Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа
Под персоналом понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты или консультанты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
На основе таких
данных, такое понятие как человеческий
фактор приобретает невероятную силу,
ведь по сути, да и по природе мы не роботы
с определенным опытом и навыками в какой-либо
профессиональной сфере, а живые организмы,
способные совершать действительно непредсказуемые
поступки, которые отражаются и на профессиональной
сфере.
5. Аспекты развития
кадрового потенциала
При благоприятных
обстоятельствах обучение персонала
выполняет важную двойную функцию
наилучшего использования работника
и его мотивацию. Путем усовершенствования
умений и навыков работника выполнять
производственные задачи, в которых заинтересована
компания, обучение позволяет более эффективно
использовать человеческие ресурсы; путем
создания у работника чувства мастерства
в выполнении своей работы и признания
руководством его заслуг повышается удовлетворенность
работника своей работой. Когда же обстоятельства
складываются неблагоприятно, подобные
результаты могут быть не достигнуты,
например, если направленный на обучение
работник не видит цели в своем обучении,
или обучение воспринимается им как наказание,
либо проявление недовольства им со стороны
руководства, или если обучение кажется
работнику не соответствующим его потребностям.
В частности, преимущества
от обучения работников могут быть
следующие;
• более высокий
уровень производительности труда
и качества работы;
• сокращение брака;
• лучшая адаптируемость
к новым производственным методам;
• меньше необходимость
жесткого контроля;
• снижение производственных
аварий;
• более высокий
уровень удовлетворенности
Всегда желательно
попытаться оценить эффективность
курса обучения и выявить, достигнута
ли хотя бы часть этих целей.
Как и любой
другой бизнес-процесс, обучение может
стать пустой тратой сил и времени,
если оно не было тщательно проконтролировано.
Если отсутствует логический систематический
подход к обучению, оно может либо дать
обучающемуся большой объем ненужных
знаний и умений, либо, наоборот, недодать
ему необходимого. После завершения курса
обучения только проверка действенности
может показать, были ли достигнуты поставленные
в ходе обучения цели и только путем оценки
можно попытаться установить соотношение
затрат и пользы от обучения.
С учетом стратегии
развития предприятия и потребности
в обучении разрабатываются перспективные
и текущие годовые планы обучения персонала.
При этом в его основу закладываются принципы
непрерывности обучения каждого сотрудника
в течение всей его производственной деятельности
на фирме. Процесс организации обучения
начинается с определения потребности
в обучении, которое может осуществляться
на нескольких уровнях.
Первый уровень
– потребность организации в
целом. Данная потребность должна быть
проанализирована специалистом по кадрам
или отделом обучения в соответствии
с общими производственными целями предприятия
и кадровой политикой организации и при
участии линейных менеджеров.
Второй уровень
– потребность в обучении отдела
или подразделения. Эта потребность
лучше всего может быть определена
менеджером этого подразделения при
участии специалиста по обучению. Здесь
необходимо провести дополнительный анализ:
проанализировать текущую ситуацию в
отделе.
Третий уровень
– уровень выполняемых работ.
Основное требование здесь – определить
все функции и действия, которые
осуществляют сотрудники в процессе реального
выполнения конкретной работы. Потребности
в обучении, связанные с выполнением производственных
обязанностей, определяются на основе
заявок линейных руководителей и самих
работников, путем опроса (анкетирования),
тестирования сотрудников.
Предметом обучения
являются:
Знания –
теоретические, методические и практические,
необходимые работнику для
Умения –
способность выполнять
Навыки –
высокая степень умения применять
полученные знания на практике, навыки
предполагают такую меру освоения работы,
когда вырабатывается сознательный
самоконтроль.
Способы общения
(поведения) – форма жизнедеятельности
личности, совокупность действий и поступков
индивида в процессе общения с окружающей
действительностью, выработка поведения,
соответствующего требованиям, предъявляемым
рабочим местом, социальные отношения,
коммуникабельность.
Различают три
вида обучения:
Профессиональная
подготовка кадров – приобретение
знаний, умений, навыков и обучение
способам общения, направленным на выполнение
определенных задач. Подготовка считается
законченной, если получена квалификация
для осуществления
Повышение квалификации
кадров – обучение кадров с целью
усовершенствования знаний, умений, навыков
и способов общения в связи
с ростом требований к профессии
или повышением в должности.
Профессиональная
переподготовка кадров (переквалификация)
– обучение кадров с целью освоения
новых знаний, умений, навыков и способов
общения в связи с овладением новой профессией
или сильно изменившимися требованиями
к содержанию и результатам труда. По результатам
профессиональной переподготовки слушатели
получают диплом государственного образца,
дающий право вести профессиональную
деятельность в определенной сфере.
