Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:26, статья
Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей.
Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного.
Проблемы
государственно-правового регулирования
корпораций
Глухих Л.В., к.э.н., доцент
Хачатрян
Т.И., студент
Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей.
Меры
административно-правового
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов [1] .
Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и др. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.
Административный сектор экономики включает в себя министерства, госкомитеты, агентства, комиссии и тому подобные органы. Рост бюрократии – это общемировой процесс, обусловленный тем, что бизнес обретает все большие масштабы. Необходимость управления им, его прогнозирование – главная задача государства в области предпринимательства [2] .
Характер отношений между государством и бизнесом можно определить как партнерство. Партнерские отношения между государством и бизнесом сковывают свободу как одной, так и другой стороны. Корпорации должны быть самостоятельны в своих решениях, но принимать собственные решения с учетом определенных рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и государство не может быть абсолютно свободным при принятии решений. Есть сферы и ситуации, в которые его вмешательство недопустимо. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление лекарства, его обязанность – проконтролировать безопасность препарата [1] .
Государственное регулирование может быть как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности.
В России
еще не накоплен достаточный опыт
поддержки и регулирования
Одним из основных видов контроля за бизнесом остается пока владение предприятиями и организация их деятельности. Унитарные предприятия доминируют на транспорте, в энергетике, в добывающей промышленности, в сфере информатики, связи, космоса, обороны и т.п.
Другой вид прямого контроля государства за бизнесом – контроль за размещением и строительством предприятий.
Это позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Другое дело – как, какими методами осуществлять этот контроль: жесткими (выдача лицензий, разрешений на строительство, заключение контрактов со строительными фирмами и т.п.) или мягкими (дача рекомендаций на размещение производств и др.).
Государство может контролировать бизнес и путем финансового участия, а также финансовой помощи.
Прямая
обязанность государства –
Санитарный контроль – контроль за производственной безопасностью труда – один из видов прямого контроля государства за сферой предпринимательства.
В одном ряду с экологическим, санитарным контролем стоит и пожарный надзор, осуществляемый специальным органом, входящим в систему МВД.
Государство контролирует качество продукции, особенно пищевой и медикаментов.
Контроль за качеством продукции лучше осуществляется путем выдачи подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.
Лицензии используются не только во внутренней, но и во внешней торговле. Это – получаемые от государственных органов специальные разрешения на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Российская специфика такова, что пока чаще выдаются лицензии на вывоз природных ресурсов [3] .
Существуют методы прямого и косвенного государственного регулирования экономики. (Рис.1)
Рисунок
1- Методы государственного регулирования
предпринимательства
В
качестве одного из видов прямого
контроля государства за корпоративной
деятельностью можно назвать
Антимонопольный контроль – важный аспект прямого государственного регулирования [3] .
Контроль за ценами государство также может взять на себя, но практика регулирования цен ушла в прошлое.
Практика
показала, во-первых, необходимость
совершенствования действующих
законов и актов, а также дальнейшего
расширения законодательно-нормативной
базы, разработки стандартов и правил
для регулирования тех аспектов практики
корпоративного управления, которые ранее
находились в тени. Другой, еще более важной
проблемой, является необходимость самых
серьезных шагов по обеспечению эффективного
применения и исполнения принятых законов
и нормативных актов. Подавляющее большинство
судей не обладает достаточной квалификацией
в вопросах корпоративных отношений (и
даже рыночной экономики в целом), перегружены
многочисленными делами. Эта проблема,
впрочем, актуальна не только для исполнения
законов и актов, регулирующих корпоративное
управления, но и для российского правосудия
в целом. Таким образом, темпы улучшения
состояния корпоративного управления
в нашей стране будут в очень значительной
степени зависеть от улучшения правоприменительной
системы в целом. Едва ли реалистично рассчитывать
на серьезное качественное улучшение
в этой сфере в самом ближайшем будущем.
Однако, очевидно, что улучшение правовой
базы должно стать приоритетным направлением
государства.
Литература
1. Конашина Т. В. Корпоративное право, М.: Юрист, 2006.
2. Губина Е.П. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич. пособие/. – М.: Юрист, 2005.
3. Шихвердиев
А.П., Гусятников Н.В.,
Беликов И.В. Корпоративное
управление. - М.: Изд. Центр «Акционер»,
2005.
Информация о работе Проблемы государственно-правового регулирования корпораций