Проблема безработицы и пути ее преодоления на примере России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в России и США, рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей, изучение российского и американского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление……………………..4
1.1. Формы безработицы и причины их возникновения…………………………....4
1.2. Государственная политика борьбы с безработицей…...……………………….6
Глава 2. Проблема безработицы и пути ее преодоления…………………………...8
2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………………………………………………..8
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы…………..…...10
2.3 Проблема безработицы в США ………………………………………………...11
2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами ……………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………...15
Приложение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

(мир.эконом.)Проблема безработицы и пути ее преодоления на примере России и США.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

2.3. Проблема безработицы в США

Массовая  безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим бедствием для американского народа. По оценкам Департамента труда безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов  безработица гораздо выше, например,  в Мичигане она превышает 15 процентов.

Бюро  статистики  при Департаменте труда США систематически публикует  данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).   

Высокий уровень безработицы в штате  Мичиган связан с тяжелым состоянием автомобильной промышленности, в  Калифорнии - дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе.  Известно также, что в штате Вашингтон и в Виржинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

Во время  рецессии 2009 г. безработица охватывает все отрасли экономики и сферы  услуг в США: не только  промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. 

Наибольшее  сокращение штата произошло в  таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая  и розничная торговля, наименьшее - в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве.   В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная  (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

При этом наибольший уровень безработицы  был зафиксирован среди жителей  США, находившихся  в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная.  

При сравнении  структуры безработицы по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения  не значительные (доля женщин в нашей  стране на 3,5 % больше).

Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек больше, чем женщин. Количество безработных мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента) [8]. 

В России в отличие от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или  иным причинам попадает в течение  года в ряды безработных, однако продолжительность  таких периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест [3].

2.4. Методы борьбы с безработицей в США в сравнении  с российскими методами

В 2009-2010 гг. в США действует программа  «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План  заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1. Помощь нуждающимся 

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.  

Расчет  уровня пособия определяется путем  оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие  не имеют люди свободных профессий  и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении  размеров выплат учитывается наличие  в семье безработного детей и  иждивенцев.

Финансирование  программ переподготовки и повышения  квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2. Инфраструктурные проекты

Предусматривает такие проекты, как строительство  новых дорог, развитие общественного  транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые  ни только способствуют создания новых  рабочих мест, но и выведут экономику  из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США Барак Обама предложил  снизить налоговое бремя на малый  бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также  гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия малого бизнеса могут  списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных  в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Кроме того, президент США обратился  к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США [10].

Поддержка малого бизнеса действует и в  России, однако комплекс мероприятий  сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и  в нашей стране.

В поле зрения американской политики занятости  попала задача улучшения структуры  рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование  потенциала работников. Основой таких  программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

В отличие  от российских методов, политика занятости  в США подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд [8].

Изучение  российских и американских методов борьбы с безработицей показало, что в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.  
 
 
 
 

Заключение 

В данной работе был проведен анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на российском и американском рынках труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

При исследовании проблемы безработицы в России и США была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений.

Основной  проблемой в структуре российской безработицы является ее скрытый характер, а также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009 году была принята антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.

Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработицей в России является ее  краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Политика  по борьбе с безработицей в США  происходит эффективнее, поскольку  она способна не только снизить уровень  безработицы до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение  инфраструктурных проектов как  основного способа снижения безработицы; 

2) снижение налогового бремени в момент кризиса как способ поддержания малого бизнеса;

3) индивидуальный  подход к каждому безработному, предоставлению каждому трудоспособному  члену общества не просто любой  работы, а возможности в наибольшей  степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд.

4) дифференциация  уровня пособия по безработице  в зависимости от наличия в семье безработного детей и иждивенцев.

Крайне  важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.

Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение. 

   

   Уровень безработицы в США на 2010 год. 

   

   Уровень безработицы в России на 2010 год.

   

   Численность населения в России.

Доля  городского и сельского населения.

 
 

Структура безработицы по возрастным группам России и США за 2010 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Уровень безработицы в России 
 

Список  литературы.

1)          Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина. - М.: ДИС, 2002. - 320 с.

2)          Грязнова, А.Г. Макроэкономика / А.Г. Грязнова. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

Информация о работе Проблема безработицы и пути ее преодоления на примере России и США