Проблемы интеграции России в мировую экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Интеграции России во всемирное хозяйство является актуальной. Вот некоторые вопросы, которые позволят глубже проанализировать проблемы интеграции России в мировую экономику:
1. анализ современной системы мировой экономики;
2. анализ современного положения дел в плане включения России в мировую экономику;
3. выявление путей ускорения интеграции России в мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

16. проблемы интеграции России в мировую экономику.docx

— 46.67 Кб (Скачать)

Россия заняла прочные  позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она выступает на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы. Россия занимает первое место по экспорту природного газа и никеля (половина мирового рынка), третье или четвертое – по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Основные валютные поступления дает именно экспорт нефти, нефтепродуктов и газа. Экспортные квоты (отношение экспорта к производству) по энергосырью достигли критических величин, особенно учитывая почти полную изношенность основных фондов в нефтедобыче и нефтепереработке, необходимость замены или ремонта значительной части трубопроводов.

Интеграция через поставки энергосырья в принципе невыгодна  России (даже учитывая высокие цены на нефть), так как неблагоприятны условия добычи, а транспортные издержки высоки.

Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую  экономическую систему – создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. Современная Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Но пока приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.

По объему прямых зарубежных вложений в экономику Россия находится среди стран «с развивающимися рынками», уступая не только Китаю, где инвестиции исчисляются сотнями миллиардов долларов, но и Польше, Венгрии, Чехии. Наибольший интерес у зарубежных инвесторов вызывают предприятия, которые производят на основе западных технологий, импортного сырья или комплектующих такие товары, как кондитерские изделия, пиво, соки, моющие средства, бытовую технику, сотовые телефоны. Ситуация с привлечением иностранного предпринимательского капитала пока кардинально не меняется.

Россия унаследовала от СССР чрезмерную политизацию внешнеэкономических  связей. К примеру, требование поддерживать на высоком уровне товарооборот со странами-участниками СЭВ приводило к завышению цен (по сравнению с мировыми) на импорт из этого региона. Часть же купленных у нас нефти, металлов и другого сырья государства Содружества реэкспортировали за валюту. Помощь развивающимся социалистическим странам тоже во многом шла в ущерб экономическим интересам СССР. Политизация внешней экономики современной России еще более не оправданна. Государство способно только косвенно повлиять на выбор страновых приоритетов, так как предприятия стали самостоятельными субъектами внешнеэкономической деятельности и руководствуются отнюдь не геополитическими, а самыми разными экономическими соображениями. Совсем деполитизировать внешнеэкономические связи нельзя, но новый баланс между политикой и экономикой в нынешних условиях нужен.

Ключевым направлением российской внешней политики в 90-е годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС. Однако сколь ни важны связи с этими государствами, следует учитывать, что их деловой мир заинтересован главным образом в энергосырьевом импорте из России. Сбыт же нашей собственной готовой продукции в такие страны еще долго будет ограничен. Это подтверждает тот факт, что, несмотря на заявленные сторонами намерения, соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС с точки зрения развития новых форм связей (промышленная кооперация, прямые иностранные инвестиции в Россию и т.д.) оказалось малоэффективным.

Евросоюз − крупнейший торговый партнер Российской Федерации, на долю которого приходится более 51,5 % (56,1 % экспорта и 43,4 % импорта) российского  внешнеторгового товарооборота. Страны-члены  ЕС являются основным источником поступления  технологий, ноу-хау и инвестиций для России (источником 85,1% накопленных  в России прямых иностранных инвестиций являются страны Евросоюза).

В настоящее время, торгово-экономическое  сотрудничество России с ЕС развивается  на достаточно либеральной договорной базе. Соглашение о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом во многом воспроизводит соответствующие  положения ВТО. Однако возможности  и инструменты Соглашения используются сторонами недостаточно.

В 2003 г. на Римском саммите  Россия-ЕС была принята Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе, которая предусматривала создание интегрированного рынка Россия − ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.

Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в 2005-2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта, охраны прав интеллектуальной собственности, телекоммуникаций и информационного общества, промышленной политики, технического регулирования и стандартизации, сельского хозяйства, государственных закупок, макроэкономики и финансовой политики, экологии, регионального сотрудничества, инвестиционной политики, космоса, также был создан механизм раннего предупреждения об изменениях в режиме торговли. Сотрудничество в энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета сотрудничества Россия-ЕС.

