Проблемы системы образования с точки зрения рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:43, сочинение

Описание работы

На сегодняшний день подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов приобретают ключевое значение для подъема экономики страны и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Основными требованиями рыночной экономики являются требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, росту ее социальной мобильности, профессионализму.

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

Шахова Кристина, э303

Экономика труда.

Эссе на тему «Проблемы системы образования с точки зрения рынка труда в России».

На сегодняшний день подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов приобретают ключевое значение для подъема экономики страны и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Основными требованиями рыночной экономики являются требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, росту ее социальной мобильности, профессионализму. Различие в спросе и предложении на рабочую силу означает существование избыточного спроса на труд, выраженного в объеме вакантных рабочих мест, или избыточного предложения, выраженного в численности безработных. Несовпадение качественных характеристик рабочих мест и рабочей силы говорит о существовании структурной безработицы. Наличие безработицы ведет к макроэкономическим потерям в виде недопроизведенного ВВП, влияет на процессы установления в экономике равновесной оплаты труда.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы является важнейшей задачей  государственной политики занятости, и один из основных механизмов решения  этой проблемы – взаимодействие системы  профессионального образования  с рынком труда. Сейчас правительство  России пытается решить проблему соответствия специальностей, подготавливаемых образовательными учреждениями, и потребностей рынка труда.

Изучив несколько статей, я выделила ряд проблем, связанных с системой образования в России, которые имеют неблагоприятное влияние на рынок труда в стране.

Существует масштабная проблема нехватки специалистов. Другими словами, обострена проблема «перепроизводства» специалистов одного профиля в ущерб другим. В результате устойчиво сохраняющихся профессиональных приоритетов населения, с одной стороны, и неадекватной кадровой политики и политики государства в сфере образования, с другой, возникли серьезные диспропорции в структуре предложения и спроса на рынке труда. Артем Коваленко, журнал «Эксперт», считает, что причины дефицита нужных экономике специалистов кроются не только в демографии: экономический рост в последние годы предопределил расширение спроса на труд и увеличение занятости. Основная проблема – в образовании: с одной стороны, школы практически не уделяют внимания профориентированию, не доработана система подготовки, с другой – людей, получивших высшее образование слишком много, и количество предлагаемого на рынке труда превышает спрос на него. «По информации Минобрнауки, в 2011 году количество выпускников по гуманитарному направлению превысило потребности рынка труда на 200%, а по экономическому — на 350%. При этом число учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования сократилось за последние несколько лет более чем на 20%», - пишет «Эксперт».

Перепроизводство определенных категорий специалистов с высшим образованием было отмечено еще в 1980-х годах и в начале 1990-х годов. На тот момент это привело к скрытой безработице среди специалистов. Как тогда, так и на сегодняшний день при существующей системе образования невозможно достичь гармонии образования и рынка труда в России. Концепция системы образования в России является ошибочной с самого начала. Она существует отдельно от функционирования рынка труда. Рынок образовательных услуг в сфере профессионального обучения создает ложное представление о спросе на труд. Это происходит по причине того, что человек считает, что, получив высшее образование, повысит уровень своего человеческого капитала. Однако если вспомнить теорию образовательных сигналов, образование не увеличивает производительности работника, если у него нет определенных способностей в той или иной сфере. Многие идут в университеты не потому, что они «одарены», а потому, что это престижно. По этой причине предложение на рынке труда находится в конфликте со спросом на труд.

На данный момент государство  озабочено привлечением молодежи на рабочие профессии. Попытка вылилась в переименование бывших ПТУ в  «колледжи», однако это не принесло результатов. Парадокс заключается в том, что люди, гоняясь за престижем образования в ВУЗе, предпочитают хорошо оплачиваемым рабочим местам с физическим трудом рабочие места «офисного планктона», даже если они оплачиваются в полтора раза меньше. По мнению научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина, надо всячески внушать подрастающему поколению, что любой труд престижен, если приносит приличные деньги. «Мы должны сформировать рабочую аристократию», - поддерживает идею заместитель главы Минздрава Александр Сафонов. Сергей Рощин считает, что существует не столько дефицит спроса на труд, сколько дефицит спроса на определенное качество труда, навыки.

