Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:41, доклад
Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не
оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим
субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного
рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий
момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке
занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно
не определена. Как отмечается в (28, стр. 2) ни одна из ныне существующих в
России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые
предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.
Введение.
1. Основные виды свободных экономических зон (СЭЗ) в мировой практике.
2. Свободные экономические зоны в России.
1. Социально-экономическая сущность СЭЗ.
2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.
3. Практический опыт функционирования СЭЗ на примере Калининградской
области.
3. Проблемы функционирования СЭЗ в России.
1. Правовые проблемы.
2. Социально-экономические проблемы.
3. Геополитические проблемы.
4. Перспективы развития СЭЗ.
Заключение.
СЭЗ в России.
ВСЕРОСИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Менеджмент и Маркетинг ПО РЕГИОНОВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ: «Проблемы создания и функционирования свободных экономических
зон в России». Введение. 1. Основные
виды свободных экономических
зон (СЭЗ) в мировой практике. 2. Свободные экономические зоны в России. 1.
Социально-экономическая 2. Предпосылки и цели создания СЭЗ. 3.
Практический опыт
области. 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России. 1. Правовые проблемы. 2.
Социально-экономические 3.
Геополитические проблемы. 4. Перспективы
развития СЭЗ. Заключение. Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и функционируют во многих странах мира, в том числе в странах «ближнего зарубежья» и бывшего соцлагеря. В настоящее время, по различным данным, в мире от 2 до 4 тыс. СЭЗ, их товарооборот к 2000 году может составить
до трети общемирового. Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью- Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х
годов - составила 130-150 млрд. долл. в
год.
Большую популярность СЭЗ 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек. Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Как отмечается в (28, стр. 2) ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.
При этом неоднозначен и создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение, как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и
перспективы развития СЭЗ в экономико-политической
жизни России.
1. Основные виды свободных Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. По определению Международной ассоциации развития свободных экономических
зон (МАРСЭЗ), созданной в
1990 г. СЭЗ является особым территориально- финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путем дополнительного делегирования ему федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления (22). На современном этапе более актуальна трактовка СЭЗ, как инструмента выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях» (31, стр.126). Организационная структура СЭЗ достаточно многообразна, как многообразны и цели, преследуемые при их создании. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие: 1. Зоны свободной торговли (ЗСТ). Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года, целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна свободная внешнеторговая зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они
рассматриваются как ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами. 2. Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм
экономических зон, склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных
пошлин на ввоз и на вывоз
товаров. Они имеются во 3.
Специальные торгово- льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. 4. Зоны экспортной переработки (ЗЭП), характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенные неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля.
Импортируемая продукция
затем экспортируется без стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную
территорию принимающей 5.
Зоны технико-экономического
качестве эталонных для эффективного, высокотехнологичного производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развива
страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как: 1. привлечение
передовых, по отношению к 2. активизация экономики путем привлечения иностранного капитала; 3. поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов; 4. насыщение
внутреннего потребительского 5. повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы; 6. создание
современной рыночной 7. ускоренное развитие депрессивных районов; 8. приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства. Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно- государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая
структура экономики региона.
2. Свободные экономические
зоны в России.
2.1. Социально-экономическая сущность
СЭЗ. Понятие СЭЗ или, в первоначальном варианте, «зон свободного предпринимательства» (ЗСП), стало для СССР актуальным в конце 80-х – начале 90-х годов. Советскими учёными при помощи экспертов ООН была разработана единая концепция, учитывающая сложившийся в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. Предполагалось, что создаваемые ЗСП будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в сфере производства товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории СССР. Упор был сделан на плодотворный союз зарубежных капиталов с отечественным научным потенциалом и высокими технологиями. В таких зонах должны были быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы.
Согласно этой концепции зоны
свободного в разумных пределах экспортную ориентацию, должны были в первую очередь способствовать н асыщению страны передовыми технологиями и высококачественными товарами, освоению зарубежного опыта управления, новых форм хозяйствования, освоению дополнительных инвестиций.
СЭЗ создавались как на страны, при этом предусматривалось создание режима наибольшего благоприятствования, как для зарубежных инвесторов, так и для отечественных предприятий. Обеспечение политических и экономических интересов Советского Союза ставилось во главу угла при условии, в то же время, максимально ускоренной интеграции в мировое хозяйство. ЗСП рассматривались, как некий «шлюз» между реформируемой экономикой Союза и экономиками западных стран. Хозяйственные потребности страны, а также интересы самого эксперимента подсказывали целесообразность создания в России на основе мирового опыта сразу нескольких типов таких зон: 1. комплексные
зоны (производственного характера) основе
территориальных образований Федерации. В них принимались меры по привлечению крупных инвестиций с обязательным
развитием необходимой таких
зон может быть приведена том числе – СЭЗ в Калининградской области, Находке, республике Татарстан и
др. 2. внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, транзитные зоны и зоны экспортного производства) призваны обеспечивать рост валютных поступлений, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду
помещений, проведения внешнеторговым зонам следует отнести прежде всего подмосковные «Московский
Франко-порт» (около аэропорта аэропорта «Шереметьево») (9), «Франко-порт Терминал» (на территории московского
Западного речного порта) (10). 3. функциональные, или отраслевые зоны (технологические парки, технополисы,
туристические, страховые, как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,
внедрению результатов разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии (18); к зонам туристско-рекреационного типа
- особая экономическая зона « Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране экономико-правовым режимом для предпринимателей. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по различным СЭЗ, но по существу они, как правило, сходны.
К наиболее распространенным
льготам и привилегиям, СЭЗ, относятся: 1.
