Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:59, реферат
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Поэтому становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем для России в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике.
Проблемы малого бизнеса в России
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Поэтому становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем для России в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике.
Малое
предпринимательство – ведущий
сектор рыночной экономики, который
определят темпы экономического
роста, структуру и качество ВВП,
оно, оперативно реагируя на изменение
конъюнктуры рынка, придает рыночной
экономике необходимую
Однако с большим сожалением приходится говорить о том, что именно малому бизнесу больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований. По данным экономического журнала «HSE Economic Journal», современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как фактически их насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
На мой взгляд, существует четыре главных недостатка правительственной программы, тормозящих развитие малого бизнеса в России.
Во-первых, это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли (данные журнала «HSE Economic Journal»). В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их хозяйственной значимости.
Во-вторых, я вижу противоречие в самом процессе преобразований: мы наблюдаем попытку обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху несмотря на то, что основа рыночных отношений – интерес предпринимателя, который зачастую не учитывается.
В-третьих, это практическая ликвидация всех источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Как известно, существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник был уничтожен гиперинфляцией, которая в десятки раз уменьшила сбережения населения.. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает (в лучшем случае возможно небольшое единовременное социальное пособие). А недостаток всех этих ресурсов, как показывает практика, нередко подталкивает малое предпринимательство на контакты с теневой экономикой и мафиозными структурами.
И наконец, четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. На мой взгляд, с большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Подчиненность этого комитета одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Думаю, никакой отдельный орган вообще не в состоянии справиться с данной проблемой. Здесь необходима целенаправленная политика правительства в течении продолжительного отрезка времени. Хотя, конечно же, не все так критично. Сейчас правительство разрабатывает многие социальные программы по развитию малого предпринимательства, во многих случаях предусматривающие выплаты государственных субсидий и начинает их реализацию.
Таким образом, эти основные и другие недостатки современной экономической политики сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут при вести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.