Проблема безработицы в развитых странах: сравнительный анализ США, стран Западной Европы и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является безработица, а точнее, ее проблема.
Предметом исследования данной работы является научная, учебная литература, статистические данные и иные материалы, описывающие проблему безработицы и ее решения.
Целью работы является исследование проблемы безработицы. Сравнительный анализ уровня безработицы в странах Западной Европы, США и России. В работе сделана попытка раскрыть сущность проблемы безработицы развитых стран, сделать из сравнительный анализ.

Содержание

Введение

1.Понятие безработицы, ее сущность
Понятие безработицы и виды
Издержки безработицы
Последствия безработицы
2. Безработица в России, США, странах Западной Европы и борьба с ней. Способы подсчета безработных граждан, поддержка безработных
2.1 Безработица в России
2.2 Безработица в США
2.3 Безработица в Франции
2.4 Безработица в Великобритании
Безработица в Германии
Безработица в Италии
2.7 Безработица в Испании
3.Анализ безработицы в США, странах Западной Европы и России

Информация о международной организации труда (МОТ)

3.2 Анализ уровня безработицы в каждом рассматриваемом субъекте отдельно

Сравнительный анализ уровня безработицы стран западной Европы, США и России


Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.11 Кб (Скачать)

 

Борьба с безработицей.

 

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации  общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались  в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в  2011 году будет выделено на стимулирование  среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

 

2.2 Безработица в США.

 

В каждой стране имеется  определенное число людей, не желающих работать при установившейся ставке заработной платы, находящийся в состоянии выбора наилучшего места работы или подготовки к трудоустройству. Они образуют естественную безработицу, которая является неизбежным следствием свободного выбора места и времени работы.

В западной практике естественная безработица определяется суммой структурной  и фрикционной безработицы. Они  исключаются из состава безработных  при определении уровня полной занятости.

Уровень естественной безработицы  не является раз навсегда данным и  неизменным. С динамикой общественного  прогресса этот уровень изменяется, обнаруживая тенденцию к росту. В частности, если в 60-е годы 20го века в США он составлял примерно 4%, к концу века достиг уровня 5-6%.

 

Политика занятости на Западе.

Ранее всего политика занятости  была разработана и практически  осуществлена в 30-40-х годах в США, где, по имеющимся оценкам, в период Великой депрессии около 25% населения  составили безработные.

«Новый курс» Рузвельта (1933-1938) включал ряд мероприятий  по регулированию занятости В частности, в соответствии с «курсом» широкое распространение в США получили общественные работы, сыгравшие важную роль в сокращении безработицы, стимулировании спроса.

В последующие периоде на Западе была разработана получившая широкое распространение система социальных амортизаторов, применяемых для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Она включает три «блока» амортизаторов.

 

1. Регулирование занятости,  предполагающее:

  • законодательное сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
  • рекомендации предприятиям «разделения рабочих мест» между работниками для увеличения занятости;
  • досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, не дослуживших до пенсии 2-3 года;
  • создание новых рабочих мест;
  • организацию общественных работ, особенно для хронически безработных и молодежи;
  • сокращение предложения рабочей силы за счет ограничения иммиграции иностранных рабочих и тд

2. Биржи труда, осуществляющие  посредничество между предпринимателями  и лицами, находящимися в состоянии  поиска работы, способствующие трудовому  найму.  Занимаясь трудоустройством, они изучают и аккумулируют  информацию о рынке рабочей  силы, представляют её желающим  найти работу, осуществляют профессиональную  ориентацию молодежи.

3. Фонды страхования по  безработице, из которых потерявшим  работу оказывается материальная  помощь. Порядок формирования и  выплаты пособий из фонда в  различных странах имеет свои  особенности.

 

Система амортизаторов смягчает негативные последствия потери работы, выступает гарантом экономической  безопасности трудящихся.

 

2.3 Безработица во Франции

 

Поддержка безработных

Право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.

Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное и социальное (последнее назначается после  того, как истек срок получения  обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют  лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению безработицы.

