Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:37, статья
«Я сам во всем виноват», - так отвечает 50 % малых предпринимателей на вопрос о том, почему их бизнес оказался неуспешным [1]. Имея желание, предприниматель открывает своё дело, нанимает персонал и думает, что ему остается только сидеть в кресле и подписывать «бумажки», но через некоторое время оказывается, что партнеры или подчиненные его разорили. Специфическая особенность малого бизнеса заключается в разносторонней деятельности бизнесмена - он одновременно должен быть экономистом, менеджером, финансистом, юристом и маркетологом, и должен уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия
Проблемы малых предприятий и возможные пути их решений
«Я сам во всем виноват», - так отвечает 50 % малых предпринимателей на вопрос о том, почему их бизнес оказался неуспешным [1]. Имея желание, предприниматель открывает своё дело, нанимает персонал и думает, что ему остается только сидеть в кресле и подписывать «бумажки», но через некоторое время оказывается, что партнеры или подчиненные его разорили. Специфическая особенность малого бизнеса заключается в разносторонней деятельности бизнесмена - он одновременно должен быть экономистом, менеджером, финансистом, юристом и маркетологом, и должен уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия [2].
В настоящее время помимо неквалифицированности, незнания и неуверенности предпринимателей, существует ряд проблем, который не позволяет им активно развивать свою деятельность.
Сами представители малых
1. недостатки налоговой системы;
2. отсутствие оборотных средств;
3. низкий платёжеспособный спрос населения;
4. высокая арендная плата;
5. экономическая политика государства;
6. недоступность кредитов;
7. дороговизна сырьевых ресурсов;
8. высокие тарифы на перевозки;
9. проверки, проводимые различными ведомствами;
10. отсутствие производственных площадей [3].
Для того чтобы лучше понять, с чем приходится сталкиваться предпринимателям, рассмотрим некоторые проблемы и постараемся выяснить, какие меры принимает государство для поддержки малого бизнеса.
Начнем с самой важной проблемы - налогообложение. Одно только слово вызывает не очень приятные ассоциации - кому охота расставаться со своими деньгами?! Любой предприниматель мечтает платить поменьше и многие из них идут на различные уловки, чтобы занизить налогооблагаемую базу, или ищут более законные способы уплаты налогов и для этого переходят на специальный (упрощенный) режим налогообложения. Чтобы производить уплату налогов по упрощенному налоговому режиму, предприятие должно соответствовать ряду требований, во-первых, численность компании не должна быть более 100 человек [4], и, во-вторых, по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не должны превышать 45 млн руб.[5, ст.346.12 п.2.1., с. 761]. Если же по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения [5, ст.346.13 п.4.1., с. 765].
Главным событием является отмена ЕСН и его замена на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования [6]. Это не означает, что придется платить меньше, ведь с 2011 г. размер выплат увеличится с 26 % до 34 % от заработной платы работника, а для малого бизнеса - с 14 % до 34 % [7] .
Следующей проблемой являются сложности связанные с тем, что человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Даже те, кто не являются предпринимателями, сталкиваются с этим. Вроде надо всего одну справку, приходишь, а тот, кто этим занимается в отпуске или нужны определенные документы, а их нужно брать в другом месте, приходишь туда, а там обед, ждешь целый час, а потом тебе говорят, что эти справки мы даем только до 12.00 и по понедельникам, а сегодня вторник. Многих людей это пугает, но после регистрации начинаются другие проблемы: постоянные проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и иногда с прямым вымогательством. Чтобы стало яснее: если раньше «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли около 8,8 % среди прочих расходов, то теперь - 9,6 %, причем 70 % от этой суммы - взятки [1]. И главное складывается впечатление, что все ведомства работают сообща - не успели уйти представители пожарной безопасности, а санэпидемстанция уже тут как тут, то им не нравится отделка помещения, то нет кондиционеров, то еще чего-нибудь придумают и ведь все сразу не говорят что не так, а предпочитают растягивать «удовольствие». Интересно, хоть один предприниматель пережил проверку без штрафов и претензий. Положительным моментом на сегодняшний день является то, что Правительство обратило на это внимание и число проверок и время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей, несколько сократилось. По последним данным, 73 % руководителей малых предприятий затрачивают на проверки менее 5 % своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50 % [8].
