Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:07, доклад
Одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации является выработка и реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации политики в сфере энергообеспечения и энергосбережения.
Ускоренное развитие экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.
Рост спроса на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями, связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все более актуальным становится вопрос о необходимости опережающего развития энергетической инфраструктуры. При этом все понимают, что развитие энергетики должно происходить на новой, современной технической, технологической и организационной основе.
Проблемы регионального
энергообеспечения и
Одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации является выработка и реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации политики в сфере энергообеспечения и энергосбережения.
Ускоренное развитие экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.
Рост спроса на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями, связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все более актуальным становится вопрос о необходимости опережающего развития энергетической инфраструктуры. При этом все понимают, что развитие энергетики должно происходить на новой, современной технической, технологической и организационной основе.
Успешно решить данную задачу возможно совместными скоординированными усилиями на федеральном и региональном уровне.
Необходимо отметить, что в силу исторических особенностей развития энергосистемы Российской Федерации, (а она создавалась и развивалась как единая централизованная система, управляемая из одного центра), в стране накоплен опыт решения задач строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации организационно-технических схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов, пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие задачи.
Подтверждением этого является одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации № 215-р от 22 февраля 2008 года Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Не останавливаясь на достоинствах и недостатках данного документа, отметим, что в Генеральную схему включены энергетические объекты тепловых станций мощностью выше 500 МВт, гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты атомной генерации, независимо от их мощности, а также электрические сети напряжением от 220 кВ и выше, межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.
Развитие объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно происходить на уровне субъектов Российской Федерации, т. е. на региональном и межрегиональном уровне. И здесь вопросов гораздо больше.
Дело в том, что опыта развития региональной гражданской электроэнергетики средней и малой мощности в стране практически нет. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует достаточное количество примеров использования отечественных электроэнергетических установок средней и малой мощности в основном военного назначения и создания на их базе локальных систем энергоснабжения закрытых (изолированных) по оборонным соображениям или природно-географическим условиям территорий или объектов.
Но для нормального развития
электроэнергетики
Предполагается, что развитие федерального оптового рынка электроэнергии должно повысить эффективность процесса производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии, а также способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм несовершенен и одним из основных его недостатков является непредсказуемость рынка.
В регионах – лидерах экономического развития страны, а это, прежде всего Москва и Московская область, Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы, отмечается опережающий спрос на электричество. Хочется подчеркнуть, речь идет о платежеспособном спросе, когда энергия и другие ресурсы могут приобретаться по фактически любым предложенным ценам. В этих условиях возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке по ценам, которые способны оплатить предприятия, расположенные в других регионах страны.
В результате, до момента насыщения рынка, то есть до появления на нем достаточного количества предложения энергии, многие регионы страны могут столкнуться с дефицитом электрической энергии. Особенность отрасли является то обстоятельство, что насыщение рынка произойдет только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей.
Как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае несколько лет, затраты на начало производства продукции (барьеры входа) на электроэнергетическом рынке также достаточно высоки.
Грядущий возможный дефицит энергии делает все более актуальным задачу обеспечения энергетической безопасности региона. Ключевым вопросом при этом является вопрос о том, какой вид топлива может быть использован для увеличения производства электрической и тепловой энергии и решения проблемы энергетической безопасности региона.
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом вопросе весьма ограничена. Как известно, по Конституции вопросы использования ядерной энергии относятся к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Регулирование газовой отрасли по действующему российскому законодательству также сосредоточено на федеральном уровне и фактически не содержит компетенции региональных органов государственной власти. Ситуация с крупномасштабным использованием гидроэнергетических ресурсов мало чем отличается от ситуации с газом.
Таким образом, основные для центральных районов России виды топливно-энергетических ресурсов: газ, ядерная энергия и гидроресурсы находятся вне компетенции региональных органов власти.
Можно сделать вывод, что существующий
правовой механизм и сложившаяся
система отношений с крупными
участниками топливного рынка практически
исключает для большинства
В этих условиях энергообеспечение регионов может быть осуществлено через развитие энергетических объектов средней и малой мощности, которые составляют основу региональной энергетики. Для решения этих вопросов необходимо предпринимать шаги по использованию местных и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов. В большинстве регионов Центрального федерального округа, это, прежде всего, торф, древесные отходы, энергия ветра, тепла Земли, а также использование возможностей малой гидроэнергетики.
Проблема состоит в том, что в такой постановке задача развития региональной энергетики ставится в Российской Федерации впервые, и, к сожалению, она не подкреплена достаточным научно-техническим заделом, необходимыми организационно-правовыми, финансовыми механизмами и ресурсами.
Для развития региональной энергетики необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового, научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.
Второй, не менее, а может быть и более важной темой, является энергосбережение.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года было сказано о необходимости «кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности».
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 действующего Федерального закона «Об энергосбережении» принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов предусматривается в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Эта норма в условиях, мягко скажем, невысокой активности федеральных органов власти в вопросе создания законодательных основ энергосбережения в Российской Федерации, серьезно ограничивает возможности регионов по стимулированию энергосбережения и повышению эффективности потребления энергии.
Потребление электрической энергии в области не обеспечивается наличием мощностей по ее производству. За счет производства электрической энергии на территории области покрывается около 55 процентов объема электропотребления региона. Возможности по увеличению производства электроэнергии на территории области с использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма ограниченными.
Потребление электрической энергии в области превышает 7,5 млрд. киловатт-часов, потребление тепловой энергии вплотную приблизилось к 15 млн. гигакалорий. Всего на нужды электротеплоснабжения и транспорта в регионе расходуется 8 миллионов тонн условного топлива.
В результате известных
решений Правительства
Прогноз затрат организаций бюджетной сферы области на основные топливно-энергетические и коммунальные ресурсы показал, что к 2012 году расходы на оплату этих ресурсов вырастут по сравнению с 2007 годом в 3-4 раза.
При этом необходимо отметить, что основной экономический эффект и доходы от роста цен на энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры, расположенные за пределами Ярославской области.
В силу отмеченных обстоятельств задача
повышения эффективности
Органы государственной власти области активно занимаются разработкой и реализацией политики повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом на этом пути стало принятие в 2002 году Администрацией Ярославской области Концепции политики энергосбережения на 2002-2005 годы.
Продолжением этой работы стало принятие в октябре 2006 года Закона «Об энергосбережении в Ярославской области», в развитие положений которого в сентябре 2007 года принята комплексная целевая программа «Энергосбережение в Ярославской области» на 2008-2009 годы.
В своей деятельности органы государственной власти области исходят из понимания того, что снижение энергоемкости – это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное развитие экономики региона, сократить потребность во вводе новых энергетических мощностей.
Вопросы производства энергии напрямую
связаны с эффективным ее использованием,
поэтому вопросы
Органы государственной власти
Ярославской области
В рамках этой работы 25 марта
2008 года в Ярославле состоялась
международная научно-
Информация о работе Проблемы регионального энергообеспечения и энергосбережения