Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Сегодня, в условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.

Содержание

Введение
Предстоящее вступление России в ВТО
Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат проблемы вступления россии в вто.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

К числу первоочередных федеральных законодательных актов, требующих внесения соответствующий изменений и дополнений в том или ином объеме, относится Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который не в полной мере учитывает интересы товаропроизводителей и возможности скрытых методов регулирования для защиты внутреннего рынка.

 

 

Таблица 1

Основные преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО для АПК

Возможные преимущества

Меры по развитию возможных  преимуществ

Возможность развития экспортного  потенциала и выхода на мировые рынки  для всех отраслей АПК

Поддержка экспортноориентированных отраслей АПК и создание условий  для повышения конкурентоспособности  тех отраслей АПК, где имеются  возможности выхода на внешний рынок.

Возможности использования  географического расположения страны с учетом транспортной логистики  для завоевания рынков сбыта.

Организация взаимодействия и тесного сотрудничества со странами Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, где наблюдается расширение спроса на продовольственные товары.

Создание конкурентной среды в сфере банковских услуг.

Привлечение зарубежных банковских структур для кредитования предприятий агропродовольственного комплекса под контролем органов  государственной власти.

Участие России в международном  разделении и преодоление дискриминации  на мировом рынке

Организация эффективного взаимодействия органов государственной  власти и саморегулируемых организаций  на основе анализа развития мирового рынка и роста влияния транснационального капитала на экономические отношения.

Негативные последствия

Меры по снижению негативных последствий

Слабая государственная  поддержка и защита отечественных  сельхозтоваропроизводителей.

Эффективная таможенно-тарифная политика и использование нетарифных методов государственного регулирования для поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта на основе совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования продовольственного рынка.

Низкий уровень жизни  значительной части населения.

Поддержка слабозащищенных  и низкооплачиваемых категорий  населения, расширение «среднего класса»  на основе повышения деловой активности этой категории.

Неразвитая инфраструктура

Разработка и реализация государственной целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка с учетом интеграции России в мировой рынок.

Отсутствие эффективной  системы оптовой торговли и товародвижения в целом.

Формирование эффективной  системы оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий.

Проблемы диспаритета  цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Эффективное государственное  вмешательство в процессы формирования тарифов на энергоносители и издержки на производство промышленных и сельскохозяйственных товаров.

Низкий уровень технической  оснащенности АПК

Модернизация и развитие отечественного сельхозмашиностроения  с целью повышения его конкурентоспособности  на внутреннем рынке.


 

 

Тесное взаимодействие и сотрудничество федерального центра и регионов в процессе выработки и реализации экономической политики государства по совершенствованию законодательства с целью повышения активности субъектов Российской Федерации, их экономической самостоятельности и ответственности является необходимым условием экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности страны в условиях присоединения к ВТО.

Важнейшая задача государства  – не раздача субсидий, а развитие конкурентоспособности страны на основе эффективной государственной политики. Учитывая усиление влияния транснациональных компаний на формирование экономической политики межгосударственных объединений и международных организаций на развитие мирового рынка, необходимо пересмотреть существующие экономические отношения с целью повышения роли и ответственности органов государственной власти в защите и регулировании продовольственного рынка страны.

Осуществление государством мер, направленных на защиту внутреннего  рынка и поддержку отечественного сельскохозяйственного производства означает принятие эффективной агропродовольственной политики по защите отечественных товаропроизводителей, которая приведет к повышению качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Наиболее острой проблемой  при вступлении России в ВТО остается проблема повышения уровня жизни населения и регулирования доходов. Учитывая, что уровень доходов большинства населения остается крайне низким, все формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке должны быть направлены на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности и поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур.

Важнейшим фактором, сдерживающим конкурентоспособность отечественного продовольствия на мировом рынке, остается низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, защита и развитие отечественной оптовой торговли продовольственными товарами. В большинстве стран-членов ВТО эта сфера деятельности регулируется национальным законодательством, а не правилами ВТО.

Учитывая, что меры прямой государственной поддержки АПК  ограничены правилами ВТО, развитие инфраструктуры продовольственного рынка  имеет огромное значение для снижения издержек, так как в этой сфере  правилами ВТО ограничения не предусмотрены, а уровень развития инфраструктуры в России в десятки раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Следует также учесть, что потеря инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли продовольствием, означает в принципе потерю рынков сбыта, а ее восстановление потребует значительных средств и времени. К сожалению, сегодня, хотя Россия и не является членом ВТО, эту сферу услуг для АПК можно считать почти потерянной.

Следует также учесть, что для обеспечения продовольственной безопасности большинство стран-членов ВТО исключили услуги оптовой торговли из перечня услуг, которые регулируются правилами ВТО. Оптовая торговля в этих странах регулируется национальным законодательством, что позволяет им создавать условия сбыта продукции собственных товаропроизводителей.

Серьезным препятствием на пути повышения конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках остаются проблемы диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Вступление в ВТО  предполагает определенные ограничения  в области политики регулирования  и субсидирования отечественного сельского  хозяйства, как было сказано выше. Во-первых, Россией будут взяты  обязательства по сокращению и ограничению общего объема поддержки так называемого «янтарного ящика», то есть мер субсидирования, ценовой поддержки и других программ, оказывающих прямое воздействие на рост производства.

С учетом состояния сельскохозяйственного  производства, до сих пор не преодолевшего кризисное состояние, это означает необходимость использования других инструментов поддержки отдельных отраслей. Именно в области поддержки отдельных продуктов будут действовать наибольшие ограничения.

Во-вторых, в ходе нового раунда переговоров предстоит дальнейшее сокращение внутренней поддержки сельского хозяйства. Этот означает более сильные ограничения в возможностях ценовой поддержки и субсидирования отечественного сельхозтоваропроизводителя.

В-третьих, понадобится  перестройка сельскохозяйственной политики освоения новых способов поддержки, пока не ограничиваемых ВТО (меры «зеленого ящика»). Это надо будет сделать, если появится политическая воля руководства государства и правительства к тому, чтобы увеличить финансирование аграрного сектора и развития сельской местности.

 

 

Заключение

 

Вступление России в  ВТО представляет задачу с большим  количеством неопределенных параметров. Последствия этого шага будут  существенным образом зависеть от условий, на которых наша страна присоединится  к этой организации. Большое значение будет иметь ход адаптации отраслей к будущим новым условиям хозяйствования. Необходима специальная программа повышения конкурентоспособности всей экономики России, в том числе и агропромышленного комплекса. Вступать в ВТО выгодно только конкурентоспособным отраслям.

Для равноправного участия  в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами государственное  вмешательство должно быть направлено на максимальное снижение негативных последствий вступления России в  ВТО, развитие конкурентных преимуществ страны, эффективную таможенно-тарифную политику, поддержку отечественно товаропроизводителя и повышение уровня качества жизни населения.

Учитывая, что государственная  поддержка АПК ограничена и жестко регулируется правилами ВТО, важное место должно быть отведено использованию скрытых форм косвенной поддержки развития и регулирования продовольственного рынка. Особое внимание следует уделить развитию оптовой торговли и инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку от уровня их развития во многом зависит конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

Список литературы

 

  1. Киселев С.В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №.7, с. 18-20.
  2. Нуралиев С.У. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №.8, с.12-15.
  3. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски. // Вопросы экономики, 2005, №7, с. 132-139.

 

 

 


Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО