Приватизация в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения в курсовой работе является процесс приватизации в Республике Беларусь, его состояние на сегодняшний день и те проблемы, которые возникают при его проведении. В связи с этим целью работы является определение основных направлений и особенностей проведения приватизации в Беларуси, подведение промежуточных итогов за пятнадцать лет реформирования.
Основная задача – раскрытие основных особенностей проведения приватизации в стране, ее принципиальные отличия от подобных процессов в других странах, оценка эффективности ее проведения, учитывая достигнутые результаты.

Работа содержит 1 файл

приватизация.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

 Доли (акции) могут быть  отчуждены, когда право собственности  на них переходит в связи  со смертью участника соответствующего  юридического лица. При этом доли (акции) должны быть установленном  порядке переоформлены на наследников,  а в случае отсутствия таковых  — переходят в собственность  Республики Беларусь.

 Еще один случай, когда  доли (акции) могут быть отчуждены,  касается выезда участника юридического  лица на постоянное место жительства  за пределы нашей страны. При  этом его акции переходят в  собственность государства [8].

 В Беларуси благодаря  приватизации на новый качественный  уровень перешло производство  акционерных обществ, налаживались  международные контакты, расширялись  рынки сбыта предприятий машино- и станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Полученная выручка направлялась на модернизацию. Размер реальной заработной платы увеличился на 11,9%. Окрепла банковская система страны, что позволяло производить финансирование коммерческих организаций за счет долгосрочных банковских кредитов. Тяжелым оставалась ситуация в сельском хозяйстве, где большинство предприятий были не платежеспособны. На поддержку сельского хозяйства государством из бюджета выделялись большие средства, в том числе заработанные на приватизации. Но процесс этот имел и некоторые негативные черты, о которых говорится ниже.

 

4. Отрицательные черты  процесса приватизации в Республике  Беларусь.

 В процессе приватизации  можно выделить следующие основные  негативные чертами: 

1. Единообразие способов  приватизации для предприятий  различных отраслей, объединяемых  по величине стоимости основных  фондов и численности трудовых  коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к  простому согласованию планов  приватизации предприятий с министерствами  и ограничению акционирования  первым вариантом с выпуском  «золотой акции».

2. Игнорирование региональных  особенностей приватизации. Различия  в темпах и способах приватизации  в регионах обуславливались действиями  местных властей, выходящих за  рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный  способ передачи собственности.  Его организационная форма –  введение системы приватизационных  чеков, которые выдавались на  безвозмездной основе, в количестве, определенном Законом. 

 Проведение приватизационных  мероприятий в Беларуси сталкивалось  с целым рядом объективных  препятствий. Прежде всего, масштаб  предполагаемых преобразований  несопоставим с аналогичными  процессами в других странах.  Практически отсутствовала инфраструктура  рынка капиталов. Резкий спад  производства значительно усложнил  оценку потенциала низко рентабельных  предприятий. Наблюдалась нехватка  финансовых средств у населения.  Эти условия объясняют неэквивалентность  продажи государственного имущества.  Хочется отметить и то, что  процесс приватизации не может  эффективно проходить по инициативе  только одной стороны, необходима  поддержка на двух уровнях:  всего общества и трудового  коллектива конкретного предприятия.  Недостаточная пропаганда идей  приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный  образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели  приватизации применялись способы,  формально ориентированные на  уравнительную справедливость («чековая  приватизация»).

 Не до конца остается  решенным вопрос о цене акций  приватизированных предприятий.  Истинная цена полученных по  закрытой подписке акций выявится  по прошествии значительного периода времени. Не углубляясь в подробности можно сказать, что приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

 Вместе с тем, курс  акций приватизированных предприятий  снижает инфляция. Если к этому  добавить незаинтересованность  трудового коллектива в выплате  дивидендов сторонним инвесторам, то в итоге сложится ситуация, при которой вырастет заработная  плата и снизится сумма дивидендов (курс акции упадет). При этом  у сторонних инвесторов и администрации  предприятия появится возможность  по низкому курсу приобрести  большой пакет акций и реально  полноправно управлять производством.  Дальнейшим шагом, скорее всего,  будет увеличение суммы отчислений  акционерам в виде дивидендов  путем снижения размера заработной  платы. 

