Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:34, контрольная работа
Актуальность данной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.
1. Введение
2. Транснациональные корпорации: понятие и признаки
3. Индекс транснационализации
4. Основные типы ТНК
5. Организационная структура ТНК
6. Причины возникновения ТНК
7. Роль ТНК в экономике
8. Заключение
9. Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
Кафедра
«Международная экономика»
Контрольная работа
по курсу «Международный бизнес»
на
тему : «Признаки и суть
ТНК»
Выполнил:
студент гр.4-16
Немятый
Н.В.
Проверил:
Варламова
О.А.
г. Днепропетровск
2011
г.
Содержание
1. Введение
2. Транснациональные
корпорации: понятие и признаки
3. Индекс транснационализации
4. Основные типы
ТНК
5. Организационная
структура ТНК
6. Причины возникновения
ТНК
7. Роль ТНК
в экономике
8. Заключение
9. Список литературы
1.
Введение
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.
На рубеже
XX - XXI вв. наблюдается беспрецедентный
размах внешнеэкономической
Основным фактором эффективности деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.
Актуальность
данной темы обусловлена постоянно
возрастающей ролью транснациональных
корпораций в процессе международного
движения капитала.
2.
Транснациональные
корпорации: понятие
и признаки
Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. В иностранной литературе по международной экономике принято употреблять термины «многонациональные фирмы» (multinational firms - MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation - MNC), которые используются как синонимы. В отечественной литературе их именуют международными, глобальными, сверхнациональными и т.д. Однако наиболее распространен термин «транснациональные корпорации» (transnational corporation - TNC).
Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.
Транснациональным
корпорациям принадлежат или
ими контролируются комплексы производства
или обслуживания, находящиеся за пределами
страны, в которой эти корпорации базируются,
имеющие обширную сеть филиалов и отделений
в разных странах и занимающие ведущее
положение в производстве и реализации
того или иного товара. Выделяют следующие
признаки транснациональных компаний:
1. фирма
реализует выпускаемую
2. ее
предприятия и филиалы
3. ее
собственники являются
Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми тремя признаками одновременно.
Некоторые
фирмы, обладающие признаками транснациональных
корпораций, появились очень давно. Так,
East India Company образовалась в 1600 г., некоторые
другие крупные фирмы существуют уже не
одно столетие. Однако в основном формирование
транснациональных корпораций относится
к 60-м годам ХХ века, когда ведущие компании
западных стран начали осуществлять массированный
вывоз капитала. Научно-технический прогресс
также способствовал их возникновению.
Углубление общественного разделения
труда и внедрение новых технологий создавали
возможности для пространственного разъединения
отдельных технологических процессов,
а появление новых средств транспорта
и связи способствовало реализации этих
возможностей.
3.
Индекс транснационализации
При анализе ТНК используется понятие «индекс транснационализации», который бывает двух видов. Индекс транснационализации компании отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом. Он рассчитывается как сумма трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой корпорации, доли персонала за рубежом в общей численности персонала этой ТНК. В 2003г. индекс транснационализации 100 ведущих ТНК мира составил в среднем 56%, хотя у многих ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних стран.
Индекс
транснационализации страны оценивает
значение иностранных ТНК для
той или иной страны. Он рассчитывается
как сумма четырех величин: доля
прямых иностранных инвестиций во всех
капитальных вложениях страны, отношение
накопленных в стране прямых иностранных
инвестиций к ВВП страны, доля филиалов
иностранных корпораций в производстве
ВВП страны, доля занятых на этих филиалах
во всей численности занятых в стране.
Наиболее транснационализированными
оказываются малые развитые страны и территории.
В 2002г. это были Гонконг (82%), Бельгия и Люксембург
(77%), Ирландия (69%), Сингапур (60%). Остальные
страны были транснационализированы меньше
- Эстония (39%), Венгрия (30%), Канада и Испания
(по 21%), Россия (19%), США (18%), Япония (1%).
4.
Основные типы ТНК
Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой систему предприятий (фирм), включая головную (родительскую) компанию (она, как правило, определяет национальность ТНК) и ее зарубежные филиалы.
