Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:18, курсовая работа
В данной работе я раскрою основные направления в торговле оружием, основных экспортеров и импортеров вооружения, а так же проблему нелегальной торговли оружием. Также затрону тему влияния такой экономической деятельности на геополитическую обстановку в мире.
Содержание 2
Введение 3
Информация о торговой деятельности на международном рынке вооружений и военной техники 3
Источники информации 3
Факторы, которые влияют на ситуацию экспорта/импорта оружия, характеристика закупок и ценообразование 4
Схема реализации военной продукции 7
Структура мирового рынка вооружения 8
Крупнейшие поставщики военной продукции на мировом рынке вооружений 8
США 9
ЕС 11
Остальные страны 12
Место России в мировой торговле оружием 13
Тенденции развития российского ВПК. 16
Нелегальная торговля оружием 19
Спрос на оружие в настоящем и будущем 23
Заключение 25
Использованная литература 27
Показательно, что в послании Федеральному собранию Д.А. Медведев обратил особое внимание на «необходимость создания новейших образцов вооружений, которые обеспечат превосходство над любым противником». В тоже время Президент подчеркнул, что должна быть создана «эффективная система заказов военной продукции, где строго соблюдается баланс между поставками для нужд национальной обороны и поставками за рубеж», а также должно быть серьезно улучшено качество продукции при одновременном снижении ее себестоимости. В проекте новой военной доктрины оснащение Вооруженных сил и других войск современным вооружением, военной и специальной техникой рассматривается как материальная основа их боевой мощи.
В настоящее время Россия осуществляет поставки оружия и военной техники в 80 стран мира. Ежегодно «Рособоронэкспорт» заключает от 1000 до 1700 контрактов на поставку за рубеж продукции военного назначения. Однако усиление в последние годы конкуренции и политизации рынка торговли вооружениями приводит к тому, что ситуация в этой сфере складывается не в пользу нашей страны.
В функционировании мирового рынка вооружений необходимо выделять нелегальные поставки оружия, объем которых не снижается и оценивается от 2 до 10 млрд долл. в год. Нелегальные поставки оружия подразделяют на две категории – «черный» и «серый» экспорт.
«Черный» экспорт - это передача вооружений в нарушение международного или национального законодательства без разрешения государственных органов. Понятие “черного экспорта” тождественно контрабанде.
«Серый» экспорт означает поставки В и ВТ государством или его органами в нарушение норм международного права или национального законодательства. К случаям “серых поставок” можно отнести передачу вооружений в страны, в отношении которых реализуется эмбарго Совета Безопасности ООН; передачу вооружений и технологий, подпадающих под ограничения международных режимов нераспространения; поставки оружия движениям, ведущим вооруженную борьбу против признанных мировым сообществом правительств.
Еще одна переходная область
– бело-серая и серо-белая
Строго говоря, серо-белый и бело-серый экспорт роднит с теневым только стремление экспортеров возможно дольше сохранять эти поставки в тайне. Такого рода передачи вооружений можно назвать полутеневыми.
Примерно 50–60% мирового объема торговли стрелковым оружием является законным, но законно экспортированное оружие нередко попадает на черный рынок. Только в Афганистане насчитывается примерно 10 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения, в Западной Африке – примерно 7 млн единиц, а в Центральной Америке – около 2 млн. Значительная часть оружия, находящегося в обороте на мировом черном рынке, похищена или захвачена у государственных сил безопасности.
Незаконная торговля стрелковым
оружием является крупным и прибыльным
бизнесом. Здесь не платятся никакие
налоги или пошлины, а валовая
прибыль является колоссальной. Угрозу
распространения оружия усиливает
и то, что растущее предложение
вызывает постоянное снижение цен на
вооружение. В некоторых районах
мира автомат АК-47 можно приобрести
за 20–30 долларов США, а то и за мешок
муки. Это оружие усиливает и увеличивает
размеры конфликтов, затягивая одновременно
сроки их действия. Затягивание вооруженных
конфликтов ведет за собой все
большую необходимость в
В связи с тем, что торговля вооружениями влияет на безопасность не только отдельных государств, но и всего мира в целом, мировое сообщество пытается наладить эффективные механизмы контроля за экспортом различных видов оружия. Так, режим контроля за ракетной технологией /РКРТ/ ставит своей целью ограничение распространения ракетных средств доставки оружия массового поражения /ядерного, химического, бактериологического/ путем контроля за экспортом ракет и технологий их производства в третьи страны. Участие в РКРТ является добровольным. Россия присоединилась к этому режиму в 1995 году.
С целью повышения прозрачности экспорта оружия создан Регистр обычных вооружений ООН. Режим Регистра подразумевает ежегодное добровольное предоставление государствами информации о внешней торговле оружием. Данные Регистра позволяют прогнозировать военно-политические ситуации в различных регионах мира. Россия предоставляет информацию для Регистра с начала его действия - с 1991г.
