Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило их необычайно ускоренный рост.
В данной работе будут рассмотрены такие представители новых индустриальных стран на мировом рынке, как Индия и Бразилия, их взаимоотношения с Россией.
Введение_________________________________________________________3
Основные тенденции и проблемы экономики Индии _________________4
1.1 Экономическая динамика_____________________________________4
1.2 Социальная сфера ___________________________________________7
1.3 Реальный сектор ____________________________________________8
1.4 Денежно-кредитная система__________________________________10
1.5 Экономические отношения с Россией_____ _____________________12
Бразилия _____________________________________________________13
2.1 Основные тенденции и проблемы экономики Бразилии___________13
2.2 Экономическая динамика____________________________________14
2.3 Реальный сектор____________________________________________15
2.4 Денежно-кредитная сфера____________________________________17
2.5 Социальная сфера___________________________________________17
2.6 Внешнеэкономическая стратегия _____________________________18
2.7 Российско-бразильские экономические отношения_______________19
Заключение______________________________________________________21
Список литературы_______________________________________________22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
ВВЕДЕНИЕ
Деление стран мира на типы, отнесение их к той или иной группе зависит от принципа, положенного в основу классификации. Авторы различных теорий мировой экономики предлагают свои классификации, например, страны центра и периферии, Севера и Юга, традиционные, индустриальные, постиндустриальные. В период существования социалистической системы использовалась терминология «капиталистические»; «социалистические» и «страны третьего мира». Сегодня экономисты чаще всего оперируют терминами «развитые», «развивающиеся», «переходные» страны.
К новым индустриальным странам (НИС) относят те, что в последние десятилетия продемонстрировали высокие темпы экономического роста (в основном за счет активной индустриализации — отсюда их название) и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран (а новые индустриальные азиатские экономики даже вошли в группу развитых стран).
К нынешним новым индустриальным странам можно отнести в Азии — Индию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, Турцию и др., в Латинской Америке — Аргентину, Бразилию, Мексику, Чили и др.
Темпы экономического развития большинства
НИС значительно превышают
В данной работе будут рассмотрены
такие представители новых
При написании работы использованы учебники и монографии по экономической теории, а также статистика финансового состояния данных стран на сегодняшний момент.
Индия — крупнейшая колония Англии, после промышленного переворота (конец XVIII — начало XIX в.) стала важнейшим внешним рынком для английских промышленных товаров. Переход метрополии от преимущественного экспорта промышленных товаров к растущему вывозу капитала во второй половине XIX — начале XX в, еще больше вовлекал Индию в мировую экономику. В этот период были построены железные дороги и угольные шахты, крупные порты и металлургические заводы, созданы работающие на экспорт чайные, джутовые и другие плантации, появились иностранные банки, были основаны университеты в Калькутте, Мадрасе, Майсуре, Лакхнау, Дели1.
После обретения страной
политической независимости (август 1947
г.) индийское правительство
Экономическую стратегию страны в постколониальный период можно разделить на два больших этапа: первый — с момента получения независимости до начала 90-х гг. XX в. и второй — с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени.
На первом этапе экономическая политика исходила из концепции «смешанной экономики», которая предусматривала активную роль государства в перестройке колониальной экономики, формирование ключевых отраслей промышленности в рамках государственного сектора при сохранении частного сектора и развитии основных элементов рыночного механизма.
Доля государственного сектора в ВВП к началу 90-х гг. прошлого века превысила 25%. Государство контролировало 28 ведущих отраслей национального хозяйства, куда доступ частному капиталу был закрыт. Расширение внутреннего рынка достигалось в этот период главным образом за счет замещения импорта и серьезных ограничений на ввоз иностранных товаров.
На первом этапе экономических преобразований были проведены аграрные реформы, которые упразднили архаичные земельные системы, превратившие индийское крестьянство в бесправных арендаторов помещичьих земель, на которые приходилось около 70% земельной собственности, причем преобладающей формой землепользования была кабальная аренда.
Аграрные реформы
В начале 90-х гг. XX в. модель «смешанной экономики» исчерпала свои возможности. Госсектор, образованный в базовых отраслях национального хозяйства с длительным сроком окупаемости, защищенный от внутренней и внешней конкуренции и с присущей ему неэффективностью управления, не смог стать рентабельной структурой. Он превратился в одну из основных причин бюджетного дефицита и инфляции. Это предопределило низкие темпы экономического роста страны и их резкое снижение к началу 90-х п.
В этих условиях, декларируя прежнюю приверженность «смешанной экономике», правительство начало переход к новому этапу — либерализации экономики, превращению рыночных отношений в центральный принцип экономического развития страны, снижению доли государственного сектора во всех сферах национального хозяйства.
В промышленности часть государственных активов была продана индийским предпринимателям, разрешались частные инвестиции в государственные предприятия, а сами они в своей деятельности ориентировались на рыночные условия. Все эти методы вели к росту налогооблагаемой базы, сокращению бюджетного дефицита и снижению инфляции, повышению темпов экономического роста. Экономические преобразования существенно превысили норму валового сбережения и накопления. В 2006 г. уровень сбережений в Индии достиг 29%, а инвестиций — 31%. В ближайшие годы намечено повысить этот показатель до 36%, что позволили стране достичь темпов экономического роста, превышающих 10! (в 2003—2007 гг. среднегодовые темпы роста ВВП превысили 8%)2.
