Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 06:35, доклад

Описание работы

Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.57 Кб (Скачать)

Доклад: Проблемы и перспективы интеграции в рамках

Содружества Независимых Государств.

     
         На вопрос "что такое экономическая интеграция?" можно ответить следующим образом:

    Экономи́ческая  интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

    В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало образование интеграционных тенденций.У одних групп стран это получается хорошо, у других – сопряжено с определенными проблемами. К ним относится и государства участники СНГ. За 10-летие своего существования СНГ прошло через многие испытания.

На этом пути СНГ пережило несколько важных этапов.

    Первый  этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой.

    Второй  этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым  совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран (Россия, Казахстан, Белоруссия) и Центральноазиатского экономического сообщества.

    Третий  этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач.

    СНГ обладает большим природным и  зкономическим потенциалом, который  дает им значительные конкретные преимущества и позволяет занять достойное  место в международном разделении труда. Только разведанные месторождения  нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане – более 10, в Казахстане и Туркменистане – около 10%. В  России сосредоточено около 35% мировых  запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане  – почти 20%. По суммарной добыче каменного  и бурого угля Россия, Украина и  Казахстан занимают второе место  в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и  оловянных руд находятся в  России. В России и Белоруссии находятся  крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.

    При таком богатстве природными ресурсами  и огромном потенциале этих стран, у  них имеется огромное количество экономичесих проблем, связанных в  первую очередь с неумением (или  нежеланием) этих стран работать сообща, как это подобает странам, входящим в Содружество, да и просто долгие года просуществовавшим неотрывно  друг от друга. Казалось бы, в СНГ  куда больше предпосылок для интеграции, чем в Евросоюзе, где все начиналось чуть ли не с нуля. Однако упускались из вида два важнейших обстоятельства.

    Во  – первых, переход от командно – распределительной экономики к рыночной перемещает национальных хозяйств стран СНГ в совершенно иную систему координат, где действуют принципиально новые правила игры. Здесь проявляются такие неведомые бывшим союзным республикам факторы, как национальная конкурентноспособность, свободный выбор внешнеэкономических партнеров не только в ближнем, но и, что особенно важно, в дальнейшем зарубежье, ассиметрия национальных экономических интересов, обусловленная разным уровнем технико – экономического развития стран, разной структурой их производства и многие другие.

    Во  – вторых, реально интегрироваться способны далеки не все страны. Дело в том, что основой реального интегрирования национальных экономик является высокий уровень индустриализации производства и обмена, когда страны взаимодополняют друг друга в широком диапазоне самых разнообразных товаров и услуг, когда внутриотраслевая торговля достигает высокого уровня, дополняя и даже вытесняя межотраслевую троговлю.

    Регион  СНГ находится в зоне пересечения стратегических интересов всех основных мировых центров силы, а потому в предстоящие годы борьба за влияние в Содружестве может быть особенно жесткой.

    Отличительная черта экономической конфигурации постсоветского пространства и одновременно обоснование необходимости такого подхода к выстраиванию отношений в СНГ – очевидное доминирование России, на которую приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта (в паритетных ценах), 76–77 % всей нефте- и газодобычи, свыше 2/3 суммарного экспорта товаров и услуг. В совокупном валовом внутреннем продукте (ВВП) четырех самых крупных стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина) на Российскую Федерацию (РФ) приходится почти 80 %, в ВВП стран Евразийского экономического сообщества (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) – почти 90 %, в ВВП стран Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан) – 90 %. Весь ВВП стран СНГ с низким уровнем доходов (Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан) не превышает 7 % российского ВВП.

    Российская  экономика в 160–165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана и примерно в 100 раз больше экономик Армении и Грузии. Подушевой валовый  национальный доходов России в 2008 г. был в 3 раза выше, чем в Украине, в 6,5 раза выше, чем в Молдавии, в 11–16 раз выше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане (подробнее об уровне подушевых доходовв странах СНГ в Приложении 1).

    Несмотря  на общее экономическое доминирование  России в СНГ, ряд диспропорций прямо указывают на важность Содружества для обеспечения устойчивого развития нашей страны: производя свыше 70 % регионального ВВП, Россия располагает только 50 % совокупного населения, или, добывая 77 % всей нефти в СНГ, Россия обладает лишь 62 % суммарных доказанных запасов этого топлива. То же самое еще более верно в отношении рудных полезных ископаемых (подробнее о вкладе России и других стран СНГ в совокупный ресурсный потенциал Содружества в Приложении 2).

