Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:14, реферат
Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко осознанная и поставленная в Украине, уже давно стала проблемой номер один в макроуровневой экономической политике экономически развитых стран. Пожалуй, впервые она явным образом была поставлена в послевоенной экономике Японии. Затем, когда Япония стала экономически беспокоить Америку, содействовавшую появлению японского "чуда", проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции в первую очередь для того, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность, сравнимую с конкурентоспособностью США.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ЕССЕ
Одесса-2012
Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко осознанная и поставленная в Украине, уже давно стала проблемой номер один в макроуровневой экономической политике экономически развитых стран. Пожалуй, впервые она явным образом была поставлена в послевоенной экономике Японии. Затем, когда Япония стала экономически беспокоить Америку, содействовавшую появлению японского "чуда", проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции в первую очередь для того, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность, сравнимую с конкурентоспособностью США.
Следует отметить, что в мировой экономической литературе тема конкурентоспособности производителей в течение последних двадцати лет остается одной из центральных. В широкой постановке она возникла в начале 80-х годов в США, как поиск ответов на причины успехов японской экономики на мировых рынках, преодоление угрозы "деиндустриализации" американской экономики и отражалась в аналитических публикациях Совета по национальной конкурентоспособности.
Выбор между различными отраслями
и секторами экономики в
И в этом выборе оказывается важным умение правительства своей явной или неявной структурно-технологической политикой пожертвовать теми из них, которые, с глобальной точки зрения (т.е. с учетом размывания национальных границ в экономике), безнадежны, и сконцентрировать ресурсы в тех, которые обнаруживают наибольшую конкурентоспособность сейчас и, предположительно, будут демонстрировать ее в перспективе.
Проблема
При этом весьма важным остается вопрос
о соотношении реального (производящего)
и финансового (распределяющего) секторов
экономики в обеспечении
Как показали результаты финансового кризиса Украины., именно конкурентоспособность реального сектора экономики создает базу для конкурентоспособности страны в целом, поскольку даже будучи привлекательной для иностранных финансовых инвесторов в краткосрочном плане (как это было в Украине 1995-1998 тт.), страна может оказаться на грани экономического коллапса. Финансовые активы, обращающиеся в стране и привлекаемые в нее извне, должны быть обеспечены не просто обещаниями доходов и предстоящими рефинансированиями долгов, но и устойчивой налогооблагаемой базой, то есть экономическим ростом в реальном секторе. Реальный сектор, таким образом, по-прежнему является первичным в экономике, особенно в долгосрочном плане.
В этой связи анализ конкурентоспособности производящего сектора США становится условием ответа на вопрос, реален или фиктивен экономический рост в Соединенных Штатах последнее десятилетие.
За позицией страны в мировой экономике стоят, прежде всего, позиции производителей ее реального сектора на мировом рынке, как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от способности ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира. Поэтому обоснование экономической стратегии страны лежит в плоскости анализа, прогнозирования и поддержки производителей, имеющих конкурентные преимущества либо способных приобрести их в обозримом будущем.
Американская экономика
Реальный путь вхождения Украины в мировое конкурентное пространство - это постепенное приближение украинской внутренней предпринимательской среды к правилам конкуренции, действующим на мировых рынках. В связи с этим необходим анализ существующих тенденций роста конкурентоспособности производителей в странах-лидерах мирового хозяйственного сообщества и сопоставление этих тенденций с основными характеристиками российского экономического развития последних лет.
В XXI век США входят неоспоримым лидером мирового экономического развития, удерживая превосходство над другими странами по масштабам хозяйства и уровню его развития, научно-техническому потенциалу и эффективности его применения, динамизму развития рыночных механизмов, размаху и действенности государственного регулирования экономики.
Положение американской экономики конца 90-х гг. XX века во многом - результат ее развития в условиях, которые активно содействовали раскрытию возможностей рыночного хозяйства. В ее недрах сложилась особая модель развития рыночного хозяйства, которая опирается на мощные движущие силы, постоянно обеспечивающие научно-технический и социальный прогресс. Важный составной компонент этой модели - активное, наряду со стихийными силами рынка, воздействие на развитие экономики всеобъемлющей системы государственного регулирования.
В конце 90-х гг., сопоставляя экономические показатели, характеризующие уровень развития США и их основных конкурентов из числа развитых стран, американское лидерство обнаруживается достаточно явно. Здесь, однако, важно подчеркнуть, что речь идет именно о лидерстве, а не о подавляющем превосходстве, его американский капитализм демонстрировал несколько десятилетий назад.
