат

Описание работы

Продуктовые инновации подразумевают создание новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, машин и механизмов в целом, получение принципиально новых продуктов. Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем. Другими словами, продуктовые инновации требуют, чтобы организации ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн.

Работа содержит 1 файл

ПродуктовыеИнновации.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

         Продуктовые инновации подразумевают создание новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, машин и механизмов в целом, получение принципиально  новых продуктов. Продуктовые инновации  имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем. Другими словами, продуктовые инновации требуют, чтобы организации ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн.

      В сфере услуг продуктовые инновации  включают в себя разработку и внедрение  принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости).

      В промышленных производствах продуктовые  инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.

      Технологически  новый продукт - это продукт, чьи  технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.

      Технологически  усовершенствованный продукт - это  существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

      Продуктовые инновации должны быть новыми для организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты одной организацией или другими организациями.

      Кроме продуктовых в промышленности выделяют еще один тип технологических инноваций – процессные инновации.

      Процессная  инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и  другие процессы. В отличие от продуктовых, процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности. Они требуют, чтобы организации применяли новую технологию для улучшения эффективности производства и коммерциализации продукта.

      При исследовании динамики продуктовых  и процессных инноваций применяются два подхода, или две модели:

      1) модель лага - подход, при котором  продуктовые и процессные инновации  рассматриваются как циклически  сменяющие друг друга, т.е. осуществление  одного типа инноваций приводит  через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа;

      2) синхронная модель - подход, который  предполагает одновременное осуществление  продуктовых и соответствующих  процессных инноваций.

      В рамках первого подхода в инновационном менеджменте построены две модели:

      - модель продуктового цикла,

      - модель обратного продуктового  цикла,

которые представляют собой две основные разновидности  модели лага.

      Модель  продуктового цикла  нередко называют также моделью Абернаси-Аттербек по фамилиям исследователей, которыми она была впервые построена в работе «Модели производственных инноваций». Эта модель описывает на уровне отрасли изменение темпов продуктовых и процессных инноваций в течение основных фаз развития определенного класса продуктов.

      В соответствии с этой моделью выделяются три фазы развития продуктового класса. На первой фазе, которая называется подвижной, темп продуктовых инноваций выше темпа процессных инноваций. Это означает, что появление нового класса продуктов сопровождается появлением на рынке множества разновидностей продуктов этого класса. Шквал продуктовых инноваций заканчивается с появлением доминирующего дизайна. Появление нового класса программ, например Web браузеров, сопровождалось

выбросом на рынок многими фирмами своих  оригинальных браузеров. Но этот поток иссяк, как только доминирующим стал дизайн Internet Explorer.

      На  второй фазе развития продуктового класса – промежуточной фазе – темп продуктовых инноваций замедляется, а процессных увеличивается так, что становится выше темпа продуктовых. На этой фазе в результате появления доминирующего дизайна уменьшается разнообразие продуктов, а инновационная деятельность концентрируется на повышении эффективности производства стандартного продукта.

      И, наконец, на третьей фазе развития продуктового класса – эту фазу называют определенной, конкретной – темпы инноваций обоих типов (и продуктовых, и процессных) уменьшаются и их динамика приобретает более сбалансированный характер.

Модель  продуктового цикла 

Фаза  развития продуктового класса Характер преобладающих  инноваций
1. Подвижная Радикальные продуктовые
2. Промежуточная Радикальные процессные
3. Определенная  Приростные продуктовые и процессные

      Таким образом, согласно модели продуктового цикла первые две фазы развития класса продуктов являются периодами радикальных  изменений, когда на первой стадии вводятся базисные продуктовые, а на второй –  базисные процессные инновации. Эти  фазы сменяются периодом приростных изменений, когда уже менее значительные процессные и продуктовые инновации вводятся более умеренными темпами. Идентификация фазы развития конкретного класса продуктов на базе модели продуктового цикла принципиально важна для менеджмента инноваций.

        Опыт практического использования  модели продуктового цикла, т.е.  модели Абернаси-Аттербек, доказал  ее наибольшую применимость к  производству инноваций при производстве  инновационных товаров в продуктовых  отраслях.

      В отраслях же услуг, которые довольно часто вводят инновационные технологии, разработанные и реализованные в продуктовых отраслях, цикл, как правило, имеет обратное направление.

      Согласно  модели обратного продуктового цикла  на первой фазе преобладают приростные процессные инновации. Их осуществление означает использование новых технологий (как правило, уже освоенных в продуктовых отраслях) для увеличения эффективности предоставляемых услуг (при этом характер услуг принципиально не меняется).

      На  второй, промежуточной фазе согласно модели обратного продуктового цикла изменяется характер процессных инноваций - приростные процессные инновации сменяются на радикальные, т.е. доминируют базисные процессные инновации, поскольку целью является не только повысить эффективность предоставляемых услуг, но и улучшить их качественные характеристики.

      На  третьей фазе обратного продуктового цикла происходит генерация качественно  новой услуги в ходе осуществления  в основном радикальных продуктовых  инноваций.

      Таким образом, в модели обратного продуктового цикла приростные процессные инновации, характерные для первой фазы цикла, сменяются на второй фазе радикальными процессными инновациями, ведущими к качественным изменениям услуг и повышению их эффективности, а на третьей фазе радикальные продуктовые инновации приводят к появлению принципиально новых услуг.

      Модели  продуктового цикла и обратного  продуктового цикла – это примеры  модели лага, построенные на уровне отрасли. Однако некоторые специалисты  в области инновационного менеджмента  отмечают, что на уровне организации предпочтительным является синхронный подход к осуществлению продуктовых и процессных инноваций, когда инновации разных типов осуществляются одновременно.

      Синхронный  подход к развитию производственных инноваций позволяет организации одновременно ориентироваться и на уменьшение затрат, повышение эффективности деятельности (на что ориентированы главным образом процессные инновации), и на повышение качества продукции, более полное удовлетворение запросов потребителей (чему способствуют в основном продуктовые инновации).

Список использованной литературы:

1) Инновационный  менеджмент: Учебник для вузов.  Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова  О.П.,Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. 

Глава 2. Типология  инноваций как основа инновационного менеджмента.

2) Приказ Росстата от 19.01.2009 N 4 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)", N 4-инновация "Сведения об инновационной активности организации" 

3) Инновационный  менеджмент. С.Д. Ильенкова 

4) ru. wikipedia. org

Информация о работе Продуктовые инновации