Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:32, контрольная работа
Проанализировав эффективность осуществления функций различными подсистемами, проблемными оказались: Нормативно- правовая база, финансовая подсистема, кадровая подсистема и организационно управленческая подсистема. Воспользовавшись методом перестановки мы получаем коррупцию в чистом виде или другими словами идеальная, которую увидит даже человек, не разбирающийся в политике.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральская Академия Государственной Службы – УрАГС»
Факультет
Государственного и Муниципального
Управления
по курсу «Политический анализ»
На тему
«Проблемы сырьевой экономики в
России»
Исполнитель:
Екатеринбург 2009г.
Моделирование
проблемы с позиции
теории систем
1. Я
анализирую нефтяной сектор экономики
в РФ, который входит в систему ТЭК(топливно-энергетического
комплекса), в качестве основной доходной
части бюджета РФ, выполняя такие функции
как национальное богатство, источник
могущества страны, фундамент её экономики,
главный доходообразующий сектор национальной
экономики, мультипликатор наращивания
доходной части федерального бюджета(налоговая
«дойная» корова).
2. Наша система состоит из следующих подсистем:
- организационно-управленческая подсистема;
- кадровая подсистема;
- материально-техническая база;
- финансовая подсистема;
- недра;
- нормативно-правовая
база;
3. Все элементы в системе взаимодействуют между собой, выполняя каждая свою функции. Если же функция одной подсистемы не выполняется, то эту функцию берут на себя другие подсистемы. Но есть такие элементы, которые выполняют главные функции в системе. И тогда данная система как функциональная единица, выполняющая определенные задачи, не имеет смысла существовать. К таким элементам можно отнести недра - корневая система нашей сырьевой экономики. Все, что выше, вся прочая экономика- это ствол, ветви, которые получают питание от корней. То есть это источник топливо - энергетического сырья.
Кадровая подсистема- это трудовые и умственные ресурсы, которыми пронизана вся система нефтяного сектора, обеспечивающая такую функцию как постоянство и непрерывность.
Нормативно- правовая система- это свод законов, правил, предписаний, обеспечивающих правоотношения в нефтяном секторе, которые характеризуются дозволением, предписанием и запретом.
Финансовая
подсистема- это экономические
отношения, возникающие по поводу формированию
и использованию
Рассмотрим остальные элементы:
Организационно- управленческая подсистема - обеспечивает планирование, прогнозирование, управление и контроль всей системы.
Материально- техническая база- совокупность вещественных элементов производительных сил ( прежде всего средств производства и предметов труда), добычу нефти, ее переработку и доставку.
4. Теперь переходим к оценке эффективности функций каждого элемента. Цель данного этапа - выявить проблемные элементы, которые не выполняют свои функции.
А) Недра - это управляемый элемент, на который действует материально- техническая база. Его эффективность нет смысла рассматривать.
Б) Материально- техническая база, как и предыдущий элемент, управляемый.
В) Нормативно- правовая база: по конституции РФ (ст9), земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизнедеятельности народов…. Де факто все выходит наоборот. Население- это «жертвы» нефтяной экономики, по данным статистики в период нефтяного бума(2003-2008гг) цены увеличились в 1,8 раз, доходы населения не выросли, даже сократились. Зато доходы отдельных представителей увеличились на 38%.
Г) Финансовою подсистему можно рассматривать с 2х сторон: 1- распределение финансовых средств внутри системы- здесь ее функция идеальна, денежные потоки отличны и вовремя снабжают всю систему целиком, инвестиции направляются на новые месторождения своевременно;2- распределение финансовых средств во внешнюю среду. Как было сказано ранее, доходы населения распределились в период нефтяного бума не равномерно, в этом нашу страну можно сравнить с Нигерией. В регионах РФ ситуация аналогичная: развитие отличается в 20 раз между субъектами РФ, в отличие от Запада, к примеру САСШ, где самый богатый штат Техас отличается от самого бедного, Аляски, в 6 раз. Так как на Западе высокотехнологическая перерабатывающая промышленность, наука, образование размещаются в разных регионах страны.
