Приватизация в Чехии и Словакии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:49, доклад

Описание работы

Большую роль в процессе чехословацких экономических реформ играла приватизация. Если в Венгрии процесс передачи государственного имущества в руки новых собственников оказался медленным, постепенным, растянутым на неопределенный срок, то в Чехословакии разработали широкомасштабную программу приватизации, которая должна была быстро втянуть в преобразования большинство предприятий. В Праге авторы приватизационной стратегии любили для разъяснения своей позиции использовать сравнение с шахматной партией.

Работа содержит 1 файл

Privatizatsia_v_Chekhii_i_Slovakii.docx

— 20.78 Кб (Скачать)

Приватизация в Чехии и Словакии

Большую роль в процессе чехословацких экономических  реформ играла приватизация. Если в  Венгрии процесс передачи государственного имущества в руки новых собственников  оказался медленным, постепенным, растянутым на неопределенный срок, то в Чехословакии разработали широкомасштабную программу  приватизации, которая должна была быстро втянуть в преобразования большинство предприятий.

В Праге авторы приватизационной стратегии  любили для разъяснения своей  позиции использовать сравнение  с шахматной партией. В начале игры шахматист может иметь лишь самые общие представления о том, как он будет действовать в середине партии, и совершенно не иметь конкретных идей относительно своей стратегии в эндшпиле.(Лучше посмотреть, что это) Важно выиграть партию. Точно так же главная задача реформаторов - осуществить приватизацию.

Говоря  об этих компромиссах, прежде всего, следует  отметить, что в Чехословакии была разработана самая крупная реприватизационная программа (может определение реприватизации,а то ХЗ что это)среди всех стран Центральной и Восточной Европы (если не считать Восточную Германию). Посредством возвращения незаконно национализированного имущества осуществлялась приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий и жилья.

В тех же случаях, когда реприватизация оказывалась невозможна, правительство  предоставляло гражданам финансовую компенсацию. Каждый, кто имел право  на такую компенсацию, получал деньгами по 30 тыс. крон,(может посмотреть склько это в рублях) тогда как оставшуюся часть суммы ему выдавали акциями Денежного рыночного приватизационного фонда. Этот Денежный фонд, управляемый институтами, связанными с Национальным фондом имуществ, принимал широкое участие в приватизации, поскольку для него специально резервировалось 3% акций каждого предприятия. 
Реприватизация была естественным элементом стратегии реформ именно для Чехословакии. В этой стране, имевшей самый высокий в Восточной Европе уровень развития частной собственности и производства еще в XIX столетии, к началу 90-х гг. XX века доля негосударственного сектора в экономике оказалась меньшей, нежели в соседних Венгрии и Польше. Естественно, такое положение дел не могло считаться справедливым. Реприватизация в какой-то мере восстанавливала справедливость и обеспечивала при этом переход имущества в частные руки. 
Другим элементом приватизационной программы, привлекающим к участию в разгосударствлении широкие слои населения, стало использование ваучеров.

Каждый  взрослый гражданин Чехословакии мог  за сумму, равную средней недельной  заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог  использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия  также были оценены в пунктах.

45% владельцев купонных книжек полностью  доверились инвестиционным фондам, 30% частично передали их в фонды,  частично вложили сами. Около  25% предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов.

Купонная  приватизация была проведена в два  этапа.

В ходе первого этапа было приватизировано 1491 предприятие, в том числе 988 в  Чехии и 593 в Словакии. Было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон ( 206 млрд. крон в Чехии, 90 млрд. крон в Словакии и 13,6 млрд. крон федерального имущества). Общий размах кампании разгосударствления был еще больше, поскольку кроме купонной приватизации существовали и иные формы. В 1992 году в Чехии по прочим каналам передано в частные руки государственного имущества на 134 млрд. крон.

Отбор предприятий для участия в  ваучерной приватизации осуществлялся на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного капитала предприятия, которое может быть включено в ваучерную приватизацию, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.

В проектах приватизации предприятий, преобразуемых  в акционерные общества, предусматривалось  выделение по меньшей мере 20% акций для купонной приватизации. Фактически доля распределяемых через пункты акций колебалась от 10% до 97%. Средняя доля по 1200 предприятиям, приватизированным на первом этапе, равна 50%.

