Проблема монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования?

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….…..3
1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8
2. Монопольная власть……………………………………………………………..9
2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9
2.2. Показатели монопольной вла-сти……………………………………………..11
2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12
3. Оценка и регулирование монопо-лий………………………...…………………15
3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15
3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Рес-публике Беларусь…………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источни-ков…………………………….……...…...……26

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.

Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный характер.

Вместе с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.  

Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.

Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта.

В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).

Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).

Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере [6, с. 62].

Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.

Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).

К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. (В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).

Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности [7, с. 92].

 

 

3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республики Беларусь

 

 

Для устранения монополизма и причин, его порождаю­щих, необходим комплекс мер, направленных на преобра­зование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного ан­тимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в рес­публике, станет одним из инструментов государственной по­литики по выводу экономики из кризиса.

В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обес­печить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; рав­ноправие всех форм собственности, включая частную кон­куренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с мо­нополизмом вообще, способная принять характер очеред­ной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отно­шений, становления предпринимательства, конкуренции.

Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь обусловливают:

1. Высокий уровень концентрации  производства;

2. Преобладание крупных чистых монополий - един­ственных производителей;

3.  Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим до­минирующим положением на рынке.

Начало государственной политики в области антимоно­польного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятель­ности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 мар­та 1993 г.

Специализированным органом, обеспечивающим коор­динацию, реализацию и контроль за мерами по ограниче­нию и устранению монополизма и его проявлений в хозяй­ственной деятельности, развитию конкуренции и предпри­нимательства выступает Министерство предпринима­тельства и инвестиций.

Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчи­ненные этому Министерству.

Образование территориальных органов обусловлено особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специ­фику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взя­тых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим про­дукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим парамет­рам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятия­ми сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь нап­равлена на: формирование конкурентных отношений в сфе­ре производства и обращения товаров и услуг путем ограни­чения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сло­жившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и ис­кусственных монополий, учета антимонопольных требова­ний в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связан­ного с деятельностью различного рода объединений; уста­новление порядка создания новых субъектов хозяйствова­ния, исключающих монополизацию рынка; снижение отри­цательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая фун­кция определена Законом Республики Беларусь "О противо­действии монополистической деятельности и развитии кон­куренции" и конкретизирована в республиканской Ком­плексной программе демонополизации экономики.

Главными задачами антимонопольной политики явля­ются устранение экономических основ (условий), порож­дающих монополизм, и формирование конкурентных от­ношений.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:

-  выявление природы монополий, их видов, возмож­ностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

- отказ от тотального устранения монопольных структур, дифференцированный подход к монополистам-национальным чемпионам, способствующим оздоровлению эко­номики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормо­зят развитие НТП, допускают расточительство и произво­дят морально устаревшие виды продукции;

- не столько реорганизацию функционирующих моно­полий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, раз­витие производственной инфраструктуры: транспорта и свя­зи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.

Антимонопольное регули­рование применительно к нашим условиям особенно опас­но тем, что может оказаться суррогатом командно-адми­нистративных механизмов, оно  охватывает  практически   все  хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отноше­ний, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике нао­борот — от свободной конкуренции к монополии.

Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где моно­полия неизбежна и эффективна.

Во-первых, ряд предприятий-монополистов способ­ствует насыщению рынка качественными товарами; во-вто­рых, продукция многих из них достаточно конкурентоспо­собна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное по­ложение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополиз­ма должно быть оздоровление экономики, т. е. способ­ность той или иной его формы влиять на достижение прог­рессивных структурных сдвигов.

В последние годы наблюдается тенденция снижения количества хозяйствующих субъектов, включенных в госреестр как занимающих доминирующее положение на товарных рынках. О чем свидетельствуют  данные таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1.Количество хозяйственных субъектов, включенных в госреестр  как занимающих доминирующее положение на товарных рынках

 

 

2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

2008г

2009г

Количество хоз.субъектов,

 

312

300

265

205

197

190

155

153

155

Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь