Проблемы вступления Республики Казахстан к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть вопрос присоединения Республики Казахстан к ВТО и выявить преимущества и недостатки.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть создание и развитие ВТО.

2. Проанализировать перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.

3. Определить проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.

Содержание

Введение.

1. Всемирная торговая организация – основа системы

международной торговли.

1.1 Создание и развитие ВТО.

1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие

решений и членство ВТО.

2. Перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.

2.1 Глобализация Республики Казахстан.

2.2 Процесс вступления Казахстана в ВТО.

3. Проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Проблемы вступления РК в ВТО.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     В рамках возможностей ВТО техническое  содействие странам, подавшим заявки, имеет приоритетное значение. Это могут быть курсы обучения или семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения.

     Таким образом, путь Казахстана в ВТО связан с длительным и нелегким процессом разработки условий участия Казахстана в мировой торговле. Прежде всего, следует отметить, что система ВТО создавалась десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ВТО в течение короткого промежутка в несколько лет.

 

      3. Проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО. 

     Интеграция  стала необратимым процессом, и  желание многих стран вступить в  ВТО объективно соответствует мировой  тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.

     И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка лет готовился к вступлению в эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара, химических волокон и удобрений Китай вошел в число крупнейших производителей, а по абсолютным показателям производства зерна, хлопка, растительного масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь 13%.

     Вместе  с тем, Китай методично добивался уступок ВТО в различных сферах взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не гарантирует Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих экспертов, присоединение Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу (хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5% ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции, и это позволит компенсировать возможные потери.

     Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также  имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.

     Вместе  с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.

     В первом полугодии 2007 г. при увеличении объема внешнеторгового оборота на 19,5% к соответствующему периоду прошлого года темпы роста импорта превысили темпы роста экспорта почти в 8 раз, что ведет к снижению положительного сальдо внешнеторгового оборота.

     Так, если в январе - июне 2006г. оно сложилось в размере $2019,7 млн., то за аналогичный период текущего года составило всего $1263,9 млн. Торговое сальдо со странами СНГ оказалось отрицательным и составило - 409,5 млн. долл., тогда как в аналогичном периоде прошлого года - 22,8 млн. долл., увеличившись, таким образом, почти в 18 раз!

     Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу экономической  безопасности страны и предлагают сначала  создать эффективную экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли экспорта готовой продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к сокращению доходов от транзита товаров.

     По  мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию).

     В этой связи туманной остается перспектива  встраивания отечественных предприятий  в транснациональные технологические цепочки. Во-первых, предприятия, технологический уровень которых соответствует потребностям ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК, эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций.

     Потери  же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований (в  частности, по экспорту урана, антидемпинговым  санкциям США по казахстанской горячекатаной  стали) по сравнению с общим объемом экспорта не настолько велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить (например, вдвое) невозвращение экспортной выручки.

     Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки, аналогичные китайским, по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.

     Вместе  с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования  прямым иностранным инвестициям  и защитой внутреннего рынка  от экспансии недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как можно большего количества рабочих мест в республике.

     Кроме того, для присоединения к ВТО  Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и  низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего нам это не принесет.

     Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.

     В условиях усиления регионального протекционизма перестает быть редкостью пренебрежение правилами ВТО и игнорирование ее решений. В такой ситуации Казахстан, вступив в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции, гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС (куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной Европы (еще часть отечественного экспорта). Все это неминуемо приведет к негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост импорта и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики и создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями для страны.

     Таким образом, вывод становится однозначным: нам не следует торопиться, поскольку сегодня поспешное вхождение в ВТО создает крайне высокую угрозу экономической безопасности страны.

     Поэтому необходимо еще не один раз все  тщательно взвесить, сопоставив возможные  позитивные и негативные последствия  этого ответственного шага. Кроме того, странам СНГ вступать в ВТО следует не поодиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав экономические параметры внутри существующих интеграционных объединений (например, ЕврАзЭС).

 

      Заключение. 

     Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли Казахстана через ВТО. Успешное завершение «уругвайского» раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы.

     Важность  этой концепции для Казахстана сегодня  трудно переоценить. ВТО предлагает Казахстану перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные  и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики Казахстана.

     Казахстанское правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.

     Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в Казахстане в рамках проблемы присоединения Казахстана к системе ВТО, обобщим стоящие перед ним цели:

     1. Приоритетное применение ценовых  методов и механизмов в регулировании  внешней торговли. В регулировании  импорта основным инструментом  должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие  экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

     2. Упразднение правительственных  закупок. После отмены централизованного  импорта, практика централизованного  экспорта должна быть также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

     3. Приоритет многостороннего подхода  к внешнеэкономическим отношениям.

     4. Расширение экспорта и диверсификация  его географической и товарной  структуры. Основным приоритетом  здесь является устранение существующих экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных пошлин.

     5. Формирование адекватной системы  защитных мер в отношении импорта.  Недавнее увеличение импортных  пошлин свидетельствует о тревожной  тенденции к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах. Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

     6. Отказ от использования инструментов  регулирования внешней торговли  в других, не связанных с этой  сферой деятельности, целях. В  частности, поддержание приемлемого  уровня бюджетных поступлений  не может осуществляться за  счет увеличения ставок таможенных тарифов и других, связанных с торговлей, налогов и сборов.

     Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно  связан с макроэкономической стабилизацией  и с прогрессом, достигнутым в  процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных целей перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

     Казахстан, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что Казахстану, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс его превращения в полноправного участника международных экономических отношений еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться Казахстану в этом направлении, очевидны, равно как и его способность преодолеть эти трудности.

Информация о работе Проблемы вступления Республики Казахстан к ВТО