    Страны  СНГ (без России, если специально не оговаривается) играют весьма скромную роль в мировой экономике: в 2009 г. на них приходилось 1,3 % мирового паритетного ВВП и 1,2 % глобального экспорта товаров и услуг. В то же время в ряде отраслей и секторов государства Содружества занимают достаточно прочные позиции, в частности, на рынках энергоносителей (в 2008 г. на Казахстан и Азербайджан приходилось свыше 5 % мирового экспорта нефти, на Туркмению – более 6 % продаж природного газа), черных и цветных металлов (на Украину – более 4 % глобального экспорта черных металлов, на Казахстан – 4–5 % экспорта меди и цинка), минеральных удобрений (в сумме на Белоруссию и Украину – 7–8 % мирового экспорта), пшеницы (поставки из Украины и Казахстана превысили 10 % мировых продаж), хлопка-сырца (доля Узбекистана и Туркмении в мировом экспорте – 14–15 %). Казахстан и Узбекистан u1086 обеспечивают 25 % мировой добычи урана, те же страны и Киргизия – 5 % мировой золотодобычи. В общемировых запасах многих видов стратегического минерального сырья доля СНГ составляет 5–10 %, а по отдельным видам (уран, цинк, свинец, др.) – превышает 10 % (подробнее о значении стран СНГ в мировых запасах и добыче важнейших полезных ископаемых в Прилож. 3).

    Несмотря  на достаточно высокие темпы экономического роста стран СНГ в текущем десятилетии, их финансовое положение в целом остается неустойчивым. В различные периоды отмечались значительные всплески инфляции, большинство стран имели хронический бюджетный дефицит и крупное отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Причем большие величины дефицита текущего платежного баланса наблюдались не только у нетто-импортеров энергоносителей и стран с узкой экспортной базой, но также у нетто-экспортеров энергоресурсов (в связи с масштабными закупками нефтегазового оборудования и услуг в рамках совместных проектов, а также из-за чрезмерных внешних заимствований с короткими сроками платежей). Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы. Первая группа – это нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые сильно пострадали от падения мировых цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных резервов и возобновившегося роста котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени зависят от состояния экономики России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ приходилось лишь 16 % (27 % в 2000 г.), в экспорте Азербайджана – 3 % (13 %), поскольку практически все объемы

энергоносителей – основного экспортного товара – направляются в дальнее зарубежье. Вторая группа стран – нетто-импортеры энергоносителей, чей рост в последние годы подпитывался масштабным внешним кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России. Кризис привел к существенному ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации и девальвационные процессы в этих государствах: в Украине, Белоруссии, а также в странах СНГ – нетто-импортерах энергоносителей с низким уровнем доходов – Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане. Перспективы выхода из кризиса для последней группы стран достаточно неопределенные, поскольку связаны с проведением болезненных реформ, финансовой поддержкой политически и социально значимых, но неэффективных секторов и производств, сопряженной с ростом проблемных кредитов, получением внешних займов (подробнее об оценке и прогнозе динамики ВВП и сальдо по счету текущих операций платежного баланса стран СНГ в Приложении 4).

    Для данной группы важно понимать, за счет чего (кого) они будут выходить из кризиса, какова будет роль в этом процессе Международного валютного фонда (МВФ), других международных финансовых организаций и программ, поддержки и содействия развитию со стороны ведущих мировых и региональных держав, каковы могут быть требования доноров и уступки в их пользу.

    Важной  составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами. По итогам 2009 г. доля услуг в суммарном обороте товаров и услуг составила 16,7 %. С начала десятилетия и до конца 2008 г. От мечалось устойчивое расширение взаимной торговли услугами России и стран Содружества: с 2000 г. обмен услугами увеличился в 3,4 раза. 2007 и 2008 гг. характеризовались беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами – на уровне 30 % ежегодно (подробнее о темпах прироста торговли услугами России с СНГ в Приложении 5).

Есть  ли перспективы у СНГ?

    Несмотря  на все трудности и противоречия, СНГ выжил. Более того, с началом  нового тысячелетия отношения между  некоторыми членами Содружества, в  частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных  формах и масштабах большинству  постсоветских республик оказалась  необходимой, и, по-видимому, нужда в  ней будет только расти. Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

    Исторический  опыт 1990-х годов - несомненно, самых  трудных в развитии стран СНГ - показал, что они нужны друг другу.

    Заключение

Итак, подводя итоги, можно сделать  следующие выводы.

    За 10-летие своего существования СНГ  прошло через многие испытания. Главное, несмотря на всякие пророчества о  “мертворожденном ребенке”, оно выжило. Развитие и становление новых  независимых государств, обретение  ими политической и экономической  самостоятельности не привели к  утрате самой идеи объединения бывших союзных республик. Более того, эта  форма взаимодействия независимых  стран нашла подтверждение в  ряде совместных политических документов, а также в конкретных делах, прежде всего в экономической сфере.

    Сейчас  перед странами СНГ в условиях ухудшающейся мировой хозяйственной конъектуры стоит задача сохранить и повысить свой потенциал стабильности. В этих условиях важную роль будет играть обеспечение согласования проводимой экономической политики. Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал Содружества в Национальных интересах его участников, преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальных государств Запада и Востока, активно использовать процессы  интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и дружбу наших народов в стремительно  теряющем стабильность мире.

Информация о работе Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств