Проблемы развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
Исследование сущности малого предпринимательства.
Рассмотрение критерий выделения малых предприятий.
Выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.
1.1 Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране................................................................................................................12
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в экономике России…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России.
3.1 Проблемы и перспективы развития………………………………………26
3.2 Пути решения проблем предпринимательства…………………………..28
Заключение…………………………………………………………………......32
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc2.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие);

б) органами местного самоуправления (муниципальное  предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

По мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Все малые  предприятия довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые  предприятия специализируются и  на выпуске конечной продукции, ориентировано в основном на местные рынки сбыта.4

1.2 Характеристика малого  предпринимательства  и необходимость  его развития в  стране.

Критерии  выделения малого предпринимательства. Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической  литературе отсутствуют научные  принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:

- объективность;

- дифференциацию  величины критериев в зависимости  от специфики и отраслевой  принадлежности предприятия;

- простоту  в понимании и использовании;

- количество  критериев;

- стабильность  критериев.

Все мелкие и средние предприятия можно  условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо  или косвенно связанные с крупным  бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие  с предприятиями крупного бизнеса  и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

Роль  и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса  можно определить с помощью следующих  показателей, как доля:

- валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе;

- мелких  предприятий в общем количестве  промышленных предприятий;

- трудоспособность  населения, занятого в мелком  бизнесе;

- малого  бизнеса в экспорте продукции;

- налогов,  поступающих от малого бизнеса  в их общей величине;

- основного  капитала, функционирующего в малом  бизнесе;

- отдельных  видов продукции или услуг,  производимых малым бизнесом  в их общем объеме.

С увеличением  этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

- в снижении  уровня безработицы;

- в более  полном удовлетворении потребностей  граждан в продукции и услугах;

- в улучшение  качества обслуживания;

- в более  высокой удовлетворенности людей,  особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как  средство самовыражения;

- в формировании  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- в формировании  многочисленного класса мелких  собственников, которые в наибольшей  степени заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;

- в снижении  забастовок и социальной напряженности в обществе.5

Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность  персонала;

- размер  уставного капитала;

- величина  активов;

- объем  оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам  малого предпринимательства определялось согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров.

Законом № 209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Независимо  от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно, 100 человек включительно -малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек).Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период , как было ранее. В Законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.

Добавился новый критерии по назначению выручки  от реализации товаров без учета  НДС или балансовой стоимости  активов. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июня 2008г. №556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год: 

- микропредприятия- 60.млн. рублей;

- малые  предприятия- 400 млн. рублей;

- средние  предприятия- 1 млрд. рублей.

С установлением  новых критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства торговли их круг расширился. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. порог по критерию « средняя численность работников» в оптовой торговле и общественном питании малых предприятии и января 2008г. круг малых предприятий торговли пополнился организациями со средней численностью работников от 31 (51) до 100 человек. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства наравне с коммерческими организациями отнесены предприятия потребительской коопераций, которые ранее, являясь некоммерческими организациями, к малым предприятиям не относились.6

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества.  

Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в России