Проблема бедности в Республике Саха (Якутия) и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – попытаться отразить картину бедности в Якутии с точки зрения экономики, но при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.
Для достижения данной цели предполагается постановка и решение следующих задач:
• определение понятия бедности;
• типологизация разновидностей бедности;
• анализ причин возникновения бедности в России;
• исследование путей совершенствования законодательства России в социальной сфере;
• обзор и анализ данных, необходимых в выполнении работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3
1. Понятие и критерии определения бедности…..........................4
2. Уровень жизни в Якутии …..………………………………….....8
3. Пути решения проблемы бедности...……………………………11
Заключение………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

контрольная экрся.docx

— 42.73 Кб (Скачать)

    Между покупательной способностью доходов  и уровнем бедности имеется достаточно тесная обратная зависимость. Это является признаком того, что оба эти  показателя, полученные по разным методикам, действительно отражают основные черты  сложившихся территориальных различий в уровне жизни населения. Вместе с тем имеется и ряд очевидных  расхождений. Например, на Дальнем Востоке  при относительно высокой покупательной  способности доходов аномально  высок удельный вес бедных семей. С другой стороны, есть регионы (самый  характерный пример - Владимирская область), где низкая покупательная  способность сочетается с низким, по российским меркам, уровнем бедности.

Основные  показатели уровня жизни за январь- июль 2011 года (предварительные данные)
Среднедушевые денежные доходы населения за январь-июль 2011г. (руб. в мес.)  22587,8
Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в % к  январю-июлю 2010г.  103,3
Среднемесячная  заработная плата, за январь-июль 2011г. (руб. в мес.)  33326,8
Реальная  начисленная заработная плата за в % к январю-июлю 2010г.  108,2
Средний размер назначенных пенсий по состоянию  на 01.07.2011г., в руб.  11227,83
Реальный  размер назначенных пенсий, в % к  июлю 2010г.   101,2

ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИНДИКАТОРЫ

УРОВНЯ  ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. руб. 92281 108202 133033 154328 183228 1)
на  душу населения, рублей 97156 113861 140034 162330 192751 1)
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей 9633,2 11391,4 13629,7 15682,8 18740,8 21284,32)
Реальные  располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 106,1 106,3 105,8 104,2 107,9 101,72)
Среднемесячная  номинальная  начисленная заработная плата одного  работника, рублей 11315,3 13436,9 16167,5 19409,2 23815,9 26532,6
Реальная  начисленная заработная плата одного работника,  в процентах к предыдущему году 105,8 106,2 106,8 109,7 111,5 99,6
Средний размер назначенных  месячных пенсий, рублей 2594,8 3301,0 3771,6 4336,03) 5909,73) 7304,03)
Реальный  размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему  году 117,5 113,7 101,4 107,3 123,93) 110,53)
Величина  прожиточного минимума (в среднем  на душу населения)            
рублей  в месяц 4069 4705 5350 6424 7321 8542
в процентах  к предыдущему году 115,2 115,6 113,7 120,1 114,0 116,7
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 4):            
тысяч человек 192,9 190,2 179,1 190,5 178,5 185,15)
в процентах  от общей численности населения 20,3 20,0 18,9 20,1 18,8 19,55)

1)В соответствии с регламентом, утвержденным Госкомстатом России, публикации подлежат итоги после  утверждения Росстатом (за 2009г. в марте 2011г.)

2) Предварительные данные по годовой разработке.

3)Расчет произведен в соответствии с методикой расчетов основных показателей пенсионного обеспечения, утвержденной приказом Росстата от 23.06.2009г. №118.

4) С 2007г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.

5) Предварительные данные. 
 

    3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ

    Бедность  не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей  задачи – разработки и реализации новой политики распределительных  отношений, препятствующей дискриминации  бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

    Основные  направления борьбы с бедностью  определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с  бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение  гарантированного уровня доходов для  трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для  всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства  и др.

    С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия  многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия.

    Традиционная  для России модель - защищать население  путем реализации товаров и услуг  первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности. В  итоге: производители этих товаров  и услуг не получают доходов, достаточных  для развития и модернизации, и  даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров  и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия  подвергаются косвенной финансовой дискриминации.

    Для решения проблемы бедности требуется в первую очередь:

    • ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);

    • административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;

    • ликвидация сращивания бизнеса и власти;

    • минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;

    • изменение налогового законодательства.

    Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения  качества жизни российских граждан  силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества;

    • совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

    • содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

    • создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

    • улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    • совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

    • обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

    • совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

    Стратегическая  задача снижения уровня бедности может  объединить нацию, независимо от тех  или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального  статуса.

      Одним из факторов удачной  борьбы с бедностью является  стабильный экономический рост  в стране. Только в этом случае  предпринимаемые меры принесут  результат. К основополагающим  мерам по борьбе с бедностью  можно отнести следующие:

    • увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);

    • увеличение социальных пособий и пенсий;

    • увеличение МРОТа и прожиточного минимума;

    • увеличение занятости населения.

         Также необходимо отметить, что  экономический кризис существенно  усложнил борьбу с бедностью,  так как при экономическом  спаде, реализация вышеназванных  мер не является эффективной.  Например, каким можно образом  увеличить занятость населения,  если на предприятиях, в связи  с финансовым кризисом, происходят  массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий  и пенсий тоже ни к чему  не ведут, потому что увеличиваются  цены на продукты питания. 

      По мнению Всемирного банка,  для решения проблемы бедности  России нужно кардинальным образом  пересмотреть политику социальных  выплат. Банк призывает Россию  повысить адресность действий  по снижению бедности и сфокусировать  свои действия на особо бедных  гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

    Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть мы могли бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения.

    Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если мы разобьем национальный доход  по факторам, то увидим, что главный  вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь  инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке  или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных  ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает. Налоговая  система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд. Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает.

    Гораздо более перспективна другая структура  налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль  в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов  на рентные доходы, доходы, которые  образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Могу сказать, что при  такой налоговой системе темпы  экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим  количеством исторических и экономических  исследований.

    С точки зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что мы слишком много тратим денег на социальные нужды. На самом деле это неверно.

    Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому  лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют  доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, я считаю, что и в нашей стране стоит  больше инвестировать в человеческий капитал.

Информация о работе Проблема бедности в Республике Саха (Якутия) и пути их решения