УДК 338.1
ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В РОССИИ
В статье
рассматриваются проблемы экономики
России, сдерживающие развитие страна
по инновационному сценарию.
Ключевые
слова: модернизация, инновационный
экономический рост, проблемы реализации,
инновации.
PROBLEMS
OF REALIZATION OF INNOVATIVE ECONOMIC
GROWTH IN
RUSSIA
In the some
article problems of economy of Russia constraining developing the country
under the innovative scenario are being considered.
Keywords:
modernization, innovative economic growth, realization problems, innovations.
В мае
2009 г. Президент Д.А. Медведев объявил курс
на модернизацию российской экономики.
Потребность в модернизации он обосновал
сырьевой направленностью развития экономики
России, отставанием в технологической
сфере, деградацией отечественной промышленности,
которая в значительной мере пришлась
даже не на кризисные 1990-е гг., а на 2000-е
гг. – годы роста.
В соответствии
с поставленными Президентом
Российской Федерации задачами –
переход на инновационный путь развития
– является стратегическим направлением
формирования современного экономического
роста России. Одной из приоритетных
проблем является развитие новой экономики,
основанной на знаниях.
В рамках
понятия «экономика, основанная на
знаниях» под знанием понимаются
не только традиционные знания, которые
преподаются в вузах, но и подходы
и идеи по поводу наиболее эффективной
организации производства, разработки
продукта. Главное - не столько создать
новое знание, сколько использовать его
продуктивно [4].
Формирование
новой экономики может происходить
за счёт кардинального изменения экономической
структуры в пользу высокотехнологичных
отраслей, развития человеческого капитала,
сферы образования, повышения квалификации
кадров. Трансформации должна быть подвергнута
и научно-техническая сфера с целью оптимизации
её масштабов и структуры, повышение на
порядок эффективности, ориентации на
достижение конкретных результатов.
Если
характеризовать современный инновационный
процесс в России в целом, то следует,
прежде всего, иметь в виду, что её судьба
исторически складывалась таким образом,
что промышленный переворот здесь был
осуществлён лишь в 30-80 годы ХIХ века, а
попытка приближения технологической
базы к уровню Запада прерывались войнами
и революциями.
Обеспеченность
России природными ресурсами и большая
протяжённость её территории обуславливали
замкнутость экономической системы и
развитие по преимущественно экстенсивному
типу. Складывающееся на протяжении веков
отставание её технологической базы от
развитых стран Запада нашло выражение
в материалоёмком и капиталоёмком типе
производства, основанном на использовании
низкоквалифицированного труда. Экономическая
система, основанная на административно-командных
методах управления экономикой, жёсткой
централизации материальных и финансовых
ресурсов, не смогла решить этих проблем.
На сегодняшний
день в России продолжают существовать
проблемы, которые тормозят развитие
страны на пути достижения инновационного
экономического роста. Остановимся на
них подробнее:
- В настоящее
время Россия продолжает сохранять
традиционную индустриальную
модель развития, являясь элементом
мировой экономики, который сегодня используется
этой экономикой преимущественно как
источник сырья [3]. Как подчеркивает
Президент Д.А.Медведев, «привычка жить
за счёт экспорта по-прежнему тормозит
инновационное развитие» [5]. Сегодня
почти половина (примерно 40%) ВВП России
создается за счёт экспорта сырья. В стране
почти исчезла конкурентоспособная наукоёмкая
промышленность. Машиностроение, электроника
и др. высокотехнологичные отрасли формируют
7-8% ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции
составляет всего 2,3% промышленного экспорта
России. В США этот показатель составляет
32,9%, в Китае – 32,8% [10]. Удельный вес России
в глобальном экспорте наукоёмкой продукции
не превышает 0,3% [7].