В России функции нефтяных регионов- экономическая сбалансированность доходной части бюджета, функции остальных же регионов, являющихся дотационными- обслуживание этих регионов.
Д) Кадровую подсистему можно охарактеризовать следующим образом: если в других отраслях основной источник дохода- труд и интеллект, то в сырьевых- дармовая рента. Поэтому в сырьевой экономики главное занятие- отобрать чужое и удержать, что бы не отобрал кто- то другой. Поэтому главные люди в этой экономике- силовики и чиновники, их становится все больше и больше, а прочие профессии становятся лишними и не востребованы. Ученые, учителя, инженеры и мастера никому уже не нужны. В итоге деиндустриализация страны, развал всех отраслей промышленности, кроме сырьевых.
Так наркоман постепенно бросает все второстепенные занятия (такие как работа, забота о близких, культурное и физическое развитие и т.п ) ради главного дела своей жизни…
Е) Управленческая функция привела к тому, что промышленные предприятия стали не нужным элементом в экономике, которые становятся все более инвестиционно не привлекательны, не конкурентоспособными на фоне быстрых и легких сырьевых денег. Наукоемкие технологии (инновации) носят долгосрочный характер (5-10лет), обусловленный прибылью. Сырьевая экономика- доходы сразу. Государство не вкладывает инвестиции в промышленные предприятия, которые уже стоят на месте, не развиваются, устарела вся материальная база, доставшаяся нам от Советской экономики, и оставшаяся на том же уровне развития. Если в России что и производится, то это не отличается хорошим качеством, следовательно не имеет потребительского спроса, как в России, так и за рубежом. Самая большая проблема Российской экономики в том, что у нас нет внутреннего производство. Россия живет, получает доходы в основном благодаря экспорту сырья. Сейчас мы немного отойдём от нефтяного сектора и на примере рассмотрим систему управления сырьем. Мы экспортируем древесину в Финляндию, а потом закупаем оттуда качественную мебель, экспортируем палладий в Западные страны – закупаем пломбы для зубов, это далеко не исчерпывающий перечень. Где логика? А она есть, только нам видимо ее не дают понять…
5. Проанализировав эффективность осуществления функций различными подсистемами, проблемными оказались: Нормативно- правовая база, финансовая подсистема, кадровая подсистема и организационно управленческая подсистема. Воспользовавшись методом перестановки мы получаем коррупцию в чистом виде или другими словами идеальная, которую увидит даже человек, не разбирающийся в политике. Она в моем анализе на столько оказалась прозрачной, что даже нет смысла её характеризовать. Значит проблема нашей экономики не в пассивности власти, ни в отсутствие у них знаний, ни в отсутствие в России технологий. И пусть чиновники дальше продолжают говорить нам что «в России все по- другому», причина-то известна…
Моделирование
проблемы с позиции
рационального выбора
Участники: - Государство;
- Олигархи;
- Чиновники и силовики;
- Западные
страны.
Действия
участников:
Государство – развивать сырьевую направленность;
- проводить диферсификацию
Олигархи: - выступают против политики государства;
- выступают за политику
Чиновники и силовики:
- выступают за политику
- выступают против политики
Западные страны:
- закупают сырьевые ресурсы;
- скупают активы сырьевых компаний.
Государство здесь в самом выгодном положении.
Теперь проанализируем что получили:
По размышлениям, самым выгодным является 16 вариант, Это сегодняшняя ситуация в России. Выгода всем участникам, кроме государства, Задача государства - это решение общественно-значимых вопросов, баланс интересов населения, отдельных групп. При такой модели не будут выполнятся функции государства, зато функции других участников выполняются( это личные цели)
Идеальный вариант это 7, когда государство по максимум будет выполнять свои функции( охранительные, экономические, правоохранительные, социальные). Но как мы видим из анализа, государству мешает проводить свою политику в основном чиновники и силовики, которые подменяют общественный интерес частным. По Веберу мы имеем традиционную бюрократию, для которой характерно: малая заработная плата чиновникам, формализм, Служебное положение в личных целях, ведомственный интерес, избежание ответственности, не совершенный контроль, лояльность к рабочему месту.