Доли (акции) могут быть
отчуждены, когда право собственности
на них переходит в связи
со смертью участника соответствующего
юридического лица. При этом доли
(акции) должны быть установленном
порядке переоформлены на наследников,
а в случае отсутствия таковых
— переходят в собственность
Республики Беларусь.
Еще один случай, когда
доли (акции) могут быть отчуждены,
касается выезда участника юридического
лица на постоянное место жительства
за пределы нашей страны. При
этом его акции переходят в
собственность государства [8].
В Беларуси благодаря
приватизации на новый качественный
уровень перешло производство
акционерных обществ, налаживались
международные контакты, расширялись
рынки сбыта предприятий машино-
и станкостроения, легкой и пищевой промышленности.
Полученная выручка направлялась на модернизацию.
Размер реальной заработной платы увеличился
на 11,9%. Окрепла банковская система страны,
что позволяло производить финансирование
коммерческих организаций за счет долгосрочных
банковских кредитов. Тяжелым оставалась
ситуация в сельском хозяйстве, где большинство
предприятий были не платежеспособны.
На поддержку сельского хозяйства государством
из бюджета выделялись большие средства,
в том числе заработанные на приватизации.
Но процесс этот имел и некоторые негативные
черты, о которых говорится ниже.
4. Отрицательные черты
процесса приватизации в Республике
Беларусь.
В процессе приватизации
можно выделить следующие основные
негативные чертами:
1. Единообразие способов
приватизации для предприятий
различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных
фондов и численности трудовых
коллективов. Отраслевые особенности
приватизации были сведены к
простому согласованию планов
приватизации предприятий с министерствами
и ограничению акционирования
первым вариантом с выпуском
«золотой акции».
2. Игнорирование региональных
особенностей приватизации. Различия
в темпах и способах приватизации
в регионах обуславливались действиями
местных властей, выходящих за
рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный
способ передачи собственности.
Его организационная форма –
введение системы приватизационных
чеков, которые выдавались на
безвозмездной основе, в количестве,
определенном Законом.
Проведение приватизационных
мероприятий в Беларуси сталкивалось
с целым рядом объективных
препятствий. Прежде всего, масштаб
предполагаемых преобразований
несопоставим с аналогичными
процессами в других странах.
Практически отсутствовала инфраструктура
рынка капиталов. Резкий спад
производства значительно усложнил
оценку потенциала низко рентабельных
предприятий. Наблюдалась нехватка
финансовых средств у населения.
Эти условия объясняют неэквивалентность
продажи государственного имущества.
Хочется отметить и то, что
процесс приватизации не может
эффективно проходить по инициативе
только одной стороны, необходима
поддержка на двух уровнях:
всего общества и трудового
коллектива конкретного предприятия.
Недостаточная пропаганда идей
приватизации привела к тому,
что у значительной части как
специалистов, так и населения
в целом сформировался негативный
образ приватизационного процесса.
Хотя в действующей модели
приватизации применялись способы,
формально ориентированные на
уравнительную справедливость («чековая
приватизация»).
Не до конца остается
решенным вопрос о цене акций
приватизированных предприятий.
Истинная цена полученных по
закрытой подписке акций выявится
по прошествии значительного периода
времени. Не углубляясь в подробности
можно сказать, что приватизация (за исключением
инвестиционных конкурсов) не дает трудовым
коллективам практически ничего. Дело
в том, что вырученные средства направляются
не на техническое перевооружение производства
или увеличение оборотных средств, а поступают
в государственный бюджет.
Вместе с тем, курс
акций приватизированных предприятий
снижает инфляция. Если к этому
добавить незаинтересованность
трудового коллектива в выплате
дивидендов сторонним инвесторам,
то в итоге сложится ситуация,
при которой вырастет заработная
плата и снизится сумма дивидендов
(курс акции упадет). При этом
у сторонних инвесторов и администрации
предприятия появится возможность
по низкому курсу приобрести
большой пакет акций и реально
полноправно управлять производством.
Дальнейшим шагом, скорее всего,
будет увеличение суммы отчислений
акционерам в виде дивидендов
путем снижения размера заработной
платы.
Еще в начале приватизационного
процесса особое внимание уделялось
оценке стоимости государственного
имущества. Однако тогда считалось,
что не все предприятия способны
выкупить государственное имущество
в акционерную собственность
работников. Впоследствии стоимость
государственного имущества оказалась
резко заниженной из-за инфляционных
тенденций в экономике Беларуси.
