Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования?
Введение…………………………………………………………………..…….…..3
1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8
2. Монопольная власть……………………………………………………………..9
2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9
2.2. Показатели монопольной вла-сти……………………………………………..11
2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12
3. Оценка и регулирование монопо-лий………………………...…………………15
3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15
3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Рес-публике Беларусь…………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источни-ков…………………………….……...…...……26
Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный характер.
Вместе с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.
Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта.
В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере [6, с. 62].
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. (В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности [7, с. 92].
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республики Беларусь
Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.
Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь обусловливают:
1. Высокий уровень концентрации производства;
2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3. Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.
Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.
Образование территориальных органов обусловлено особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.
Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.
Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.
Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:
- выявление природы монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
- отказ от тотального устранения монопольных структур, дифференцированный подход к монополистам-национальным чемпионам, способствующим оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;
- не столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.
Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно охватывает практически все хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.
Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.
В последние годы наблюдается тенденция снижения количества хозяйствующих субъектов, включенных в госреестр как занимающих доминирующее положение на товарных рынках. О чем свидетельствуют данные таблицы 3.1.
Таблица 3.1.Количество хозяйственных субъектов, включенных в госреестр как занимающих доминирующее положение на товарных рынках
| 2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 2008г | 2009г |
Количество хоз.субъектов,
| 312 | 300 | 265 | 205 | 197 | 190 | 155 | 153 | 155 |
Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь