Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:29, реферат
Сегодня, в условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.
Введение
Предстоящее вступление России в ВТО
Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО
Заключение
Список литературы
К числу первоочередных федеральных законодательных актов, требующих внесения соответствующий изменений и дополнений в том или ином объеме, относится Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который не в полной мере учитывает интересы товаропроизводителей и возможности скрытых методов регулирования для защиты внутреннего рынка.
Таблица 1
Основные преимущества и негативные последствия вступления России в ВТО для АПК
Возможные преимущества |
Меры по развитию возможных преимуществ |
Возможность развития экспортного потенциала и выхода на мировые рынки для всех отраслей АПК |
Поддержка экспортноориентированных
отраслей АПК и создание условий
для повышения |
Возможности использования географического расположения страны с учетом транспортной логистики для завоевания рынков сбыта. |
Организация взаимодействия и тесного сотрудничества со странами Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, где наблюдается расширение спроса на продовольственные товары. |
Создание конкурентной среды в сфере банковских услуг. |
Привлечение зарубежных
банковских структур для кредитования
предприятий |
Участие России в международном разделении и преодоление дискриминации на мировом рынке |
Организация эффективного
взаимодействия органов государственной
власти и саморегулируемых организаций
на основе анализа развития мирового
рынка и роста влияния транснац |
Негативные последствия |
Меры по снижению негативных последствий |
Слабая государственная поддержка и защита отечественных сельхозтоваропроизводителей. |
Эффективная таможенно-тарифная политика и использование нетарифных методов государственного регулирования для поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта на основе совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования продовольственного рынка. |
Низкий уровень жизни значительной части населения. |
Поддержка слабозащищенных и низкооплачиваемых категорий населения, расширение «среднего класса» на основе повышения деловой активности этой категории. |
Неразвитая инфраструктура |
Разработка и реализация
государственной целевой |
Отсутствие эффективной системы оптовой торговли и товародвижения в целом. |
Формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий. |
Проблемы диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. |
Эффективное государственное вмешательство в процессы формирования тарифов на энергоносители и издержки на производство промышленных и сельскохозяйственных товаров. |
Низкий уровень технической оснащенности АПК |
Модернизация и развитие
отечественного сельхозмашиностроения
с целью повышения его |
Тесное взаимодействие и сотрудничество федерального центра и регионов в процессе выработки и реализации экономической политики государства по совершенствованию законодательства с целью повышения активности субъектов Российской Федерации, их экономической самостоятельности и ответственности является необходимым условием экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности страны в условиях присоединения к ВТО.
Важнейшая задача государства – не раздача субсидий, а развитие конкурентоспособности страны на основе эффективной государственной политики. Учитывая усиление влияния транснациональных компаний на формирование экономической политики межгосударственных объединений и международных организаций на развитие мирового рынка, необходимо пересмотреть существующие экономические отношения с целью повышения роли и ответственности органов государственной власти в защите и регулировании продовольственного рынка страны.
Осуществление государством
мер, направленных на защиту внутреннего
рынка и поддержку
Наиболее острой проблемой при вступлении России в ВТО остается проблема повышения уровня жизни населения и регулирования доходов. Учитывая, что уровень доходов большинства населения остается крайне низким, все формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке должны быть направлены на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности и поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур.
Важнейшим фактором, сдерживающим
конкурентоспособность
Учитывая, что меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО, развитие инфраструктуры продовольственного рынка имеет огромное значение для снижения издержек, так как в этой сфере правилами ВТО ограничения не предусмотрены, а уровень развития инфраструктуры в России в десятки раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Следует также учесть, что потеря инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли продовольствием, означает в принципе потерю рынков сбыта, а ее восстановление потребует значительных средств и времени. К сожалению, сегодня, хотя Россия и не является членом ВТО, эту сферу услуг для АПК можно считать почти потерянной.
Следует также учесть, что для обеспечения продовольственной безопасности большинство стран-членов ВТО исключили услуги оптовой торговли из перечня услуг, которые регулируются правилами ВТО. Оптовая торговля в этих странах регулируется национальным законодательством, что позволяет им создавать условия сбыта продукции собственных товаропроизводителей.
Серьезным препятствием
на пути повышения
Вступление в ВТО предполагает определенные ограничения в области политики регулирования и субсидирования отечественного сельского хозяйства, как было сказано выше. Во-первых, Россией будут взяты обязательства по сокращению и ограничению общего объема поддержки так называемого «янтарного ящика», то есть мер субсидирования, ценовой поддержки и других программ, оказывающих прямое воздействие на рост производства.
С учетом состояния
Во-вторых, в ходе нового раунда переговоров предстоит дальнейшее сокращение внутренней поддержки сельского хозяйства. Этот означает более сильные ограничения в возможностях ценовой поддержки и субсидирования отечественного сельхозтоваропроизводителя.
В-третьих, понадобится
перестройка сельскохозяйственн
Заключение
Вступление России в ВТО представляет задачу с большим количеством неопределенных параметров. Последствия этого шага будут существенным образом зависеть от условий, на которых наша страна присоединится к этой организации. Большое значение будет иметь ход адаптации отраслей к будущим новым условиям хозяйствования. Необходима специальная программа повышения конкурентоспособности всей экономики России, в том числе и агропромышленного комплекса. Вступать в ВТО выгодно только конкурентоспособным отраслям.
Для равноправного участия
в торгово-экономических
Учитывая, что государственная поддержка АПК ограничена и жестко регулируется правилами ВТО, важное место должно быть отведено использованию скрытых форм косвенной поддержки развития и регулирования продовольственного рынка. Особое внимание следует уделить развитию оптовой торговли и инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку от уровня их развития во многом зависит конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.
Список литературы