Экономические реформы имеют последовательный, системный характер, без тотального разрушения старого хозяйственного механизма. Хотя ослабление государственного регулирования сопровождается расширением и повышением роли национального рынка и существенным укреплением позиций индийского капитала, либерализация как базовый принцип экономической политики не ликвидировала государственного регулирования макроэкономических пропорций национальной экономики. В стране сохраняется сложившаяся практика использования макроэкономических моделей, на базе которых формируются пятилетние планы социального и экономического развития страны.
В настоящее время законодательство предусматривает свободное допущение иностранного капитала в целый ряд секторов экономики, вплоть до создания предприятий со 100%-ным иностранным участием. Одновременно было ликвидировано лицензирование значительных товарных групп экспорта и импорта, произведено существенное сокращение участия государства во внешней торговле, поставлена задача перехода к полной обратимости рупии.
Экономическое влияние государства осуществляется теперь лавным образом через использование монетарных, фискальных методов и валютную политику.
Стратегия экономического роста на ближайшую историческую перспективу в 3—5 лет направлена на:
• дальнейшее стимулирование экономического роста с перспективой его увеличения до 10 %;
• систематическое снижение инфляции;
• рост сельхозпроизводства не менее чем на 4 % и его диверсификацию;
• достижение темпов промышленного производства не менее 12 %;
• снижение доли бедного населения к 2012 г. на 15 %.
Таким образом, реформы оказались результативными. Они позволили Индии добиться макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста, снижения инфляции и уровня бедности3.
1.2 Социальная сфера
Несмотря на экономические успехи, Индия по индексу человеческого развития (0,602) среди 177 стран мира занимает весьма низкое 126 место. Доля бедного населения, проживающего за чертой бедности, хотя и снизилась за последние 30 лет почти вдвое, остается высокой, достигая 27,8%.
Продолжительность предстоящей жизни в стране составляет 63 года (в Бразилии — 70,5 лет, в Китае — 71,5 года), а неграмотны все еще 39% взрослого населения, хотя индийская система образования подготовила миллионы высококвалифицированных специалистов.
Рассматривая борьбу
с бедностью как базовый
1.3 Реальный сектор
Доля промышленности и строительства в ВВП Инда составляет 26%, в том числе обрабатывающей промышленности -18%. В последней сокращается доля все еще главной отрасли индийской промышленности — текстильной и быстро растет удельный вес машиностроения и производства потребительских товаров длительного пользования.
В Индии созданы предприятия современных отраслей — атомная электроэнергетика, авиастроение (военное и гражданское), фармацевтика, электронная промышленность и информационно-коммуникационные отрасли, которым) промышленной стратегии Индии уделяется особое внимание. Та быстро растет сектор информационного аутсорсинга, в результате чего Индия занимает 2-е место в мире.
За годы независимости национальный капитал существенно укрепил свой позиции в промышленности. В настоящее время промышленности Индии сложились 75 бизнес-групп, или «домов» Наиболее влиятельными являются группа Бирла, контролирующая 151 компанию, Бангур — 81 компанию, Нагартул — 76 компаний Берд Хейлгерс — 64 компании, Тата — 53 компании. Ряд из превращаются в транснациональные.
И одновременно сохраняется специфическая сфера индустриального облика страны — мелкое производство, которое подразделяется на традиционное и современное. Традиционное производство — наследие древней общинной промышленности, базирующейся на ручном труде и использующей простейшие станки и инструменты. Оно расположено главным образом в деревнях и небольших городах и специализируется на производстве хлопчатобумажных тканей, ковров, циновок, простейших инструментов, различных украшений из золота, серебра, дерева, бронзы, кожи, драгоценных и полудрагоценных поделочных камней.
Мелкое производство широко использует местные ресурсы, таланты и способности традиционных мастеров. В стране насчитывается 3,2 млн. традиционных мелких предприятий5.
Современное мелкое производство определяется по размерам основного капитала (до 50 млн. рупий, т.е. свыше 1млн долл.). Эта предприятия используют наемную рабочую силу и современное технологическое оборудование, на их долю приходится почти треть занятых в промышленности рабочих. Наибольшее развитие получила промышленность, выпускающая электронику, компьютеры, инструменты, станки и оборудование.
Техническое переоснащение мелкого производства, повышение уровня его международной конкурентоспособности — главное направление промышленной политики государства. За этой струк-1урой зарезервировано свыше 400 видов товарной продукции, поощряется создание промышленных кооперативов, центров по подготовке рабочей силы для мелкого производства, организация для него кредита, маркетинга, содействие выходу на внешние рынки, государственные закупки, структурная интеграция мелкого и крупного производства. Экспорт товаров всех видов малого предпринимательства достиг 35% экспорта страны.