Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:45, реферат
В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.
Таким образом, с использованием механизма залоговых аукционов были приватизированы крупные компании:
Ниже в табличной форме приведены данные по самым дорогим залоговым аукционам [3, с. 81].
Таблица
3. Самые дорогие залоговые
аукционы
Компания | Пакет
акций, переданный в залог (ноябрь — декабрь 1995 г.), % |
Цена
пакета акций, переданных
в залог
млн. долл. США (равна кредиту) |
Рыночная
стоимость
пакета акций на 01.08.1997, млн. долл. США (справочно) |
Лукойл | 5 | 35 | 15 839 |
Юкос | 45 | 159 | 6 214 |
Сургутнефтегаз | 40 | 88 | 5 689 |
Сиданко | 51 | 130 | 5 113 |
Сибнефть | 51 | 100 | 4 968 |
Норильский никель | 51 | 170 | 1 890 |
Таким образом, основные выводы, которые можно сделать в отношении приватизации с использованием механизма залоговых аукционов, состоят в следующем:
Инвестиционные конкурсы (1993-1998 гг.) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной собственности, были еще одной реалию российской приватизации. По сути, инвестиционные конкурсы для федерального бюджета являлись убыточной формой продаж, так как, при продаже пакетов акций на аукционе или коммерческом конкурсе, продажная цена в результате торгов выросла бы многократно и деньги сразу бы были направлены в бюджет. Тем не менее, идеология инвестиционных курсов состояла в том, что государство в условиях мизерности федерального бюджета поручало инвестору-покупателю осуществить инвестиционную поддержку приватизируемого производства, подразумевая, что упущенный доход бюджета будет компенсирован в дальнейшем за счет преобразования действующего производства. Покупатель, став собственником, как правило, крупного пакета акций, приобретенного на инвестиционном конкурсе, становился, по сути, исполнителем государственного заказа по финансовой и производственной реабилитации приватизированного предприятия.
Формирование инвестиционных программ при приватизации осуществлял сам эмитент совместно с потенциальным покупателем, а Госкомимущество их утверждало. Законодательно не был установлен порядок подбора организаций-разработчиков инвестиционных программ и порядок согласования программ. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, как правило, не разрабатывалось, проекты инвестиционных программ не экспертировались отраслевыми проектными институтами.
Через инвестиционные конкурсы прошли практически все крупнейшие предприятия России: предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, Норильский никель, гиганты горнодобывающей отрасли, черной и цветной металлургии, порты, предприятия энергетики, связи.
В самом понятии «инвестиционный конкурс по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий» соединены два независимых друг от друга процесса:
В качестве критерия для выявления победителя конкурса могут быть назначены разные показатели: цена пакета (коммерческий конкурс), социальные условия, сумма инвестиций, сроки внесения инвестиций, цели и формы инвестирования или любые иные показатели.
Резюмируя опыт продаж на инвестиционных конкурсах, нужно отметить, что продавец государственного имущества — РФФИ и территориальные фонды имущества не проводили должной подготовительной работы, недостаточно изучали истинные намерения покупателей. Впоследствии выявлялись нарушения в расчетах уровня инвестиций, корыстный сговор инвестора и эмитента, иные нарушения, связанные с неисполнением инвестиционных обязательств. По данным РФФИ, всего с начала приватизации было заключено 147 договоров с победителями инвестиционных конкурсов по продаже объектов федеральной собственности, размер инвестиционных обязательств составлял не менее 2,1 трлн. рублей, территориальными фондами имущества заключено более 1 219 договоров, сумма инвестиций оценивается в 8,2 трлн. рублей. РФФИ признает, что из 147 договоров выполнено только 26 [3, с. 88].
В заключении отметим, что, по мнению главного
идеолога приватизации А.Чубайса, инвестиционные
конкурсы были ошибкой, позволившей так
называемым инвесторам за бесценок приобретать
пакеты акций предприятий, обещая, что
в дальнейшем вложат в это предприятие
большие деньги, и в дальнейшем уклоняться
от выполнения этих обязательств [6, с.
187].
2.3.