Таким образом, государство  ставит перед собой две основные задачи:

  • повышение статуса рабочих профессий (Чтобы выпускники были распределены по уровням образования в соответствии с потребностями экономики, а ее запрос на 67% состоит из рабочих рук)
  • техническое перевооружение предприятий (Нельзя подготовить специалиста в условиях, ориентированных на производство 20-летней давности)

Пока Россия только ставит перед собой задачи о решении  проблем образования и проблем  на рынке труда, New York Times пишет, что российские студенты выбирают заграничное образование. Таким образом, появляется еще одна немаловажная проблема – утечка умов. Выбирая заграничное образование, русские студенты чаще всего остаются в той стране, где учились, а Россия теряет специалистов. Ни один ВУЗ России не вошел в рейтинг лучших учебных заведений журнала New Your Times в 2012 году. Возможно, такие рейтинги влияют на мнение студентов, выбирающих место для получения высшего образования. Высшая школа экономики, в целях повышения международного престижа университета, пригласила 25 иностранных преподавателей. Более того, ВШЭ активно использует преподавание и публикацию книг на английском языке. Таким образом, в долгосрочной перспективе университет надеется повысить свой рейтинг. Несмотря на то, что «мертвый груз прошлого огромен», на сегодняшний день Россия старается реформировать систему образования и, тем самым, благотворно повлиять на состояние рынка труда в стране.

На сегодняшний день структура  рынка труда формируется из трех основных тенденций:

  1. реальные потребности отраслей и предприятий в кадрах (существует проблема взаимодействия вузов и работодателей на рынке, российский бизнес предпочитает работников со стажем)
  2. сложившиеся приоритеты населения, отражающиеся на структуре предлагаемых образовательных программ. В России образование рассматривается населением как необходимый экономический ресурс, повышающий ЧК студента и, в результате, обеспечивающий самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние. Основную роль здесь играет престижность профессионального образования. «Порядка 70% российских школьников намерены поступать в вузы», - пишет «Эксперт». Другими словами, в настоящий момент на рынке труда РФ наблюдается превышенное предложение рабочей силы непроизводственных профессий (экономика, менеджмент, юриспруденция, бухгалтерия и др.), и недостаток людей производственных профессий с профессиональным и среднетехническим образованием.
  3. основные направления государственной политики в области образования и рынка труда

На данный момент цели каждой из этих трех групп не совпадают, они работают в разных направлениях, поэтому в стране до сих пор не сформирована адекватная реальным потребностям экономики России структура рынка труда.

Личное мнение.

В настоящий момент на рынке  труда России наблюдается искажение структуры рабочей силы вследствие сосредоточения основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Наблюдается превышенное предложение рабочей силы непроизводственных профессий (экономика, менеджмент, юриспруденция, бухгалтерия), и недостаток людей производственных профессий с профессиональным и среднетехническим образованием.

Я считаю, что, чтобы решить возникшую проблему, связанную с  взаимодействием образования и  рынка труда, система профессионального образования не должна слепо следовать уровню спроса на труд на рынке труда, она должно последовательно развиваться, меняться еще до появления реальных потребностей, которые понадобится срочно удовлетворить. Для рынка труда специалистов при изменениях в спросе на труд, характерен временной лаг в подстройке предложения труда. Этот лаг вызван продолжительностью образовательных программ, он составляет 4-5 лет.  Однако, когда абсолютное значение эластичности спроса на труд больше абсолютного значения эластичности долгосрочного предложения труда, равновесие на рынке будет в скором времени достигнуто. Иными словами, рынок должен быть подготовлен и способен обеспечить изменения в спросе на труд. Не следует привязываться к требованиям нынешних работодателей, надо следить за динамикой рынка и действовать, основываясь на анализе динамики, ее возможном развитии в том или ином направлении.

Существует множество  факторов, от которых зависит ситуация на рынке труда. На мой взгляд, чтобы  учесть их все, экономике России следует  воспользоваться прогнозно-аналитической моделью согласования спроса и предложения рабочей силы, которая учитывает взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования. Для этих целей может быть использована модель движения населения и трудовых ресурсов, которая базируется на данных государственной статистической отчетности о движении рабочей силы в отраслях экономики.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы является важнейшей задачей  государственной политики занятости, и один из основных механизмов решения  этой проблемы – рациональное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда. Сейчас правительство пытается решить проблему соответствия специальностей, подготавливаемых образовательными учреждениями, и востребованными на рынке труда.

 

 

Статьи, использованные для  написания эссе:

  1. Артем Коваленко «Массу на ускорение»/Валерий Фадеев — журнал «Эксперт Урал», №20 (511) /21 май 2012 г. Статья

http://expert.ru/ural/2012/20/massu-na-uskorenie/

  1. Пашкус Н. А. «Ценностные изменения профессиональных приоритетов в России под воздействием внедрения инструмента образовательного кредитования»/Газизуллин Н.Ф.— журнал «Проблемы современной экономики», N 3 (35), 2010 г. Статья

http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3298

  1. Sophia Kishkovsky «Russia Moves to Improve Its University Rankings»/ Jill Abramson – «The New York Times»; published in March 25, 2012 http://www.nytimes.com/2012/03/26/world/europe/russia-moves-to-improve-its-university-rankings.html?pagewanted=all&_r=0
  2. A.N. Kochetov «Professional Education and the Labor Market. Problems of Coordination» - Russian Education and Society, vol. 54, no. 3, March 2012, pp. 3–21

Информация о работе Проблемы системы образования с точки зрения рынка труда в России