Проблемы интеграции России в мировое хозяйство и ее конкурентоспособность в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм.

Работа содержит 1 файл

integracia.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

    Проблемы  интеграции России в  мировое хозяйство и ее конкурентоспособность в мировой экономике

Гросул  И., студент спец. «Экономика труда», 2 курс,

научный руководитель – Лескина О.Н., к.э.н., ст. препод.

каф. «Экономическая теория»,

филиал  ВЗФЭИ в г.Пензе 

    В настоящее время в мировой  экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается  целостность мирового хозяйства, его  глобализация, что вызвано развитием  экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием  современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

    Международная экономическая интеграция - это процесс  хозяйственного и политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

    Бурное  развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами давления.  
Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные пошлины.

    Другая  форма, таможенный союз, предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

    Но  высшей формой межгосударственной экономической  интеграции является экономический  и валютный союз, совмещающий все  указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.  
Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (фирмам) более широкий доступ к ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие систем здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

    В современной России стратегия внешнеэкономической  деятельности направлена на:

    1) восстановление и развитие экспортного  потенциала России и улучшение  структуры экспорта;

    2) рационализацию импорта;

    3) повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке;

    4) преодоление неплатёжеспособности  страны;

    5) улучшение положения России в  системе международного разделения  труда;

    6) расширение рынков сбыта российской  продукции; 

    7) достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения.

    Осуществление перечисленных целей внешнеэкономической  деятельности России затруднено рядом  неблагоприятных факторов:

    1) неконкурентоспособностью продукции  большей части отраслей народного хозяйства;

    2) противодействием развитых стран  Запада выходу на мировой рынок  российских фирм с наукоемкой  продукцией, способной составить  конкуренцию зарубежным монополиям;

    3) большим внешним долгом;

    4) финансовой, технической неразвитостью;

    5) неурегулированностью торгово-экономических отношений с государствами СНГ;

    6) неразвитостью валютного контроля  и отсутствием иммиграционной  политики, что весьма затрудняет  борьбу с контрабандным вывозом  капитала и «утечкой умов»;

    7) отсутствием таможенной границы, что наносит существенный ущерб национальным интересам России;

    8) дезинтеграцией экономического  пространства России.

    Ряд регионов добились существенных льгот  и особых прав в области регулирования  внешнеэкономической деятельности, что привело к большим потерям федерального бюджета и ослаблению контроля за внешней торговлей.

    В последнее время предпринят ряд  практических мер по реализации вышеназванной  стратегии внешнеэкономической деятельности России. К ним относятся:

    1) переход к новой системе регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей благоприятные условия для экспорта продукции с высокой степенью переработки;

    2) ограничение экспорта товаров,  имеющих стратегическое значение;

    3) широкая либерализация внешнеэкономической деятельности, отмена многих административных ограничений выхода предприятий на внешний рынок; увеличение доли валютной выручки, оставляемой экспортерами;

    4) понижение курса продажи части  валютной выручки в республиканский  валютный резерв;

    5) постепенный демонтаж количественных ограничений и переход в основном к экономическим методам регулирования экспорта;

    6) трансформирование старого механизма  квотирования экспорта (некоторые  сырьевые товары) в распределении  квот посредством их конкурентной  продажи. 

    В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

    1) обеспечения национальной безопасности  РФ;

    2) выполнения международных обязательств  РФ с учетом состояния на  внутреннем товарном рынке; 

    3) защиты внутреннего рынка РФ.

    В целях защиты национальных интересов  действует система экспортного  контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

    В международных рейтингах конкурентоспособности  Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.

    К числу сильных сторон России в системе международной конкуренции по оценкам международных рейтинговых агентств относятся низкие цены на энергоресурсы для промышленных потребителей, благоприятное соотношение размеров ВНП и уровня энергопотребления, высокая степень обеспеченности предприятий научным персоналом, общеобразовательный уровень населения, относительно низкий уровень безработицы и др.

    Если  проанализировать результаты рейтинговых исследований конкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целый ряд следующих позитивных моментов.

  1. Прежде всего, что конкурентоспособность России постепенно повышается.

       Россия  занимает 7 место по темпам роста ВВП и 4 место по темпам роста ВВП в расчете на душу населения, 4 место по темпам роста валовых внутренних инвестиций и расходов на конечное потребление домашних хозяйств, 6 место по темпам роста промышленного производства и 7 место по темпам роста сельскохозяйственного производства, 1 место по темпам роста общественной производительности (прирост реального ВВП в расчете на 1 занятого в экономике), 1 место по темпам снижения задолженности федерального (центрального)      правительства и одно из первых мест по размеру бюджетного профицита (более 6 млрд. долл.), 2 место среди 30 крупнейших экспортеров по темпам роста стоимостных      объемов экспорта, 2 место по размерам положительного сальдо счета текущих операций и торгового баланса.

    2. Кроме того, что Россия сегодня обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе развивающихся стран. В составе этих преимуществ - главным образом, следующие:

    1) Крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных ископаемых (валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн. (свыше $200 тыс. на одного жителя), прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140 трлн., что более чем вдвое превышает суммарное национальное богатство Японии; в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля).

    2) Значительный экологический и геоэкономический потенциал территории: страна обладает повышенной экологической "прочностью", что позволяет с      меньшими издержками реализовать концепцию устойчивого развития и получить реальные экономические выгоды в общемировом масштабе (выбросы СО2 на единицу площади РФ в 2 раза уступают среднемировому значению и в 3,5 раза величине для промышленно развитых стран; на Россию приходится почти четверть всех мировых площадей, занятых  лесонасаждениями), евразийский статус и огромные размеры российской территории определяют ее значительный транзитный потенциал в области транспорта, связи и телекоммуникаций;

    3) Квалифицированная и недорогая рабочая сила: 3 место по уровню грамотности населения (99,5% всего взрослого населения против 87,5% в Малайзии, 84% в Бразилии и 82,9% в Китае); один из наиболее низких уровней почасовой оплаты труда в обрабатывающей промышленности (делит 2-3 место с Китаем; 0,47$, что      составляет 2,4% от уровня США и 2,1% от уровня Германии).

Информация о работе Проблемы интеграции России в мировое хозяйство и ее конкурентоспособность в мировой экономике