Приватизация в России : ее плюсы и минусы

Автор: G**************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение.______________________________________________стр. 2 - 3
Глава 1. Теория приватизации.
1.1 Сущность приватизации._________________________________стр. 4 - 9
1.2 Формы и способы приватизации.__________________________стр. 10 - 13
Глава 2. Практические аспекты приватизации.
2.1 Цели приватизации._____________________________________стр. 14 - 17
2.2 Этапы приватизации.____________________________________стр. 18 - 24
2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации._______________________стр. 25 - 27
2.4 Реальные проблемы приватизации.________________________стр. 28 - 32
Глава 3. Результаты и уроки приватизации.
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___стр. 33 - 43
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ._______________________стр. 44 - 48
Заключение.___________________________________________стр. 49 - 51
Список литературы._________________

Работа содержит 1 файл

Приватизация в России, её плюсы и минусы.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

  Распределение государственных и муниципальных  предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены  к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

  Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.

  По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных  предприятий, в том числе 16701 предприятий  федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.

  Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).

  Количественная  динамика приватизации государственных  и муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на графике ниже:

  

  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах ниже:

     Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

      1993   1994   1995   1996   1997
  Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, 
объектов – всего
  42924   21905   10152   4997   2743
  в том числе по формам собственности1):                    
  федеральная   7063   5685   1875   928   374
  субъектов Российской Федерации   9521   5112   1317   715   548
  муниципальная   26340   11108   6960   3354   1821
  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:   100   100   100   100   100
  акционирование   31,1   44,8   27,7   22,5   18,1
  продажа на аукционах   6,3   4,4   4,2   3,9   5,5
  коммерческий  конкурс   30,4   24,0   15,9   8,9   9,6
  инвестиционный  конкурс   1,3   1,2   1,1   0,7   0,5
  выкуп арендованного имущества   29,5   20,8   29,8   32,1   14,6
  продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных  предприятий и не завершенных  строительством объектов   0,4   1,5   4,2   5,7   9,1
  продажа недвижимости   -   -   15,4   22,9   38,5
  продажа земли   -   -   0,6   1,5   2,6
  прочие   1,0   3,3   1,1   1,8   1,5

      1) По состоянию на дату приватизации.

 

СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1998-2002 гг.

      1998   1999   2000   2001   2002
  Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего   2129   1536   2274   2287    
2557
  в том числе по формам собственности1):                    
  федеральная   264   104   170   125   86
  субъектов Российской Федерации   321   298   274   231   226
  муниципальная   1544   1134   1830   1931   2245
  Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:   100   100   100   100    
100
  продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе   76,1   74,6   73,0   73,9    
61,4
  из  нее продажа:                    
  имущества ликвидируемых и ликвидированных  предприятий   6,0   5,2   5,0   3,6   1,8
  недвижимости   47,6   47,7   56,7   59,1   47,4
  земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий   4,0   2,3   3,4   4,9   7,2
  Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:                    
  арендатором в соответствии с договором об аренде   6,8   8,3   18,0   20,0   32,9
  посредством преобразования в открытое акционерное  общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором    
0,3
   
-
   
-
  -    
-
  Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:                    
  работникам  общества   9,6   12,0   3,7   3,2   3,4
  на  специализированном аукционе   1,6   1,9   2,0   0,4   0,0
  на  аукционе и коммерческом конкурсе   4,6   2,2   2,8   1,3   0,8
  Преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или  муниципальной собственности    
 
0,9
   
 
0,7
   
 
0,3
  0,5    
 
0,6
  Внесение  государственного или муниципального имущества в качестве вклада в  уставные капиталы хозяйственных обществ    
0,1
   
0,3
   
0,1
  0,7    
0,8
  Отчуждение  находящихся в государственной  или муниципальной собственности  акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций    
 
 
0,0
   
 
 
-
   
 
 
0,1
  -    
 
 
 
0,1

     Всего в 1992 – 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов.

  По оценкам  экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки  для решения задач преодоления  кризисных явлений в экономике  и дальнейшего развития.

  Приватизационные  процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

   *Смешанные (государственно-частные) формы собственности, в т.ч. с участием нерезидентов.

  В качественном плане структура российской собственности  является весьма специфической и  отличается от структуры собственности  развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

  Следует отметить, что такая структура  собственности не являлась продуктом  эволюции, она не была обеспечена соответствующей  ей институциональной средой: отсутствовали  как экономические институты, так  и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

  В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет  носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

  В качестве положительного результата следует  отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.

     В плане приватизации на 2005 год предусматривается  приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые  не были акционированы. Премьер-министр  РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.

     Формальное  отсутствие утверждения дополнений к плану приватизации не позволяло  Росимуществу и РФФИ определять условия  и проводить аукционы по продаже  госпакетов акций предприятий, которые  планировалось продать в 2004 году. Теперь приватизационные ведомства могут запустить механизм приватизации "Роснефти" (в тексте дополнений прописано, что приватизация пройдет путем внесения акций в соответствующую интегрированную структуру - ОАО "Роснефтегаз"), а также 19,8% акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и 21,78% акций ОАО "Центральный телеграф". 
 
Также, в перечне госпакетов акций, приватизация которых переносится на 2005 год, 20% акций ОАО "Владивостокский морской торговый порт", 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт", 20% ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", 20% ОАО "Архангельский морской торговый порт", 13,3% ОАО "Торговый порт Посьет", 20% ОАО "Восточный порт" (Находка), 20% ОАО "Северное морское пароходство" (Архангельск), 38% ОАО "Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт", 20% ОАО "Анадырский морской порт", 20% ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", 51% ОАО "Киренский речной порт", 8,11% ОАО "Ростсельмаш", а также бывшая "золотая акция" ОАО "Апатит". 
 
Помимо того, с 2004 года на текущий год переносится приватизация 7,2% акций ОАО "Центртелеком", 4,638% акций ОАО "Уралсвязьинформ" и 0,6% акций ОАО "Волгателеком". 
 
Россия в 2005 году рассчитывает расстаться с госпакетами акций Сбербанка России (0,01% акций), Банка Москвы (0,31% акций), а также 16,39% акций Гута-банка, 14,26% Конверсбанка, 0,35% акций Промышленно-строительного банка Санкт-Петербурга, 0,03% банка "Автобанк-НИКойл", 0,38% банка "Возрождение", 2,71% Национального резервного банка, 3,42% банка "Первое О.В.К.", 0,473% Связь-банка, 3,49% АБ "Россия", 8,935% Сибакадембанка, 7,8% Уральского банка реконструкции и развития. 
 
Проект дополнений был подготовлен Росимуществом и внесен Минэкономразвития в правительство 18 апреля.

 

3.2 Оценка и уроки  приватизации в  РФ.

        Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики. 
     О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья. 
     Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной. 
     Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

  • Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
 
  • Для предприятий  госсектора были разработаны типовые  стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
 
  • Составлялись  ежегодные государственные программы  приватизации, но включение в эти  программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
 
  • Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
  • При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

  Фактически  устанавливалось господство частной  собственности в условиях неполноценной  среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие. 
     Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью. 
     Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек. 
     В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

Информация о работе Приватизация в России : ее плюсы и минусы