В рамках системы
непрерывного обучения на предприятии
предполагаются следующие основные
виды обучения персонала:
Обучение при
приеме на работу осуществляется для изучения
специфики деятельности и тесно связано
с программой адаптации сотрудников. Начало
обучения – сразу после оформления документов
о приеме на работу. Продолжительность
обучения от одной до двух недель. Успешное
завершение первичного обучения обеспечивает
допуск к работе в конкретной должности.
Ежегодное обучение
руководителей и специалистов проводится
с целью ознакомления их с новыми
технологиями, эффективными приемами
управления и анализа, инновациями
в сфере производства и др. Длительность
такого обучения обычно несколько дней.
Повышение квалификации,
которое занимает особое место в
обучении персонала предприятия
как основной способ обеспечения
соответствия квалификации работников
современному уровню развития науки, техники
и экономики. Известно, что полученные
знания устаревают наполовину каждые
пять лет, если человек не занимается самообразованием
и не повышает уровень квалификации. Повышение
квалификации популярно на предприятиях
в силу ряда причин:
Повышение квалификации
дешевле подготовки специалистов.
Меньшая продолжительность
обучения в сравнении с подготовкой
персонала.
Целевая направленность
обучения на узком круге модулей
для специалистов и руководителей.
Путем расчета
затрат на обучение и сопоставления
их с финансовыми выгодами для компании
от работы обученного сотрудника, проверка
действенности обучения может быть расширена
до его оценки. При этом простота и точность
оценки сильно варьируются.
а) Затраты на
обучение с отрывом от основной работы
гораздо проще оценить, чем затраты
на обучение без отрыва от производства.
б) Финансовые выгоды
обучения гораздо проще вычислить,
если речь идет о физическом, а не
об умственном труде.
6. Проблемы развития
кадрового потенциала
Найти квалифицированных
сотрудников, в том числе, на высокие
позиции в компании, становится все сложнее.
Идет «война за таланты». Упущенные возможности,
упущенное время, высокие затраты на поиск
и адаптацию нового персонала — все это
стимулирует руководителей создавать
систему развития кадрового потенциала.
Это сложный, требующий тщательной подготовки,
системный процесс.
Возможности, которые
предоставляет организации
Является внутренним
источником кандидатов на ключевые позиции
Позволяет удерживать
потенциально талантливых сотрудников
Дает возможность
подготовить сотрудников к
Ускоряет развитие
талантливых сотрудников
Предоставляет
персоналу новые возможности
для карьерного роста
Снижает затраты,
т.к. развитие сотрудников внутри организации
— процесс, требующий меньших инвестиций,
чем найм и адаптация новых сотрудников
Для этого важно
внедрять новые методы управления и
хозяйствования, активизировать человеческие
ресурсы с тем, чтобы способности
людей раскрылись полнее и были использованы
с большей пользой и эффективностью. При
управлении инновационным развитием кадрового
потенциала современной организации,
в качестве объектов совершенствования
кадрового потенциала, начинают выступать
компетенция и мобильность персонала.
Быстро увеличивающаяся научно-техническая
вооруженность работников приводит в
действие все большую и большую массу
дорогостоящих средств производства,
перенося их стоимость на создаваемый
продукт. Цена ответственного поведения
работника, зависящая от уровня его квалификации
и интеллекта, эмоциональной зрелости
и психического состояния возрастает
при этом во много раз. Общество попадает
в зависимость от личных качеств рабочих,
предпринимателей, менеджеров и инженерно-технических
работников, от их компетенции, честности,
порядочности, преданности общим интересам.
НТП ускоряет процесс воспроизводства
знаний и, следовательно, увеличивает
коэффициент их передачи. Коэффициент
передачи знаний в ближайшее десятилетие
будет возрастать еще более быстрыми темпами.
Это объясняется тем, что экономика вплотную
подошла к такому рубежу, когда ее развитие
прямо зависит от ускорения научно-технического
прогресса. Естественно, что для реализации
этого ускорения нужны соответствующим
образом подготовленные кадры: рабочие,
инженеры, руководители, способные гибко
реагировать на быстро изменяющиеся потребности
производительных сил. Поэтому вся система
их подготовки должна подняться на качественно
новый уровень. Таким образом, огромные
возможности, создаваемые НТП, в итоге
являются лишь потенциальными, их реализация
зависит от многих факторов, но определяющими
среди них следует считать именно социальные,
личностные факторы, предусматривающие
более высокие требования к работникам
организации.
Поэтому в рамках инновационного развития кадрового потенциала организаций, в связи с имеющимися противоречиями между системой подготовки рабочих кадров и действующим производством, возникает необходимость рассмотрения вопроса о том, каким же конкретным требованиям должен отвечать квалифицированный рабочий и компетентный специалист в современных условиях хозяйствования.
Информация о работе Проблемы формирования кадрового потенциала фирмы