Проблемы малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:41, доклад

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
На мой взгляд проблемы МП можно разделить на две группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)

Работа содержит 1 файл

экономика ( доклад).doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Проблемы  малого  предпринимательства  в России 

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

На мой взгляд проблемы МП можно разделить на две группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)

 Общие проблемы:

     а) Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, машины, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

     б) Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.

     в) Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.

       Большие города:

       а) Высокая цена рабочей силы.

     б) Следующей, но далеко не последней проблемой по значению, является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, т.е. то, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности.

       Малые города: 

     а) В малых населенных пунктах обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании. Как пример возьмем п.Верх-Чебула Кемеровской области. Для МП этого поселка характерны малые  деревообрабатывающие предприятия. Объема спроса в принципе не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную загруженность производственных мощностей этих предприятий, а в связи с тем, что они не могут выйти на общероссийский рынок, они начинают конкурировать друг с другом за тот небольшой объем спроса, который все-таки присутствует. В результате продажные цены близки к себестоимости, и предприятиям не хватает средств для расширения.

     б) Административное давление. Если  например в Кемерово вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.

     в) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику в провинции менее формализованы.

     г) Трудности выхода МП на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

     В тех случаях, когда требуется  аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик  платит за качество места, где выложен  товар), средств провинциальных предприятий обычно хватает ненадолго.

     д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии. Например в Кемерово и крупных городах большинство малых организаций имеют сайт в интернете и активно используют электронную почту, чего не происходит в малых городах, и это приводит к еще большей непрозрачности рынка. В некоторых регионах еще нет мобильной связи, и неизвестно, когда она появится.

     В то же время следует отметить, что  в малых городах за счет тесного  сотрудничества и относительной  малочисленности компаний между  МП формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и  точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки.

     5. Несмотря на вышеперечисленные  проблемы новые МП продолжают  появляться, а некоторым удается существовать довольно долго.

       В настоящее время со стороны федеральных и региональных властей хорошим способом влияют бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования, что в свою очередь идет во вред перечисленным проблемам МП. 

        

        

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства в России