Движение  ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью  дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью  в руках Министерства Финансов. Министерство получило право решать вопросы о  корректировке цен, изъятии из процесса торгов фирм, спрос на акции которых  существенно превышал предложение, объявлять заключительный тур.

В каждом туре публиковались административно  установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего  спроса, зарегистрированного в предшествующем туре. В первом туре ( 18 мая - 8 июня 1992 года) цена акций всех предприятий была установлена в 3 акции номиналом в 1 тыс. крон за 100 пунктов. Это означает, что номинальная стоимость купонной (ваучерной) книжки (в 1000 пунктов) была оценена в 30 тыс. крон.

В конце каждого тура Центр ваучерной  приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:

1) если спрос на акции данной  компании был равен или меньше  предложения акций все заявки  удовлетворялись по цене установленной для этого тура. Власти затем сокращали предложение акций компаний, предложение которых оказывалось излишним;

2) при превышении спроса над  предложением менее, чем на 25%, и значительном участии ИФП заявки индивидуальных инвесторов удовлетворялись полностью, а заявки фондов рационировались пропорционально количеству затребованных акций. Каждый ИФП должен был получить по крайней мере 80% своей заявки;

3) если спрос превышал предложение  более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.

Количество  туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов. После каждого проведенного тура правительство могло объявить о  прекращении дальнейших торгов, что  означало “сгорание” неизрасходованных  пунктов. Это стимулировало активность инвесторов, стремившихся “пристроить” свои пункты на начальных этапах приватизации. В течение первых двух туров было распродано 56% всех акций (30% акций в  первом туре и 25,9% во втором). Активность инвесторов (измеряемая предложением ими в последующих турах остающихся пунктов) была высока - не снижалась  ниже 88%. Причем активность ИФП постоянно  была выше, чем физических лиц - в  последних двух турах они оба  раза выставляли 100% оставшихся у них  пунктов.

Корректировка цен между вторым и третьим  турами привела к тому, что в  третьем туре предложение акций  многих фирм оказалось избыточным.

После четвертого тура правительство объявило, что пятый тур будет окончательным. Инвесторам, заявки которых на акции  не были удовлетворены по причине  того, что спрос на них превысил предложение, было обещано, что правительство  откорректирует цену таким образом, чтобы при повторении ими в  пятом пункте заявок четвертого тура, гарантировать им получение акций. В то же время инвесторы, подавшие в четвертом туре заявки в компании, предложение акций которых оказалось  избыточным, должны были получить акции  только в том случае, если спрос на них в пятом туре не превысит предложение.

Нераспределенными после пятого тура осталось только 3,5% пунктов физических лиц и 0,3% пунктов  ИФП. Неизрасходованные пункты пропали. К концу пятого тура было продано 92% акций.

Инвестиционные  фонды и ваучерная приватизация.

В Чехии и Словакии инвестиционные фонды могли создаваться как  частными, так и государственными структурами, причем получали статус приватизационных т.е. специально создавались для участия в купонной приватизации.

Особенностью  чехословацкого подхода к ваучерной  приватизации является то, что процесс  концентрации акций приватизируемых  предприятий был полностью предоставлен на волю рынка.

Закон об Инвестиционных фондах приватизации (ИФП) был принят 28 апреля 1992 года - спустя два месяца после последней даты регистрации фондов для участия  в купонной приватизации. До этого  их деятельность строилась на основе Закона об акционерных обществах. Для  создания ИФП требовалось согласие министров приватизации Чешской  и Словацкой республик.

Минимальный уставной капитал ИФП был определен  в 1 млн. крон (33 тыс. долларов). Фондам было запрещено иметь в своих Советах  Директоров государственных чиновников, инвестировать более 10% своих пунктов  в одну компанию и приобретать  более 20% ее акций. ИФПам с одним учредителем первоначально было разрешено приобретать до 40% акций, затем лимит был понижен до 20%.

Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72% ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды. В Чехии почти 50% купонов находятся в руках 9 инвестиционных фондов.

Прямые иностранные инвестиции в экономику Чехии составили  в 1990-1995 гг. - 5,6 млрд. долларов (в экономику  Словакии - 775 млн. долларов). Согласно “Economic intelligence unit”, в 1996-2000 гг прямые иностранные инвестиции в экономику Чехии. составили 15,4 млрд. долларов (в экономику Словакии - 2,1 млрд. долларов).


Информация о работе Приватизация в Чехии и Словакии