полное или частичное сборов, ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров,
освобождение от таможенных сырьевых ресурсов. Примером могут послужить льготы предоставляемые в Особой экономической зоне Калининградской области статьёй 7 (3) или в Кемеровской области статьёй 2 9 (7); 2.
полное или частичное местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Здесь можно привести в пример налоговые льготы, предоставляемые участникам Эколого- экономического района (ЭЭР) «Алтай» и СЭЗ «Алтай» - самые очевидные из них приведены в таблице 1; 3. предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам на длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители; 4.
обеспечение упрощенного предпринимательства; 5. предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под определённые программы, предоставление государственных гарантий по кредитам; 6.
упрощённая система
том числе капиталов в Льготный
налоговый режим, применяемый
для предприятий,
ЭЭР «Алтай» и СЭЗ «Алтай»
(24). |Местные
налоги |Налог
на прибыль |НДС |Налог
на пользователей автодорог При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что: V для
нормального обустройства 1 кв. км
экспортопроизводящей зоны вложения порядка 40-45 млн. дол. США; V для
нормального обустройства порядка
10-15 млн. дол. США. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России). Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории города (28). Отдельно следует отметить создание международной специальной экономической зоны. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, КНР и КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить этот путь.
2.2. Предпосылки и цели создания
СЭЗ. Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в (28, стр. 8), согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития).
На выбор типа зон для но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных
экономических зонах в проблемами, рассматриваемыми ниже. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся: V благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; V развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; V существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов
и т.д.). Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.). По утверждению (22), для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами,
наработанными мировой 1. прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
2. конкурентоспособности
деятельностью другой методов организации; 3. целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; 4. единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям); 5. обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами. Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование
СЭЗ оказывают влияние V политическая стабильность; V инвестиционные гарантии; V качество инфраструктуры; V квалификация рабочей силы;
V упрощение административных Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов в озможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка. Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3): V привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по
выпуску конкурентоспособной V насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
V создание экспорто- V повышение занятости населения; V формирование конкурентоспособной производственной и
предпринимательской Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» (19) предусматривает достижение следующих целей: V обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
V укрепление единого V развитие внешнеэкономических связей России;
V развитие экономики Особой
повышение уровня жизни стабильности в области;
V обеспечение экономической Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач: V развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая
транспортный и V государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны; V структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие; V обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз При этом можно указать также на некоторые геополитические цели создания СЭЗ: V налаживание и уклепление международных связей РФ на уровне
хозяйствующих субъектов и в мировое хозяйство;
V укрепление, в том числе и
экономическое, анклавных на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей
непрерывному геополитическому
воздействию (Калининград, и др.); V путём повышения уровня жизни населения в отсталых и
депрессивных регионах стране. Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение
которых предстоит в ближайшем
будущем.
2.3. Практический опыт Калининградской области.
«Теория без практики мертва».
Соглашаясь с этим необходимым проанализировать деятельность одной из реально существующих российских экономических зон. В качестве примера выбрана одна из старейших СЭЗ в России - СЭЗ «Янтарь», а ныне Особая экономическая зона Калининградской области.
Согласно положению о СЭЗ « года, целями её создания было ускорение решения задач социально- экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно- технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования
в условиях перехода к рыночной экономике. Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое
значение для России. Главные отличительные черты рассматриваемой зоны: 1. выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей
между Евразией и Европой, 2. уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов); 3. изолированность
области от остальной государств,
что повышает транспортные политические риски хозяйственной деятельности в регионе; 4. использование
для военных нужд большей, чем площадь территории гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения
иностранных капиталов. В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» (3). Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ или, позднее, ОЭЗ и прогноз последствий принятия нового закона, проведенный в (29), показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный
режим хозяйственной чем в других «старых» СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально- экономических проблем. При этом: 1. годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой; 2. зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны; 3. довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово- посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в регионе; 4. положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда
других «старых» СЭЗ и область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по объему реально
вложенных капиталов, а в существенно меньше, чем в среднем по России; 5. ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России; 6. режим свободной торговли потребовал усиления административного контроля
над экономической ростом
контрабанды. В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные
при создании СЭЗ «Янтарь». В (29) отмечено, что в новом законе фактически не учтен опыт работы СЭ З «Янтарь» и высказано мнение, что этот закон не только не создает в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может даже ухудшить
его. Приведённые результаты функционирования Калининградской области в режиме СЭЗ (а ее опыт, пожалуй, наиболее «богатый» из всех СЭЗ) важны тем, что они могут служить определенным ориентиром для других российских территорий, уже имеющих или претендующих на звание «СЭЗ», с тем, чтобы избежать повторения сделанных ошибок. 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России.
3.1. Правовые проблемы.
Существенной проблемой настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системной государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющих той или иной территории режим свободной зоны, имеется
и целый ряд официальных затрудняют работу созданных СЭЗ. Своим существованием СЭЗ в России фактически «обязаны» постановлениям Верховного Совета РСФСР «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» и «О создании зон свободного предпринимательства» (5, 6), принятых в 1990 году. В 1991 году был принят
Федеральный закон «Об Согласно статьям 41 и 42 этого закона, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; V упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; V налогообложение по льготным ставкам - до 50 % установленных для
иностранных инвесторов на V понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; V предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; V понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров;
V упрощенный порядок
граждан, в том числе
V наличие права законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении. До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным районам. В результате предоставленные законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с уже действующими в некоторых ранее созданных
в России зонах. Массовая раздача в начале 90-х годов зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в (23), руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами на своей территории, решить с помощью статуса зоны массу различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из Федерального
центра.
В конце 1991 - начале 1992 гг., когда
ро |
Информация о работе Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России