Проблемы интеграции России в систему мировой экономики. Участие России в таможенных союзах и зонах свободной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является системное, целостное рассмотрение роли России в мировой экономике, а также её участие в региональной экономической интеграции.
Осуществление этой цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрыть понятие международной экономической интеграции, обозначив её признаки, преимущества и недостатки.
Выделить основные проблемы роли и места России в мировой экономике.
Рассмотреть приоритетные направления внешней политики, призванные обеспечить достижения лидирующих позиций России в мировой экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 7
2. СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 77.65 Кб (Скачать)

- использование потенциала  региональных экономических объединений,  включая участие в таких группировках  на ведущих ролях (АТЭС, ШОС,  СГБМ, ЧЭС и др.) и развитие сотрудничества  с другими  (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР  и др.).

Наиболее актуальным вопросом в рамках данного направления  на сегодняшний день является интеграции России в глобальную экономику с помощью ВТО.

Российская Федерация  стала официальным полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 года. Россия стала 156-м членом ВТО. Соответствующий  документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран –  членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет  переговоров.5

Всемирная торговая организация, учрежденная 8 декабря 1994 года, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Всемирная торговая организация стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), просуществовавшего с 1947 года. В отличие от ГАТТ, ВТО получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН. По сравнению с ГАТТ, функции и сферы деятельности ВТО значительно расширились. Кроме тарифов и арбитражных функций в области торговли, она стала охватывать и новые области - сельское хозяйство, сферу услуг, торговлю интеллектуальной собственностью. Создание ВТО явилось своего рода символом нарастающей глобализации и изменений в международных отношениях в целом. Поэтому можно сказать, что ВТО - это не только и не просто организация, а многосторонний договор, который определяет права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Ключевой вопрос, который сейчас стоит на повестке дня, как в максимальной степени воспользоваться преимуществами от вступления в ВТО.

Из всех преимуществ, которые обещает присоединение к ВТО, можно выделить несколько, наиболее важных:

- во-первых, это получение  равноправного доступа российских товаров и услуг на рынки других стран, что, без сомнений, станет дополнительным стимулом для развития целого ряда отраслей промышленности;

- во-вторых, это улучшение  инвестиционного климата и приход в Россию инвесторов, для которых отсутствие на отечественном рынке международных правил регулирования все эти годы являлось сдерживающим фактором;

- в-третьих,  защита интересов  российского гражданина, являющегося  потребителем товаров и услуг,  который, в конечном итоге,  должен выиграть как в их  цене, так и в качестве.

Если говорить о путях реализации этих преимуществ, то, прежде всего, необходимо сконцентрироваться на практической отработке правовых механизмов обеспечения интересов России и российских товаропроизводителей в рамках ВТО. Всемирная торговая организация создает условия для взаимовыгодных и, главное, равноправных отношений. На практике это означает не только выполнение принятых обязательств, но и мониторинг за выполнением обязательств партнеров, эффективное использование механизмов ВТО для ответа на действия конкурентов, а также участие в выработке правил мировой торговли товарами и услугами. Важно, что Россия получила право использовать механизм обжалования дискриминационных решений в рамках Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО. Этим правом необходимо научиться пользоваться.

Таким образом, Россия должна оптимально использовать участие в ВТО для продвижения своих идей и концепций относительно совершенствования правил международной торговли и продвижение приоритетных национальных интересов в рамках многосторонних торгово-экономических отношений.

Анализ тенденций развития мирового экономического сообщества позволяет достаточно обоснованно сделать вывод о том, что основополагающими принципами конструктивной интеграции страны в мировое экономическое пространство в условиях современных глобализационных процессов должны стать открытость как готовность к взаимодействию и автономность как способность отстаивать национальные интересы. 6 Не обладая способностью противостоять внешним угрозам и ожесточенной конкуренции на мировой арене невозможно достичь стратегической цели социально-экономического развития во внешней политике – обеспечения лидирующих позиций  России  в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Процесс интеграции страны в мировое хозяйство должен начинаться с выявления наиболее перспективных  направлений сотрудничества с целью  максимизации полезности данного процесса. 7Одним из приоритетных направлениями интеграции России в мировое хозяйство является развитие тесного сотрудничества в рамках постсоветского пространства и ориентация на евразийский статус страны, что позволит России стать основным звеном между Европой и Азией.

Рассмотрению особенностей и основных этапов евразийской экономической интеграции посвящен следующий раздел.

 

  1. СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА  
    И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

 

Мировое хозяйство сегодня  в значительной степени отличается от того, каким оно было несколько  десятилетий назад. Среди явлений, на наших глазах меняющих облик мировой  экономики, важное место принадлежит  интеграционным процессам. 8

Международная экономическая  интеграция не только сближает национальные экономики, но и обеспечивает совместное решение экономических задач. Интеграция происходит за счет сближения хозяйственных  механизмов, принимающих форму межгосударственных соглашений, и согласованно регулируется межгосударственными органами. 9

Начало второго десятилетия  ХХI века отмечено большим динамизмом в реализации глобальных проектов интеграционной направленности в различных регионах мира. Указанные тенденции развиваются  в рамках новых мирополитических феноменов — глобальных регионов. 10Другими словами, одной из тенденций современного развития является трансформация пространственных координат мировой политики, изменение геополитического ландшафта мировой системы XXI века в результате двух процессов — глобализации и регионализации. В научном дискурсе появилось новое понятие — глобальная регионализация, где локальное и глобальное сосуществуют в качестве не взаимоисключающих, а, скорее, взаимодополняющих друг друга процессов.

Глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности. С одной стороны, все больше экономических  объединений и группировок возникает  на мировой арене, образуя региональные экономические пространства. С другой стороны, интеграция на глобальном уровне стирает границы между странами и региональными объединениями, взаимодействующими между собой  путем международного обмена продукцией, услугами, капиталом и технологиями. Мир превращается в один «большой город» с отдельными районами.

Эта сфера мирополитических исследований характеризуется крайним  разнообразием подходов, которые, тем  не менее, можно соединить в три  основные гипотезы:

- регионализация — способ сопротивления государств тенденциям, сопровождающим глобализацию в различных сферах (в том числе в экономической);

- регионализация представляет собой один из механизмов формирования глобального миропорядка;

- регионализация является одним из направлений глобализационных процессов.

Таким образом, глобальная регионализация рассматривается в качестве одной  из основных тенденций современного мирового развития, результатом которой  является формирование глобальных регионов.

В этом контексте представляется необходимым рассматривать нарождающийся Евразийский союз как интеграционную форму сотрудничества нового поколения, соответствующую тенденции глобальной регионализации в нынешнем веке.

Возрождение позитивного  интереса к концептуальной идее Евразийского союза в начале второго десятилетия XXI века связано с поиском новых  моделей взаимодействия России и  ее ближайших союзников.

Распад Советского Союза  привел к разрушению множества экономических  связей, что усугубило последствия  кризиса 1990-х годов.

Желание компенсировать эти  потери, максимально использовать сохраняющийся  производственный и технологический  потенциал стимулировало в последние  годы интеграционные процессы на постсоветском  пространстве на новых, рыночных основах.

Восстановительные интеграционные процессы могут сыграть важную роль в придании дополнительного импульса развитию крупнейших постсоветских  государств.

С одной стороны, экономическая  реинтеграция обеспечит получение  стандартных синергетических эффектов, таких как снижение транзакционных издержек двустороннего и многостороннего  сотрудничества, улучшение условий  торгового и инвестиционного  обмена, выигрыш от межстранового  разделения труда, создание новых рыночных возможностей. С другой стороны, относительная  однородность технологического пространства, единая языковая и культурная среда  позволят значительно облегчить  механизмы взаимодействия между  странами.

Экономический рост практически  во всех постсоветских государствах создал потенциал успешного взаимодействия, позволил сформировать необходимый  объем ресурсов, которые могут  быть использованы для ускорения  интеграционного взаимодействия.

Интерес России к евразийской  экономической интеграции определяется по меньшей мере двумя факторами  — интенсивностью и взаимодополняемостью торгово-экономических связей. Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в январе-ноябре 2011 г. увеличился на 34,4 процента. Прирост экспорта составил 31,1%, импорта – 40,6 процента. Со всеми странами СНГ в январе-ноябре 2011 г. сложился профицит торгового баланса. Максимальное улучшение торгового сальдо наблюдалось по Азербайджану  в 1,7 раза, по Республике Молдова и Туркмении – в 1,5 раза, Таджикистану и Беларуси – в 1,4 раза.  Снижение профицита отмечено по Узбекистану в 2,6 раза

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в январе-ноябре 2011 г. оставались Украина (6,2% внешнеторгового  оборота России), Белоруссия (4,7%) и  Казахстан (2,5 процента). На их долю пришлось 89,4% торговли со странами СНГ (в январе-ноябре 2010 г. – 88,3 процента).11

Анализируя торговые показатели, можно отметить, что в последние годы появились реальные предпосылки для формирования и быстрого развития экономического союза стран региона. В 2010 году  начал работу Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. С начала 2012 года в силу вступили 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства (ЕЭП). В 2015 году государства ЕЭП намерены создать Евразийский экономический союз, к которому могут присоединиться другие постсоветские страны.

Создание Евразийского экономического союза, прежде всего, будет способствовать нахождению гармоничных решений ряда национальных проблем, а также проблем современного мироустройства.

Ключевая роль здесь отводится  России. Она должна стать центром интеграционных процессов.

Сторонники идеи Евразийского союза справедливо рассматривают  в качестве практического воплощения данной концепции создание зоны свободной торговли СНГ, Таможенного союза, Единого экономического пространства.

Начальным этапом стало создание таможенного союза.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС  был подписан в октябре 2007 г., хотя первые попытки создания ТС были предприняты  еще в далеком 1995 г. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

28 ноября 2009 года встреча  Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко  и Н. А. Назарбаева в Минске  ознаменовала собой активизацию  работы по созданию на территории  России, Беларуси и Казахстана  с 1 января 2010 года единого таможенного  пространства. В этот период был  ратифицирован ряд важных международных  соглашений по Таможенному союзу.  Всего за 2009 год на уровне глав  государств и правительств были  приняты около 40 международных  договоров, составивших основу  Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между  Россией, Белоруссией и Казахстаном.

1 апреля 2011 года на границе  России и Белоруссии отменён  транспортный контроль. Его перенесли  на внешний контур границ Таможенного  союза.

Собственно говоря, именно 2010 год мы и предлагаем взять  за точку отсчета деятельности ТС, а период 2009–2011 гг. можно считать  лишь предварительным.12

Целью нового интеграционного объединения  является формирование эффективной  транспортной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, свободное  движение товаров, капитала, рабочей  силы и услуг на основании единых правил и норм, расширение рынков сбыта, замена механизмов антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер на единые правила в области конкуренции  и субсидий, международные правовые гарантии, обеспечение устойчивого  и сбалансированного развития трех стран.

Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мировой экономики. Участие России в таможенных союзах и зонах свободной торговли