Сформированные в рамках ДК ОЭП отраслевые диалоги нацелены на усиление сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной базы и систем регулирования, а также упрощение административных и таможенных процедур. Диалоги не являются инструментом для выработки  политических решений. Экспертные встречи  в рамках отраслевых диалогов проходят в формате обмена информацией, уточнения  позиций сторон, принятия рекомендаций.

Ориентируя свою внешнеэкономическую  политику на сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального  товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса.

Несмотря на вышеперечисленные  проблемы, по мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических  черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться  в мировое хозяйство, занять должное  место в системе международных  экономических отношений.

К этим чертам относятся:

  1. развитая научно-техническая база;
  2. высокая степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительная дешевизна;
  3. высокий кадровый потенциал, в особенности в инженерно-технической области; формирование нового поколения российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов;
  4. достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития», учитывающий ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Учитывая вышеназванные факторы, следует помнить, что успех процесса интеграции России в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Стратегия интеграции  России в мировое хозяйство

 

Для решения проблем интеграции России в мировое хозяйство необходимо осознать, что наша страна только проходит основные ступени развития экономики рыночного типа, которые в свое время уже миновали экономически более развитые страны. Предпосылкой к решению проблем интеграции России в мировую экономику может также стать восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Необходимо выработать механизм взаимодействия с промышленно развитыми и развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство  необходимо:

  1. установление стабильного политического режима;
  2. развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;
  3. привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;
  4. проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением;
  5. стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

Для начала следует определиться в предпочтениях с рынками сбыта. Для оптимального включения России в мировое хозяйство и расширения сбыта продукции отечественной обрабатывающей промышленности правильнее было бы не пренебрегать возможностями сотрудничества с любыми потенциальными партнерами. Сейчас в зоне приоритетных внешнеэкономических интересов находится Китай, доля которого в мировом ВВП достигает 10 процентов. Сотрудничество возможно и с Израилем, в частности, привлекают новые формы сотрудничества на рынках третьих стран. Сохраняются потенциальные перспективы широкомасштабного участия Японии в развитии Сибири и Дальнего Востока.

Сотрудничество России со странами ЕС также имеет свои перспективы. Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты по сближению законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии; по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС; по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности; по содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня энергоэффективности; по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности; по утилизации попутного нефтяного газа. Проекты по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии используют последние научные разработки в энергетическом машиностроении и с полным правом могут быть отнесены к высокотехнологичным.

России предстоит устранить деформации ее внешнеэкономических связей, найти себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Главную роль при решении этой долговременной задачи играет предпринимательство. Прежде всего от бизнеса будет зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления.

Российский бизнес заинтересован в том, чтобы при дальнейшей интеграции нашей страны в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только эффективная и устойчивая политическая власть.

Следует осознать, что интеграция в мировую экономику – длительный процесс, который даже при благоприятном стечении обстоятельств займет не одно десятилетие. Форсирование реформ, необдуманность их последствий могут лишь ухудшить внешнеэкономическое положение страны. Предпочтительнее проводить политику пошагово, избегая при этом как чрезмерного регулирования внешнеэкономических связей, так и ускоренной либерализации.

Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует  учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики  – угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими  – в вопросах экспорта-импорта  и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая  политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих  звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями  российской экономики могут стать  наукоемкие отрасли, отрасли высоких  технологий (в том числе военных) и некоторые другие.

Первым шагом в новой  стратегии интегрирования в мировые  рынки должны стать оздоровление общего климата во внешнеэкономических  связях страны, их «прозрачность», устранение злоупотреблений и прямого криминала. Это улучшило бы имидж России в  глазах мировой экономической элиты. Решение такой задачи требует  эффективного контроля за ценовой политикой  экспортеров энергоносителей и  металлов, достижения «прозрачности» всей их деятельности, тарифной политики и финансовых потоков, противодействия  занижению экспортных цен российскими  предприятиями, восстановления государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставления с издержками и  ценами конкурентов, внедрения международных  правил и кодексов поведения в  деятельность отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций.

Информация о работе Проблемы интеграции России в мировую экономику