Говоря о проблемах не возможно
не затронуть отношения
Ставя такие условия банки, стараются обезопасить себя от возможных рисков неуплаты кредитов. Да и предприниматели со своей стороны стараются их не брать – 47 % из них отпугивают большие процентные ставки и 27 % - обязательность залога [8].
В целом удовлетворяется не более 25 % объема потребностей в кредите. Доля отказов банков в предоставлении кредитов малому бизнесу в среднем находится на уровне 70-90 % [10].
Что касается страхования, то сейчас довольно многие страховые компании предлагают свои услуги, но всё же есть такие, которые не рискуют страховать малые предприятия - слишком большой риск, да и сами предприятия не всегда имеют возможность делать страховые взносы. Это вызывает необходимость обеспечивать малые предприятия государственной поддержкой в сфере страхования, включающая частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями.
Следующие проблемы касаются любого предпринимателя и понятны всем без объяснений - трудность привлечения клиентов, конкуренция, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы, коллективные трудовые споры, недостаточное количество квалифицированных кадров, организационные проблемы и т. п.
Зная эти проблемы, Правительство РФ не бездействует и принимает различные меры для поддержки малых предприятий. Для более полного представления рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, создаются местные информационные и консультационные центры, которые созданы для содействия предпринимателям. Теперь у них есть больше возможностей для получения необходимой информации о состоянии рынка, о конкурентах, о потребительском спросе и т.д., ведь не всегда необходимая информация является доступной, особенно в условиях конкуренции, когда информацией владеет тот, у кого есть деньги.
Во-вторых, государство стало активнее оказывать поддержку малым предприятиям не только финансовую, но и через разработку государственных программ. Примером таких программ может служить обучение людей, стоящих на бирже занятости, предпринимательскому делу, а также предоставление им первоначального капитала, который по истечению года они обязаны вернуть [11]. Если раньше проблема заключалась в отыскании капитала, то теперь она состоит в предоставлении нежилых помещений и перераспределении территорий для строительства. Эту проблему можно решить, если не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду [3].
В-третьих, для решения проблем связанных с многочисленными проверками в 2008 г. был принят закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С 1 января 2010 г. вступает в действие та статья закона, в соответствии с которой ежегодный план проведения проверок должен размещаться на сайте Генеральной прокуратуры. Проверка среднего частного предприятия, численность которого не превышает 70 человек, не может занимать более 70 часов, а проверка малого предприятия, численность которого не превышает 15 человек, в 2010 г. не должна занимать более 20 часов [12].
И конечно, нельзя не отметить тот
факт, что государство разработало
и реализовало ряд мероприятий
по поддержке малых предприятий.
Сюда можно отнести и строительства
Технопарков и предоставление субсидий,
размеры которых могут
Несмотря на все действия государства все равно остаются проблемы, которые необходимо решать. Проблему нехватки денежных средств можно решить за счет создания фондов страхования рисков в процессе кредитования малых предприятий, снижения процентных ставок по кредитам, государственных заказов, с помощью которых у предприятий ускориться процесс накопления капитала [14].
Помимо этого необходимо упростить процесс регистрации предприятия. Будет гораздо легче и удобней, если осуществлять регистрацию в одном регистрационном ведомстве, а все необходимые документы можно будет получить, просто отправив необходимые запросы в другие организации, ведь у всех уже давным-давно есть компьютеры, подключенные к Интернету.
В заключение хотелось бы отметить, что малый бизнес очень многое может дать экономике:
1. необходимую насыщенность
2. повышение качества продукции;
3. ускорение процесса внедрения новых технологий;
4. влияет на сокращение
5. влияет на темпы
Конечно, остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране и даже те меры, которые уже приняты, являются эффективными и доступными не для всех.
Список литературы