Общий размер пособия может  колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы. Существует и абсолютный минимум  пособия. Продолжительность выплаты  варьируется от 3 до 27 недель в зависимости  от стажа страхования. Лица, достигшие 57,5 лет и не получившие пособия  по безработице в течение года при наличии трудового стажа  не менее 10 лет, вновь приобретают  право на пособие по безработице  до тех пор, пока не наступит право  на полную пенсию по возрасту.

Сокращенное пособие получают те, кто был застрахован более 3-х лет, но платил взносы меньше 6 месяцев  в течение года. Это пособие  также состоит из двух частей. Общая  сумма сокращенного пособия не может  быть меньше определенного минимума и больше 56,25% среднего уровня заработной платы за предыдущие 12 месяцев. Пособие предоставляется на 3 месяца, и этот срок не может быть продлен.

Существуют пособия в  рамках программы социальной помощи безработным – тем, у кого истек  срок получения страхового пособия. Лицам, не заработавшим право на страховое  пособие, помощь оказывается при  определенных условиях, т.е. если это  вдовы, разведенные женщины, имеющие  на иждивении ребенка, бывшие заключенные, беженцы и т.д.

В случае временного закрытия предприятия или перевода занятых на сокращенную рабочую неделю может предоставляться социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы. Те, у кого перерыв в работе более 4-х недель подряд, переводятся на пособие по безработице на общих основаниях.

В случае смерти безработного выплачивается единовременное пособие  по безработице за 120 плюс пособие  на каждого ребенка, равное пособию  по безработице за 45 дней.

Пособие по безработице предусмотрено  не только в социальном, но и в  трудовом законодательстве. Право безработных  регулируется кодексом о труде. Социальным страхованием на случай безработицы  ведают две организации – Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле и Национальный межпрофессиональный союз по вопросам найма в промышленности и торговле.

Ассоциация собирает взносы и предоставляет пособия, союз управляет  национальным компенсационным фондом и контролирует деятельность ассоциации. Наблюдение за их деятельностью осуществляет государство через соответствующие  министерства. Основные функции страхования  на случай безработицы выполняют  департаменты и муниципалитеты. На муниципальном уровне созданы коммунальные центры социального действия. Там  ведутся досье на претендентов и  получателей пособия по безработице. Досье рассматриваются в управлениях  департаментов по санитарным и социальным вопросам. Решение выносит комиссия социальной помощи (во главе с судьей), членами которой являются государственные служащие, представляющие центральное правительство и департаменты.

Государство полностью финансирует  социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная коллективными  договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный доход  определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое пособие  по безработице, целиком оплачивает центральное правительство.

 

2.4 Безработица в Великобритании

 

Уровень безработицы

В Великобритании уровень безработицы очень низок. Безработица в стране снизилась  в июне до рекордно низкой отметки  за последнюю четверть века – 3,2%, сообщило британское национальное управление статистики.

Количество  британцев, получающих пособие по безработице, сократилось в прошедшем месяце на 12 тыс. человек и достигло 936 тыс. человек. По методике Международной  организации труда безработица  в стране также уменьшилась. За период с марта по май текущего года этот показатель сократился на 82 тыс. человек  и составил 1,45 млн. человек, или 4,9% от всего трудоспособного населения  королевства. Этот уровень также  является самым низким за всю историю  ведения соответствующей статистики, то есть с 1984 г.

Поддержка безработных

Пособие по безработице –  один из видов денежного пособия, выплачиваемого по линии социального  обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления  безработицы. Пособие может выплачиваться  максимум 1 год. Периоды безработицы  суммируются, если они прерываются  периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.

Для получения пособия  по безработице необходимо выплатить  страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления  на пособие.

Программы, связанные с  выплатами пособий по безработице  находятся в ведении Министерства занятости, имеющего региональные и  местные органы, которые решают вопросы  о предоставлении пособий. Министр  социального обеспечения по закону обязан ежегодно пересматривать размеры  пособий в зависимости от роста цен за предшествовавший год.

