Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:00, контрольная работа
Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности
Введение…………………………………………………….……….3
1. Основы АПК……………………………………………………………4
2. Основные проблемы АПК……………………………………………..5
2.1. Проблемы растениеводства и животноводства…………………...-
2.2. Проблемы сельского населения…………………………………...-
2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал………………………6
2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения…………….-
2.5. Проблемы технологии отрасли…………………………………….-
3. Факторы, ограничивающие развитие АПК в России………………...7
4. Экономическая эффективность…………………………………….....10
Заключение………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………...….12
3. Факторы ограничивающие развитие АПК в России.
Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.
Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально- технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.
На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную Продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе.
Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
Обратим внимание на лидирующий, по данным этих опросов, фактор: изношенность материально-техических ресурсов. Обеспеченность сельского хозяйства техникой по отношению к нормативной потребности составляет по тракторам 56%, по комбайнам 60%, такая же картина наблюдается по сельхозмашинам. В результате нарушаются агротехнические сроки выполнения работ, возрастают потери продукции. Энерговооруженность сельского хозяйства в России на несколько порядков ниже, чем в развитых странах Запада. По данным ОА «Росагроснаб», 70% техники, работающей на селе, выработало свой технический ресурс и подлежит списанию.
Опросы региональных руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства в 30 субъектах Федерации показали несколько иную картину распределения основных факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного производства:
1. диспаритет цен на материально-технические ресурсы и продукцию сельского хозяйства (84% руководителей в администрации субъектов РФ);
2. нехватка финансовых средств (83%);
3. низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию (49%);
4. высокие ставки по кредитам (36%);
5. высокие налоги (34%);
6. увеличение издержек вследствие износа материально-технических ресурсов (32%);
7. снижение платежеспособного спроса населения (32%);
8. диспаритет цен на продукцию растениеводства и животноводства (24%).
По данным опросов региональных руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, обобщенных тем же автором, можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее важными антикризисными мерами в аграрном секторе экономики являются следующие:
1. снижение ставок НДС на продукты питания первой необходимости (94% всех опрошенных) и ограничение торговой надбавки для предприятий, реализующих сельхозпродукцию и продукты питания (83% респондентов, из них - 90% руководителей сельскохозяйственного производства в администрации регионов);
2. реструктуризация кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей поставщикам (85% респондентов, из них - 86% руководителей сельскохозяйственных предприятий и 70% фермеров);
3. увеличение размеров специального фонда льготного кредитования и лизинговых операций для товаропроизводителей (88% респондентов, из них - 93% руководителей сельскохозяйственного производства в администрации регионов);
4. замена всех налогов, которыми в настоящее время облагаются сельскохозяйственные товаропроизводители, единым налогом на землю (86% респондентов);
5. внедрение эффективных мер по закупкам сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения и у фермеров (89%);
6. разработка системы дотирования детских учреждений, учебных заведений, больниц, домов для престарелых и других подобных бюджетных организаций при закупках ими отечественного продовольствия (96%);
7. государственная поддержка как посреднических структур, закупающих сельскохозяйственную продукцию, так и перерабатывающих предприятий в виде предоставления льготных кредитов (83% респондентов), сокращения налогов (80%), участия государства в качестве основного учредителя или акционера (75%).
В целом, по мнению большинства участников опроса, к важнейшим антикризисным мерам в аграрном секторе следует отнести расширение сферы торгово-посреднического обслуживания товаропроизводителей для увеличения у них закупок сельскохозяйственной продукции.
4. Экономическая эффективность.
В связи с тем что и в автономных хозяйствах производство продолжало бы развиваться, сложно определить точный размер увеличения объема основной продукции только в результате перехода к агропромышленной форме организации производства и управления. Однако в случае продолжительного организационного периода создания объединения прирост объема продукции может быть определен путем сопоставления среднегодовых темпов роста объема производства продукции за базовый (до объединения) и расчетный (после объединения) периоды деятельности.
Сумма годового экономического эффекта производственного агропромышленного объединения Э (в руб.) может быть определена по формуле
Э= Эс.х.+Эп+Эц
где Эс.х—экономический эффект, полученный в сельскохозяйственном производстве, руб.; Эд —экономический эффект, полученный в промышленном производстве, руб.; Эц —экономический эффект от централизации основных производственно-хозяйственных функций, руб.
Годовой экономический эффект, полученный сельскохозяйственном производстве,
Эс.х.= Эс.х В,
где В — объем производства в расчетном году, т (ц, дал и др.)
Годовой экономический эффект, приходящийся на единицу сельскохозяйственной продукции,
Эс.х= (С1+ЕнК1) —(С2+ЕнКорг) +Пк
где С1 и С2 — себестоимость 1 т (ц) профильной культуры по соответственно базовому и расчетному вариантам, руб.; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К1— удельные капитальные вложения базового года в сельскохозяйственном производстве, руб.; Корг - удельные капитальные вложения в сельскохозяйственное производство на проведение мероприятий по организации объединения за все годы его становления, руб.; Пк — прибыль от повышения качества сельскохозяйственной продукции, руб.
Удельные капитальные вложения
Корг = К1 + Кдоп
где Кдоп- сумма удельных капитальных затрат каждого года организационного периода (в руб.), определяемая по формуле
Кдоп =( К΄- К1)+( К"- К1)+…+( К2- К1)
где К΄, К", К2 - удельные капитальные затраты каждого года, руб.
Прибыль от повышения качества сельскохозяйственной продукции можно вычислить по формуле:
Пк=(а1-а2)(Ц2-Ц1)/100
где а1 и а2 — удельный вес некондиционной продукции в базовом и расчетном годах, %; Ц1и Ц2—средняя сдаточная цепа 1 т (ц) в расчетном и базовом годах, руб.
Годовой экономический эффект в промышленном производство определяется аналогично. Годовой экономический эффект от централизации основных производственно-хозяйственных функций (снабжения и сбыта, строительства и капитального ремонта, финансовых функций, планирования и т. д.) определяется как разница между затратами на выполнение этих функций до и после их централизации, т. е. в базовом и расчетном годах. Так, например, эффект от централизации материально-технического снабжения и сбыта продукции — это годовая экономия транспортных расходов по доставке оборудования и материалов, затрат по реализации готовой продукции.
Заключение
1.В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
2.Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и качества жизни сельского населения.
3.Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.
4.Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
Решение проблемы выхода АПК страны из экономического кризиса, необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержку инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.
Реализация предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства, в рамках стратегии государства, должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения как в регионе, так и в стране в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
2. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
3. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
4. Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2007,№4.
5. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2007, №1.
6. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно – целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
7. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
8. Цветков В., Джумов А.– Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2007,№4.
Информация о работе Проблемы развития АПК в современных условиях