Проведенные позднее переоценки
основных фондов создали возможность
пересмотра размера уставного капитала
акционерных обществ, возникших в процессе
приватизации.
Действующая ныне система
оценки стоимости имущества предприятий
во многом необъективна в силу
резких колебаний экономической
конъюнктуры и непоследовательного
поведения самих предприятий.
Приступая к реализации новой
программы приватизации, ряд трудовых
коллективов столкнулся с трудноразрешимой
задачей выкупа много миллиардных
основных фондов. Поэтому акционирование
на этапе послечековой приватизации
может быть затруднено из-за отсутствия
инициативы трудовых коллективов.
Становление полноценной
рыночной экономики предполагает
развитие рынка ценных бумаг.
Это отмечается практически во
всех программах стабилизации
экономики и перехода к рынку.
В настоящее время важнейшими
видами ценных бумаг, поступающих
на фондовый рынок Беларуси, являются
акции приватизированных предприятий
и приватизационные чеки. Ценные
бумаги приватизированных предприятий
в целом достаточно надежны,
однако, в настоящее время все
же низко доходные и мало
ликвидные.
Новым способом приватизации,
оговоренным впервые в Государственной
программе приватизации, становится
банкротство государственных и
муниципальных предприятий. На
этапе денежной приватизации
передача обанкротившегося предприятия
кредиторам превращается в одну
из форм приватизации с привлечением
инвестора. Однако банкротство
как способ приватизации не
получило в Беларуси широкого
распространения. Управления по
делам о несостоятельности (банкротстве)
занимаются предотвращением банкротств
тех государственных предприятий
и акционерных обществ, где
высока государственная доля
в уставном капитале.
Некоторые трудности
в работу негосударственных предприятий
вносили власти. Рост количества
мелких частных предприятий привел
к пересмотру в период с
1995 года по 1999 год порядка их
регистрации и ужесточению мер
при нарушении законодательства.
По этой причине произошло
снижение количества предприятий
негосударственной формы собственности
с 93 тысяч в 1996 году до 71,7 тысячи
в 1999 году. В то же время число
предпринимателей без образования
юридического лица выросло со
11,8 тысяч в 1997 году до 130,7 тысяч
в 1999 году (в 1995 году в Белоруссии
насчитывалось 213 тысяч частных
предпринимателей). При этом число
работающих в негосударственном
секторе экономики сократилось
с 1887 тысяч до 1870 тысяч человек
[4].
Политика государства
понятна, приватизация должна
быть завершена, что бы избежать
необходимости возврата денег
из бюджета при наступлении
срока погашения чеков. При
этом часто производится давление
на частные предприятия-конкуренты,
тем более, что только с согласия властей
юридическое лицо может начинать свою
деятельность.
Тяжелым остается вопрос
защиты прав трудящихся на
приватизированных предприятиях.
5. Проблемы защиты прав
трудящихся на приватизированных
предприятиях.
Начатый в 1991 году
процесс реформирования отношений
собственности, проходит в республике
противоречиво и вызывает в
обществе неоднозначное отношение.
Согласно Конституции
Беларуси, Законе о разгосударствлении
и приватизации госсобственности
в стране строится социальное
правовое государство, создается
социально ориентированная экономика.
На практике при смене формы собственности
работники часто оказываются незащищенными
в своих правах.
На основании материалов
Контрольной палаты, Временной комиссии
Верховного Совета, Госкомимущества, писем
и личных обращений граждан в Федерацию
профсоюзов, отраслевые комитеты профсоюзов
и другие органы можно сделать выводы,
что реформа отношений собственности
породила многочисленные случаи коррупции,
взяточничества, разбазаривания государственного
имущества, занижение оценки стоимости
объектов, участились факты сокращения
неугодных работников, ущемления прав
и интересов трудящихся и ветеранов-пенсионеров[5].
На предприятиях наблюдается
снижение роли профсоюзных организаций.
Несовершенство законодательной
базы дает возможность руководителям,
попирая закон, вести дело к
упразднению профсоюзных организаций,
часто профсоюз выполняет подчинительную
роль, которая заключается лишь
в его формальном существовании.
Все чаще руководители отказываются
от заключения коллективных договоров
в акционерных обществах и
коллективных предприятиях, а если
он и заключается, то ни один
работник не может назвать
хотя бы основные его пункты.
Создается впечатление, что коллективный
договор может помешать руководству
в дальнейшей работе, поэтому
содержание его не разглашается.
Не совсем понятна
и потребность в непродуманной
приватизации структурных подразделений.
Как правило, стараются отделиться
и приватизироваться те подразделения,
которые оснащены новым оборудованием,
где были внедрены новые технологии.
Можно представить ситуацию, когда
структурное подразделение отделилось
и приватизировалось. В этом
случае оставшееся предприятие
без вложения инвестиций не
сможет на должном уровне поддерживать
производство, вести расчеты за
сырье, с персоналом по оплате
труда, возможно поддержку ему
будет оказывать государство
из республиканского бюджета
и внебюджетных фондов, в противном
случае производство остановится.
В то же время нет уверенности
в том, что отделившееся структурное
подразделение сможет выжить
в условиях жесткой конкуренции
с предприятиями, уже имеющими
свою нишу на рынке.
Все эти негативные
факторы искажают цели и задачи
приватизации и, порой, просто
дискредитирую ее. Более того, реформа
собственности снижает трудовые
и социальные гарантии работников.
В сложившейся ситуации
считаю обоснованными требования
профсоюзов о том, что приватизация
должна проводиться с согласия
не менее 2/3 членов трудового
коллектива, а аукционная или
конкурсная продажа предприятий
только после официально оформленного
отказа трудового коллектива
его выкупить, взять в аренду
или акционировать.
В целях придания
процессу приватизации разумного,
осознанного начала необходимо
усиление правового и экономического
обучения, разъяснительной работы
на всех предприятиях и в
средствах массовой информации.
Также необходимо уйти
от практики проведения приватизации
кабинетным способом, ведь в таких
ответственных делах необходима
только самая достоверная информация
и общественный контроль. Нужно
усилить ответственность руководителей
предприятий за нарушение законодательства,
Генерального, тарифных и местных
соглашений, коллективных договоров,
предусмотрев, что их невыполнение является
основанием для расторжения контракта
или внесения изменений в него.
Считаю, что не лишним
было бы освобождение от уплаты
государственной пошлины с работника
при рассмотрении трудовых споров
в суде, с учетом предоставления
обоснованной жалобы, ведь оплата
юридической консультации, адвоката,
госпошлины в настоящее время
составляют значительные суммы.
Заключение
За весь период приватизации
(с 1991 года по 1 декабря 2005 года)
в Белоруссии реформировано 4079
объектов государственной собственности,
в том числе 1072 объекта республиканской
и 3007 - коммунальной собственности.
За этот же период реформировано
211 крупных предприятий с численностью
работающих свыше 1000 человек,
из них 179 - республиканской собственности.
На реформированных предприятиях
занято свыше 955 тысяч человек
(сообщает пресс-служба Министерства
экономики Белоруссии). За 11 месяцев
2005 года реформировано 24 объекта,
в том числе:
- 10 объектов республиканской
собственности;
- 14 объектов коммунальной
собственности.
Можно отметить, что
большая часть приватизированных
предприятий выжила в сложных
условиях экономического кризиса
и политической неопределенности.
Главным фактором тому, в первую
очередь будет стремление руководства
предприятий в развитии производства.
Большинство экономических связей
были налажены по их инициативе,
конечно не без помощи Правительства.
Выгодные международные контракты
дали возможность увеличения
объемов производства, модернизации
оборудования. Вторым фактором стал
трудовой коллектив, с помощью
которого достигались вышеперечисленные
успехи.
Однако ситуация не
является такой розовой. Часть
предприятий до сих пор не
может до конца провести приватизацию.
Официально существует решение
о их приватизации, но это предприятие,
оказывается, никому не нужно. Спрос на
их акции очень низок. Такие предприятия
акционируются силами трудовых коллективов.
В связи с частыми задержками выплат по
заработной плате текучесть кадров на
них очень высока. Поддержка производства
осуществляется за счет государства. В
основном это предприятия, имеющие в данном
регионе множество более сильных конкурентов,
которые поставляют на рынок более качественную
продукцию, имеют современное оборудование
и, как правило, раньше приватизировавшиеся.
С трудом верится,
что в скором времени все
вопросы, касающиеся процесса
приватизацию, разрешатся сами собой.
За столь короткое время в
стране произошли серьезные перемены.
Экономика поэтапно была перестроена
из административно-командной в
рыночную. Конечно, говорить о чистой рыночной
экономике не приходится, скорее это сочетание
черт как одной, так и второй с применением
белорусской специфики развития, а процесс
приватизации стал одним из наиболее значимых
процессов реформирования.