Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:21, реферат
Цель данной работы – рассмотреть основные этапы приватизации в России, а также выявить наиболее характерные особенности данного процесса в нашей стране.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
o Рассмотреть общетеоретические аспекты приватизации, делая акцент на странах с переходной экономикой;
o Охарактеризовать основные этапы приватизации в России;
o Изучить правовые аспекты приватизации в нашей стране;
o Определить современное состояние приватизации, наметить тенденции ее развития и окончания.
Введение 2
1. Общетеоретические вопросы перехода собственности из государственной в частную 3
2. Этапы приватизации в Российской Федерации 5
3. Способы приватизации 7
4. Правовые аспекты отечественной приватизации 8
Список литературы: 10
Содержание:
Введение 2
1. Общетеоретические вопросы перехода собственности из государственной в частную 3
2. Этапы приватизации в Российской Федерации 5
3. Способы приватизации 7
4. Правовые аспекты отечественной приватизации 8
Список литературы: 10
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства с государственной на частную. Главная черта российской программы приватизации - противоречивость. С одной стороны, ее считают чисто “косметической” - в лучшем случае бессмысленной, в худшем - способствующей “криминализации” российской экономики. Помимо вопиющей коррупции, с которой связывают целый ряд действий по приватизации, основным аспектом программы, который критикуют больше всего, является то, что она предоставляет огромные преимущества руководителям и работникам предприятий при приобретении ими акций своих компаний. Очевидно, что величина доли прав собственности, доставшаяся работникам предприятий в результате процессов приватизации в России, слишком значительна по любым меркам. А ввиду неотложной необходимости проведения широкой структурной перестройки на большинстве промышленных предприятий страны программа приватизации, дающая преимущества в приобретении прав собственности представителям самих предприятий и препятствующая приходу сторонних владельцев, - это, вероятно, не то, что “доктор прописал”.
С другой стороны, в защиту российской программы приватизации высказывается мнение, что такая программа - это самое лучшее из того, что реально было предпринять в существовавших и существующих ныне политических условиях.
Президент Российской Федерации неоднократно публично указывал на необходимость завершения приватизации, подчеркнув, что у власти должно быть только то имущество, которое нужно ей для осуществления властных полномочий. По оценкам Всемирного банка, сегодня в частных руках находится всего лишь 25% имущества, что свидетельствует о том, что приватизация еще не закончена.
Цель данной работы – рассмотреть основные этапы приватизации в России, а также выявить наиболее характерные особенности данного процесса в нашей стране.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
В
литературе по вопросам сравнительного
анализа частной и
Однако
в условиях переходного периода
применение таких показателей
Один из возможных подходов к решению этой проблемы — применять в качестве приблизительного показателя эффективности средний уровень производительности труда по предприятию либо изменение этого уровня (отношение объема реализации продукции или объема производства к численности работников предприятия). Разумеется, влияние структуры акционеров на производительность труда может проявляться по различным каналам, в том числе в виде принятия мер по повышению эффективности за счет сокращения неэффективного использования производственных ресурсов, по увеличению объемов реализации продукции за счет повышения его качества, а также по повышению объемов и качества основного капитала и совершенствованию технологии путем привлечения новых инвестиций.
Все
эти каналы, очевидно, будут задействованы,
но различить их по степени влияния
трудно, а то и невозможно. Если новые
владельцы осуществили
Определить эти конкретные каналы было бы желательно, но в условиях России различить их, пожалуй, невозможно. Российская методика бухгалтерского учета затрудняет определение объемов инвестиций (да и невозможно делать какие-либо достоверные выводы об объемах инвестиций на основе данных, представленных в этой статье). Как указывалось выше, учет изменений в реальных объемах выпускаемой продукции не позволяет определить, за счет каких факторов обеспечивается рост выручки — благодаря росту эффективности производства или в силу иных причин. Поскольку определить стоимость товарно-материальных запасов предприятий трудно, показатели изменения объемов производства представляются менее надежными, чем объемы реализации, а дефляторы цен известны своей ненадежностью.
Однако
главные выводы проведенного анализа
почти не зависят от частных аспектов
определения понятий и
Первый этап приватизации в России имел следующие хронологические рамки: 1992 г. -первая половина 1994 г. Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем и сразу или постепенно продавали. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96%населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Ваучеры являлись ценными бумагами на предъявителя.
Масштабы приватизация в 1992 году были незначительными. Тактика «бутылочного горла», принятая правительством, скорее всего, резко сократит совокупный спрос на объекты государственной собственности. Основная масса населения, понятно, не могла участвовать в коммерческих конкурсах и аукционах; однако и предприниматели, скорее всего, не будут торопиться - никто не отменял предъявление налоговой декларации при покупке объектов государственной собственности на сумму более 10 тыс. руб., да и перспектива стать «первыми частниками» в условиях всеобщей нищеты и озлобленности вряд ли привлекательна. Наиболее вероятными покупателями стали представители наиболее легитимных коммерческих структур: бирж, банков и др. - их капитал считается «заработанным». Отдельные граждане будут участвовать в приватизации, как правило, в качестве скрытых «представителей» иностранного капитала.
Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994 г. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:
Количественные итоги приватизации в 1995 г. оказались довольно скромными - удалось реализовать заявки едва ли 5% по сравнению с общим числом предприятий, приватизированных в 1993-1994 гг. По мнению автора, прогресса не наблюдается и в сфере рыночной реструктуризации приватизированных предприятий, нет и притока инвестиций. В большинстве компаний нет эффективных стратегических собственников, потенциальные инвесторы наблюдают со стороны за перипетиями приватизированной госсобственности. Разворачивается борьба за новый передел власти и собственности.
Законодательством
предусматривались следующие
Коммерческим
банкам России и иностранным банкам
предоставлено право
В современных условиях объективное, обоснованное заключение о величине рыночной стоимости государственного (муниципального) имущества необходимо не только при операциях купли-продажи недвижимости или сдаче в аренду, но и при акционировании и перераспределении имущественных долей, при привлечении инвестиций и дополнительной эмиссии акций.
Создание правовой среды позволило осуществлять рыночные оценки капитала (недвижимости, бизнеса, машин, оборудования) в формирующейся рыночной экономике. Федеральным законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности" № 135-ФЗ, принятым в июле 1998 года, определяются правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки и предписывается обязательность проведения оценки объектов оценки в целях их приватизации. Право на проведение оценки объекта приватизации является безусловным.
Вместе
с тем действующими Временными указаниями
по оценке стоимости объектов приватизации
(приложение № 2 к Указу Президента
Российской Федерации от 29 января 1992
г. № 66) начальная цена предприятия,
величина уставного капитала определяются
по данным бухгалтерской отчетности.
Одним из положений Закона "Об
оценочной деятельности" предусматривается
возможность корректировки