Если в конце второй мировой войны доля США в мировом ВВП составляла более 40% и эта страна была безусловным мировым промышленным и технологическим лидером, то в конце XX века удельный вес США в мировом ВВП сократился до 21-23%, достигнув в абсолютном размере к 2000 г. более 9 трлн. долл.
В 70-е годы наметилось падение конкурентоспособности Соединенных Штатов на фоне опережающего развития стран-конкурентов. В 1988— 1991 гг. происходило падение общего объема промышленного производства т США, измеренное в постоянных ценах. В 80-90-е гг. научно-технический и промышленный потенциал США неоднократно подвергались давлению мировых конкурентов: Японии, стран Западной Европы и новых "технологических лидеров" из стран ЮВА (Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия), а со второй половины 90-х гг. - нового мирового экономического гиганта - Китая.
В действительности, частичное ослабление позиций США, изменение в конце XX века доли США в мировом производстве - следствие роста удельного веса производства других развитых стран, в первую очередь -государств Западной Европы и Японии. На самом деле позиция США как самого экономически мощного среди стран - сильных партнеров - содержит ныне больше возможностей дальнейшего стабильного роста, чем положение абсолютного превосходства США среди стран - их слабых партнеров периода после второй мировой войны. Если коротко охарактеризовать позицию США в мировой экономике конца XX века, то эта страна -наиболее крупный и перспективный центр мирового развития на фоне тенденций к укреплению единства мирового хозяйства.
Подобное положение подготавливалось и всем послевоенным развитием, и в особенности, развитием последнего десятилетия XX века.
В качестве основных мирохозяйственных тенденций, имевших значение для развития мировой экономики вообще и американской в частности в этот период можно считать следующие:
1. постепенная эволюция послевоенной экономической системы и глобализация рынков;
2. повышение уровня
конкурентоспособности
3. относительное уменьшение влияния Америки на мировую экономику.
а) Глобализация
В начале 90-х гг. стало
совершенно очевидным, что послевоенная
экономическая система больше не
может существовать в прежнем
виде. Глобализация рынков лишила правительства
возможности справляться с
Наиболее явно эта дестабилизация прослеживается в торговле. Впрочем, по итогам Токийского раунда переговоров по ГАТТ в течение 70-80-х гг. снижались тарифы. Более того, Япония, НИС и даже некоторые страны третьего мира, например, Мексика, согласно программам МВФ и Мирового банка, значительно ослабили и тарифные ограничения. Именно для поддержания достигнутого в 1986 году и был проведён Уругвайский раунд переговоров.
Рост мировой торговли ограничивается количественными ограничениями. За 80-е гг. доля импорта, подпадающего под количественные ограничения выросла с 5% до 18%. Европейские страны повысили барьеры, особенно для продукции из Азии. Многие страны третьего мира ужесточили импортные ограничения с целью сохранения твёрдой валюты. В начале » 80-х годов внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию в Японии превышали мировые в 2,5 раза, в странах ЕС - в 1,5 раза. В США превышение составляло лишь 1,16 раза.
Таким образом, уже в начале 90-х гг. надёжность либеральной системы внешней торговли оказалась весьма сомнительной. ГАТТ контролировало лишь 5% мировой экономики. То же самое происходило и в области макроэкономической и монетарной политики. Так, невыполнение правил Бреттон-Вудской системы привело к экономическим кризисам, во многих странах и конфликтам по поводу национальных обязательств. МВФ после неразберихи, вызванной первым нефтяным кризисом утратил всякое влияние на индустриальные страны. Создание Европой собственной монетарной системы ещё более ослабило влияние этой организации на этом континенте.
Таким образом, открытая и многосторонняя экономическая система испытывает значительные трудности. Такие организации как МВФ, ГАТТ/ВТО, Мировой банк утратили свою надёжность. Мировая экономика подвержена влиянию доллара, постоянной угрозы протекционизма и увеличения долгов стран третьего мира.
За последние 25 лет
рынки действительно стали
ЛИТЕРАТУРА
1 С.И.Долгов. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2009.
2 Дубовий І. О. Економічні і торговельні відносини США з Японією / І. О. Дубовий - Черкаси : , 1994.
3 Павлова В. А. Конкурентоспроможність підприємства: оцінка та стратегія забезпечення : монографія / В. А. Павлова. - Д. : Изд-во ДУЕП, 2006.
4 Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер ; пер с англ. - М. : Издательский дом "Вильямс", 2000.
6 Портер М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. / под. ред и с предисловием В. Д. Щитинина. - М. : Международные отношения, 1993.