- Как и в бывшем
СССР, в России наблюдается крайне
низкая скорость осуществления
инноваций. Существующий ещё значительный
задел, созданный отечественными учёными
и изобретателями в советские годы, по-прежнему,
не востребован производством, морально
стареет и обесценивается. Примерно треть
всех имеющихся научно-технических разработок
в стране – не внедряется. Из 3000 разработанных
научно-технических предложений в настоящее
время реализуется только одно. Инновационно
активные предприятия составляют лишь
5% их общего числа, а наукоёмкая продукция,
выпускаемая ими, не превышает 2% от общего
объёма экспорта [2].
- В условиях
слабого, неструктурированного рынка
многие предприятия, выпускающие наукоёмкую
продукцию, не смогли найти необходимых
инвестиций для налаживания производства
новой продукции и вхождения в монополизированные
сектора наукоёмкого мирового рынка, даже
при наличии разработок мирового класса.
Решающую роль в этом играет отсутствие
эффективной государственной
инновационной политики, включая защиту
и поддержку инновационной деятельности
(при сохранении высокого уровня налогообложения),
необходимое законодательное оформление
отечественной национальной инновационной
системы, комплекса инновационной инфраструктуры
с рыночными финансово-экономическими
институтами (банками, инновационными
фондами, страховыми и венчурными фондами).
- В России
наблюдается отсутствие
согласованных взглядов
органов управления,
бизнеса и научного
сообщества на стратегию
перевода экономики
на инновационный путь
развития, что не позволяет выработать
государственную инновационную политику
и, естественно, существенно тормозит
формирование законодательства инновационной
деятельности.
- В нашей стране
организация инновационных процессов
базируется исключительно на государственном
финансировании или адресной финансовой
деятельности, а бизнес фактически исключён
из инновационных проектов. В развитых
странах ОЭСР соотношение расходов государственного
и частного сектора на НИОКР составляет
1:3 и 1:4. В России сложилось противоположное
соотношение – 2,5:1. При этом у нас государство
финансирует свыше половины НИОКР (56%),
выполняемых частным сектором. Для стран
ОЭСР этот показатель составляет всего
7%, для Китая – менее 5%. [1]. Причина заключается
в том, что превалирование неформальных
норм советского типа изначально консервирует
нерыночные мотивы и, следовательно, методы
регулирования инновационного процесса.
- Проблема
состояния высокотехнологичных отраслей
в России определяется действием ряда
внешних факторов, в частности их невостребованностью
рынком. На наш взгляд, это обстоятельство
можно объяснить рядом причин: Во-первых,
преимущественно военной направленностью
производственного, научно-технического,
интеллектуального и кадрового потенциала
этого сектора промышленности.
Во-вторых,
сложная продукция гражданского
назначения - радиоэлектроника, электротехника,
точная механика, оптика и т.д. – в основной
своей массе оказалась неконкурентоспособной
в условиях чрезмерной открытости внутреннего
рынка для экспансии иностранной продукции
(в том числе и низкокачественной) и слабой
защищённости отечественных товаропроизводителей.
В-третьих,
супердорогостоящая продукция (гражданская
авиация, морские суда и т.п.) на внутреннем
рынке не нашла своих потребителей в силу
их неплатёжеспособности в результате
резкого снижения жизненного уровня основной
массы населения.
- Сосредоточение
модернизационного
потенциала высоких
технологий преимущественно
в рамках оборонно-промышленного
комплекса России снижает эффективность
экономики в целом, поскольку влечёт за
собой усиление диспропорций в её технологической
структуре, ограничивает базу и замедляет
темпы общего технологического обновления
и экономического роста.
- Также в
России продолжают существовать
сферы инновационной
деятельности, которые
были до 1992 года составной
частью единого научно-технического
комплекса бывшего СССР, но сейчас пришедшие
в упадок:
- фундаментальная
наука в составе подразделений, институтов,
научных центров, лабораторий, опытно-конструкторских
баз и многих научно-инновационных образований
Российской академии наук, а также современных
научно-корпоративных и общественных
организаций;
- университеты
и высшие учебные заведения, а также учебно-научно-инновационные
комплексы, объединяющие различные элементы
инновационного цикла с его ресурсным
обеспечением в составе Минобразования
РФ;
- сфера прикладных
научно-исследовательских институтов
и опытно-конструкторских баз, сохранившихся
в наукоградах, в ряде корпораций и финансово-промышленных
группах;
- государственная
сфера патентования изобретений и открытий,
а также корпоративные банки данных научных
идей и «ноу-хау»;
- наукограды,
крупные научно-технические комплексы
и корпоративные объединения по промышленному
освоению технологий и выпуску наукоёмкой
продукции, сосредоточенные в оборонном
комплексе.
- Кроме того,
в структуре экспорта
России преобладают
неохраноспособные
виды интеллектуальной
собственности, менее ценные с коммерческой
точки зрения. Вместе с тем по показателю
изобретательной активности, измеряемому
по количеству полученных патентов в расчёте
на 1 млн. населения, Россия в 2006 году заняла
17-е место, опережая страны бывшего СССР
(Казахстан, Беларусь, Украину). Но значительно
отставая от стран лидеров: Японии, Кореи,
США, Германии и Австралии [6].
- В условиях
развития инновационной экономики России
предстоит решить проблему
дефицита кадров. По некоторым оценкам,
из страны уехали от 100 до 250 тыс. учёных.
Ныне в российской науке занято 25 тыс.
докторов наук, а только в США проживает
более 16 тыс. докторов наук – выходцев
из бывшего СССР. Конечно, необходимо остановить
дальнейшую «утечку умов». Демографический
кризис (меньше трети научных исследователей
относятся к наиболее продуктивной возрастной
группе 30-50 лет, а четверть докторов наук
– старше 70 лет) может приобрести необратимый
характер [11].
В результате
выявленных проблем можем сделать
вывод о том, что пока в нашей
стране превалирует лишь масса амбиций
по поводу становления инновационной
экономики, а не реальные действия в этом
направлении.
Литература
- Бенуа Годен
Концептуальные основы научной, технологической
и инновационной политики // Форсайт.
– 2010. - №2. – С. 34-43.
- Воронцов
В.А., Зарайская Е.С., Рождественский А.В.
Инновации в России: «технологический
пат» // Инновации. –2008. - №2 (112). – С. 15-20.
- Иноземцев
В. Призыв к порядку. О модернизации России
и возможном экономическом прорыве // Российская
газета. – 1 октября 2008. - №205 (4762). - С. 4-5.
- Кузакова
О.А. Направления развития экономики знаний
// Вестник ИНЖЭКОНА. - 2010. - Вып. 1 (36) – С.
100-107.
- Медведев
Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской
Федерации // Вести.ru. 12.11.2009: сайт. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=325454 (дата обращения 12.11.2010).
- Мировые центры
инноваций // Гуманитарное развитие в России
и за рубежом. Экспертно-аналитический
Портал. 17.08.2008. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2008/
02/03/1678 (дата
обращения 13.11.2010).
- Примаков
Е. Россия перед выбором // Российская газета
– 14 января 2010 – № 5083. - С. 11.
- Пространство
и время в мировой политике и международных
отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ.
В 10 т. / под ред. А.Ю. Мельвиля; Рос. ассоциация
междунар. исследований. – М.: МГИМО-Университет,
2007. Т. 5: Международное экономическое сотрудничество
в глобальном мире / под ред. Н.Н. Ливенцева.
– С.57-71.
- Симкина Л.Г.
Инновационная модель национальной экономики:
возможности и проблемы // Инновационная
экономика: опыт развитых стран и уроки
для России: материалы науч.-практ. конф.
26 марта 2010 г.: Ч.1 / ред. кол.: Л.Г. Симкина
(отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - С.
10-19.
- OECD, STAN Indicators
Database, 2009 edition.
- Science and Engineering
Indicators 2010. National Science Board. W., 2010, Appendix table 3-10.