Выполнение целей
приватизации в России
Государственная программа приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации на 1992 г. наметила
семь главных целей, приведенных ниже
в табличной форме:
Таблица
4. Выполнение целей
приватизации
Цель приватизации | Комментарий |
1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. | Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций затруднено, так как для этого необходим соответствующий пакет акций. Кроме того, завершившиеся процессы концентрации собственности путем скупки акций менеджментом или крупными собственниками предприятий делают управление акционерным обществом для основной массы рядовых акционеров малореализуемым. |
2. Повышение эффективности предприятий путем их приватизации. | Основная часть приватизированных и государственных предприятий в нашей стране работают малоэффективно, так как, сама по себе смена формы собственности не обеспечивает повышение эффективности производства. Повышение эффективности не является прямым следствием приватизации, оно возможно за счет замены устаревшего оборудования на новое, применения прогрессивных технологий, успешной реализации маркетинговой политики, улучшения управления. Эти процессы являются длительными, требующими дополнительных инвестиций. |
3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. | Реализованная в нашей стране модель приватизации дала в бюджеты всех уровней доходов меньше, чем приватизация в бывших соцстранах Европы. Доходы от приватизации в малой степени отразились на социальной защите населения и развитии социальной инфраструктуры. |
4. Содействие
процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации. |
Финансовое положение России стабилизировалось только после 1998 г., и связано это было не с эффектом от приватизации, а, в первую очередь, эффектами от низкого курса рубля и постепенным ростом цен на нефть на международных рынках. |
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства. | Можно констатировать, что технологически отсталое производство на большинстве предприятий не в состоянии конкурировать с более развитым западным производством. |
6. Привлечение иностранных инвестиций. | По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций экономика России серьезно отстает от экономик европейских государств бывшего соцлагеря. |
7. Создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации | Исследователи сходятся во мнении, данная цель программы приватизации может считаться выполненной. |
Подытоживая вышеизложенное, отметим,
что из перечисленных семи целей российской
приватизации можно считать выполненными
первую (частично) и последнюю (полностью).
Заключение
В ходе
приватизации в России появились
принципиально новые институты рыночной
экономики, которых ранее не было вообще.
Это в первую очередь — инвестиционные
фонды (в том числе чековые), холдинги,
нефтяные компании, финансово-промышленные
группы. Несомненно, что практика приватизации
в России изменила экономику и общество,
однако, важно обратить внимание на следующие
обобщения.
Общеизвестно, то, что бесплатно достается, не ценится. Безвозмездно или задешево переданные в частные руки бывшие государственные объекты или капиталы вовсе не рассматриваются новым собственником как объекты предпринимательской деятельности, капиталовложений, оптимизации использования ресурсов. Полученное имущество им не унаследовано, не накоплено предками, оно не связано с историей его фамилии, и поэтому на новом собственнике не лежат невидимые обязательства перед основателями фирмы, партнерами, земляками, потомками.
Во-первых, имущество, полученное новым собственником, досталось ему не в результате успешной предпринимательской деятельности в рыночном хозяйстве, а в результате использования связей с чиновниками, интриг, невыполнения обязательств, а зачастую теневой или откровенно уголовной деятельности при попустительстве государственных органов. Поэтому он и дальнейший свой успех, улучшение своего материального положения видит в использовании этих же путей и инструментов.
Во-вторых, не будучи профессионально,
психологически и этически подготовленным
к предпринимательской деятельности в
нормальной рыночной экономике, новый
собственник рассматривает полученную
им в ходе приватизации собственность
не как капитал, находящийся в кругообороте,
а как источник быстрого личного обогащения.
При таких целевых установках собственник не заинтересован ни в накоплении амортизационных отчислений для обновления и расширения основного капитала, ни в финансировании внедрения результатов НИОКР, ни в подготовке кадров и улучшении социальных условий на предприятии.
Тем не менее, со временем действие отрицательных последствий российской модели приватизации ослабнет и разовьется зрелое рыночное хозяйство с созидательным предпринимательством. Произойдет это в процессе перепродаж, реорганизаций и банкротств ранее приватизированных объектов, образования нового типа российских предпринимателей, не назначенных, а сформировавшихся в условиях рыночной конкуренции, образованных и социально ответственных.
Несмотря на все трудности и ошибки приватизации
в странах с переходной экономикой, частично
объяснимые отсутствием исторического
опыта подобных преобразований, в России
приватизация в основном проведена и создана
база частной собственности для рыночной
экономики. В связи с этим очевидно, что
задача государства в странах переходной
экономики, в частности в России — не в
пересмотре результатов приватизации,
а в устранении ее негативных последствий,
в обеспечении экономического роста, прогрессивных
структурных изменений, а также в разработке
динамической системы целей и эффективного
инструментария государственного регулирования
экономикой.