Головная материнская компания - административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов. Фирмы, созданные за рубежом с участием иностранного капитала родительской фирмы, обычно называют зарубежными филиалами (foreign affiliates) ТНК, хотя лучше их называть аффилированными, т.е. родственными. Эти филиалы могут функционировать в форме отделений, дочерних фирм или ассоциированных компаний:
Отделение - фирма в принимающей стране, которой владеет родительская компания полностью или совместно с другой компанией, причем отделение не является юридическим лицом;
Дочерняя фирма - это фирма, в которой родительская компания владеет более половины акций (паев) и которая регистрируется в принимающей стране как юридическое лицо, т.е. как самостоятельная компания;
Ассоциированная компания - это фирма, в которой родительская компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (паев) и которая является юридическим лицом. С точки зрения национальности все ТНК можно разделить на два типа - национальные и многонациональные. Национальные ТНК, т.е. образованные на базе капитала из одной страны, преобладают в мире. Многонациональные компании образуются путем объединения капиталов разных наций. Первая многонациональная компания «Юнилевер» возникла в 1929г. путем объединения фирм «Маргарин Юни» (Голландия) и «Левер Бразерз» (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более 500 зарубежных филиалов в почти 60 странах. Исторически образование многонациональных компаний характерно для европейских фирм. Примером может также служить англо - голландская компания «Роял Датч - Шелл», занимающая по объему зарубежных активов лидирующие позиции среди гигантов международного бизнеса.
С точки зрения охвата мира своей деятельностью ТНК делятся на региональные (действующие в основном в своем регионе) и глобальные. Например, к региональным ТНК можно отнести компанию «ИКЕА», которая сосредоточила 80% своей производственной и коммерческой деятельности на европейском рынке. Принцип деятельности корпорации - обеспечение конкурентоспособных цен продукции за счет низких издержек производства и кратчайшего пути, который товары преодолевают от завода поставщика до покупателя. Поэтому 70% промышленных предприятий, входящих в сферу корпорации « ИКЕА», расположены в богатых лесными ресурсами странах Восточной Европы, включая Россию. На этих предприятиях, находящихся под контролем компании «Сведвуд» (дочерняя фирма корпорации «ИКЕА»), осуществляется полный цикл производства, начиная с лесозаготовки, лесопилок, изготовления мебельного щита и сборки готовой мебели. Для достижения оптимальной эффективности и необходимых объемов и качества продукции каждое предприятие, находящееся под контролем компании «Сведвуд», ориентировано на применение единой технологии. Инспекторы закупочного департамента корпорации «ИКЕА» контролируют процесс производства продукции на заводах поставщиков, включая качество изделий и условий труда. Координацию деятельности всей системы предприятий корпорации «ИКЕА» осуществляют подразделение, расположенные в Голландии и Швеции.
В отдельный
тип ТНК Целесообразно выделить
корпорации, которые настолько расширили
свои деловые связи, что их деятельность
распространяется практически по всему
миру. Это глобальные ТНК. Их характерные
черты: а) товары и услуги этих ТНК находят
сбыт на всех трех самых емких рынках мира
- в Северной Америке, Европе и Азии; б)
при подготовке к выходу на рынок с новой
продукцией они рассчитывают на ее потребление
во всем мире; в) организационная структура
управления зарубежными предприятиями
этих ТНК очень сложна. Для глобальных
ТНК характерны следующие стратегические
установки:
§ Обеспечение
производства преимущественно иностранным
сырьем;
§ Закрепление
на иностранных рынках сбыта через
свои зарубежные филиалы;
§ Размещение
промышленных предприятий в странах с
наименьшими издержками производства
и сбыта.
К типичным
ТНК глобального типа японская автомобилестроительная
корпорация «Тойота», в которую входят
12 заводов в Японии и 43 завода в 26
странах Азии, Америки и Европы.
Во всех странах корпорация «Тойота» предпочитает
100% - ную собственность сборочных заводов,
которые организуются в странах с наиболее
емким рынком сбыта. Примером оптимального
сочетания близости рынков сбыта и дешевой
рабочей силы на зарубежном предприятии
может служить автомобилестроительный
завод корпорации «Тойота» в Мексике.
Его продукция рассчитана на рынок США.
На рынки Западной Европы рассчитана продукция
сборочных заводов корпорации «Тойота»
а Турции и Чехии.
5.
Организационная структура
ТНК
Главным звеном управления всей ТНК служит штаб - квартира ее родительской компании. Чтобы организовать управление зарубежными филиалами наиболее эффективно, родительские компании используют три основных направления взаимодействия с ними: этноцентрическое, полицентрическое и геоцентрическое.
Этноцентрическое
направление выбирают обычно корпорации,
в стратегии которых