Глобальную систему контроля
за распространением обычных вооружений,
товаров и технологий двойного назначения
предусматривает Вассенаарское
соглашение, к которому присоединились
государства, являющиеся производителями
и экспортерами вооружений или соответствующих
технологий. Вассенаарское соглашение
предусматривает добровольный обмен
информацией между странами-
Кроме международных соглашений
запретительного и
Однако несмотря на все эти соглашения и договоренности сегодня оружием торгуют все крупные страны. Но сегодня нет четкого международного законодательства, которое бы регулировало торговлю оружием. Поэтому страны-экспортеры могут без особых проблем поставлять оружие в горячие точки, оставаясь безнаказанными.
В скандалах, связанных с незаконной торговлей оружием, в последнее время были замешаны практически все основные игроки на этом рынке: США, Великобритания, Россия, Китай. В обнародованном докладе «Оружие без границ», составленном при участии британской благотворительной организации Oxfam, правозащитников из «Международной амнистии» и «Международной сети по борьбе с распространением стрелкового оружия» говорится о том, что при участии британского и американского правительств оружие поставлялось, в частности, в Судан, Колумбию и Узбекистан. Неоднократно в адрес России звучали обвинения в поставке оружия Ирану, Сирии и другим странам, в отношении которых ООН объявило эмбарго. В свою очередь Россия в прошлом году обвинила в свою очередь Украину, Польшу и другие западные страны в незаконных поставках в Грузию вооружения, которое использовалось в военном конфликте на территории Южной Осетии.
Однако доказать что-либо,
а тем более привлечь к ответственности
государство за незаконную торговлю
оружием практически
С точки зрения номенклатуры оружия, на мировом рынке преобладающим спросом пользуется авиационная техника. Наблюдается также устойчивый спрос на ракетные системы различного назначения, бронетанковую технику, артиллерийские системы и стрелковое оружие, боеприпасы, военно-морскую технику, системы управления, наведения, разведки и связи.
В ближайшие годы структура спроса, очевидно, существенно не изменится. При этом потребители будут проявлять интерес как к новейшим и дорогостоящим вооружениям, так и к устаревшему, в том числе бывшему в употреблении, оружию, более доступному большинству покупателей по цене. В последнем случае поставщик должен предусматривать надежную схему сервисной поддержки и снабжения запчастями.
Мировой вызов в этой сфере – высокотехнологичное оружие. Следует ожидать, что в недалеком будущем на мировом рынке сформируется интерес к оружию, функционирующему на новых физических принципах - лазерному, лучевому, импульсному, плазменному и др. Тогда в лидеры по производству и экспорту такого оружия выйдет государство, наиболее подготовленное к его разработке и изготовлению.
У России,
с этим проблемы. Лазерное оружие начнет
поступать в армии мира уже в 2013-2015 годах.
Россия полным ходом ведет исследования
в этом направлении. В штабах армий мира
уже полным ходом идет информатизация
поля боя – создание информационных технологий
военного назначения, сетецентрического
управления боевыми действиями. Полностью
на него, по мнению экспертов, перейдут
к 2020 году. Американские эксперты считают
- иметь точные данные о ситуационной осведомленности,
значит победить соперника, что эквивалентно
применению совершенных огневых средств.
Хорошо видны и такие российские проблемы,
как производство интеллектуальных боеприпасов,
самонаводящихся, самостоятельно определяющих
приоритетность целей, их динамику, момент
их атаки.
Со всем
этим у России пока – отставание.
Несколько лучше обстоят дела
с автоматизированными и
На основании того, что в данной работе решены все поставленные задачи, а именно изучена статистика продаж вооружений на этом рынке, а также динамика её изменения, выявлены некоторые проблемы, связанные с поставками вооружений (как настоящими, так и перспективными), а также предложены пути их решения, можно сделать вывод о том, что поставленная цель работы достигнута.
На основании данных, полученных в ходе проведенной работы можно сделать некоторые обобщения.
Во-первых главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.
Следует отметить, что продажа
вооружений приносит не только сверхприбыли,
связанные с высокой
Важным является то, что прибыли от продажи оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли от экспорта вооружений.
К «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести следующее: конкурентоспособность на мировом рынке вооружений обеспечивается постоянными научными разработками, что означает постоянную обороноспособность страны, т.к. данные разработки при необходимости могут быть использованы для внутренних нужд собственных вооружённых сил.
Так же к экономическим «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести и тот факт, что Россия пытается поддерживать контакты со «странами-изгоями», с которыми остальные страны в целом не сотрудничают по политическим причинам, на чем и теряют потенциальную прибыль.
http://actualcomment.ru/news/