 

2.5 Безработица в Германии

 

 

Поддержка безработных

К категории безработных  относятся лица, временно не имеющие  работы или занятые не более 18 часов  в неделю, если обычно они трудятся полную рабочую неделю. Право на пособие возникает у зарегистрировавшихся на бирже труда после 360 дней оплачиваемой работы, во время которой вносились  страховые взносы. Для уволенных из армии может быть зачтен срок их службы.

Максимальный размер пособия  составляет 63% чистого дохода до потери работы. Пособие может быть увеличено  при наличии детей. В зависимости  от трудового стажа продолжительность  выплаты пособия колеблется в  диапазоне от 17 до 52 недель. Для лиц  предпенсионного возраста срок выплаты может быть продлен до 104 недель. В дальнейшем возможно получение социальной помощи, однако, и в этом случае размер пособия зависит от прежней заработной платы. Для бездетных он составляет 56% зарплаты.

В принципе, социальная помощь может предоставляться бессрочно, если лицо не имеет других существенных доходов.

Пособие для работающих менее 18 часов также дифференцированно  и может выплачиваться не более 6 месяцев. Безработные имеют право  на бесплатное пользование услугами биржи труда и право на профессиональную подготовку.

Две трети расходов на социальное обеспечение финансируется за счет страховых взносов. Страховые взносы выплачиваются работником и работодателем  в равных долях. Низкооплачиваемым всю сумму страхового взноса оплачивает работодатель. На социальное обеспечение используются также государственные субсидии.

 

 

2.6 Безработица в Италии

 

Поддержка безработных

 

Безработным выплачивается  трудовое пособие. Тем, кто не имеет  на него право, предоставляется социальная помощь. Право на страховое пособие  возникает при страховом стаже  не менее 2-х лет и выплате страховых  взносов в течение 52-х недель за предшествовавшие 2 года. Чтобы иметь  право на помощь необходимо быть застрахованным, по крайней мере, в течение 5-и  недель. Никогда не работавшие, в  том числе и выпускники школ, не имеют права ни на страховое пособие, ни на помощь по безработице.

Страховое пособие может  выплачиваться 120, 180 и 360 дней в зависимости  от сектора экономики. Помощь по случаю безработицы предоставляется в  течение 90 дней, этот срок может быть продлен до 180 дней. Размер пособия составляет ¼ прежнего уровня зарплаты. Социальное пособие положено в случае закрытия предприятия или сокращения штата, его размер составляет 2/3 уровня зарплаты и выплачивается в течение 180 дней, минимальный стаж уплаты страховых взносов сокращается до 13 недель. При переводе работника на сокращенную рабочую неделю по независящим от него причинам, он имеет право на пособие по программам вспомоществования. Размер такого пособия 80% зарплаты. Обычный срок выплаты не превышает 6 месяцев, но в исключительных случаях может быть более 3-х лет. В случае ликвидации предприятия и массового увольнения персонала имеет право на пособие на период до 24-х месяцев, а лица старше 60-ти лет до 36 месяцев.

 

2.7 Безработица в Испании

 

Поддержка безработных

 

 

Пособие назначается лицам, потерявшим работу или тем, чье рабочее  время сократилось на 1/3. Страховое пособие полагается лишь платившим взносы не менее 12 месяцев за 6 лет предшествовавших наступлению безработицы. Претендентом может быть лицо, не достигшее пенсионного возраста (65 лет) или старше, если оно еще не заработало права на полную пенсию по старости.

В зависимости от стажа  уплаты страховых взносов максимальная продолжительность получения пособия  от 4 до 24 месяцев, в последнем случае стаж уплаты взносов должен составлять 72 месяца за последние 6 лет. Размер пособия не может быть ниже минимальной заработной платы и больше 170% ее величины.

Информация о работе Проблема безработицы в развитых странах: сравнительный анализ США, стран Западной Европы и России