 Еще в начале приватизационного  процесса особое внимание уделялось  оценке стоимости государственного  имущества. Однако тогда считалось,  что не все предприятия способны  выкупить государственное имущество  в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных  тенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки  основных фондов создали возможность  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

 Действующая ныне система  оценки стоимости имущества предприятий  во многом необъективна в силу  резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий.  Приступая к реализации новой  программы приватизации, ряд трудовых  коллективов столкнулся с трудноразрешимой  задачей выкупа много миллиардных  основных фондов. Поэтому акционирование  на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

 Становление полноценной  рыночной экономики предполагает  развитие рынка ценных бумаг.  Это отмечается практически во  всех программах стабилизации  экономики и перехода к рынку.  В настоящее время важнейшими  видами ценных бумаг, поступающих  на фондовый рынок Беларуси, являются  акции приватизированных предприятий  и приватизационные чеки. Ценные  бумаги приватизированных предприятий  в целом достаточно надежны,  однако, в настоящее время все  же низко доходные и мало  ликвидные. 

 Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации, становится  банкротство государственных и  муниципальных предприятий. На  этапе денежной приватизации  передача обанкротившегося предприятия  кредиторам превращается в одну  из форм приватизации с привлечением  инвестора. Однако банкротство  как способ приватизации не  получило в Беларуси широкого  распространения. Управления по  делам о несостоятельности (банкротстве)  занимаются предотвращением банкротств  тех государственных предприятий  и акционерных обществ, где  высока государственная доля  в уставном капитале.

 Некоторые трудности  в работу негосударственных предприятий  вносили власти. Рост количества  мелких частных предприятий привел  к пересмотру в период с  1995 года по 1999 год порядка их  регистрации и ужесточению мер  при нарушении законодательства. По этой причине произошло  снижение количества предприятий  негосударственной формы собственности  с 93 тысяч в 1996 году до 71,7 тысячи  в 1999 году. В то же время число  предпринимателей без образования  юридического лица выросло со 11,8 тысяч в 1997 году до 130,7 тысяч  в 1999 году (в 1995 году в Белоруссии  насчитывалось 213 тысяч частных  предпринимателей). При этом число  работающих в негосударственном  секторе экономики сократилось  с 1887 тысяч до 1870 тысяч человек  [4].

 Политика государства  понятна, приватизация должна  быть завершена, что бы избежать  необходимости возврата денег  из бюджета при наступлении  срока погашения чеков. При  этом часто производится давление  на частные предприятия-конкуренты, тем более, что только с согласия властей юридическое лицо может начинать свою деятельность.

 Тяжелым остается вопрос  защиты прав трудящихся на  приватизированных предприятиях.

 

5. Проблемы защиты прав  трудящихся на приватизированных  предприятиях.

 Начатый в 1991 году  процесс реформирования отношений  собственности, проходит в республике  противоречиво и вызывает в  обществе неоднозначное отношение. 

 Согласно Конституции  Беларуси, Законе о разгосударствлении  и приватизации госсобственности  в стране строится социальное  правовое государство, создается  социально ориентированная экономика. На практике при смене формы собственности работники часто оказываются незащищенными в своих правах.

 На основании материалов Контрольной палаты, Временной комиссии Верховного Совета, Госкомимущества, писем и личных обращений граждан в Федерацию профсоюзов, отраслевые комитеты профсоюзов и другие органы можно сделать выводы, что реформа отношений собственности породила многочисленные случаи коррупции, взяточничества, разбазаривания государственного имущества, занижение оценки стоимости объектов, участились факты сокращения неугодных работников, ущемления прав и интересов трудящихся и ветеранов-пенсионеров[5].

 На предприятиях наблюдается  снижение роли профсоюзных организаций.  Несовершенство законодательной  базы дает возможность руководителям,  попирая закон, вести дело к  упразднению профсоюзных организаций,  часто профсоюз выполняет подчинительную  роль, которая заключается лишь  в его формальном существовании.  Все чаще руководители отказываются  от заключения коллективных договоров  в акционерных обществах и  коллективных предприятиях, а если  он и заключается, то ни один  работник не может назвать  хотя бы основные его пункты. Создается впечатление, что коллективный  договор может помешать руководству  в дальнейшей работе, поэтому  содержание его не разглашается.

 Не совсем понятна  и потребность в непродуманной  приватизации структурных подразделений.  Как правило, стараются отделиться  и приватизироваться те подразделения,  которые оснащены новым оборудованием,  где были внедрены новые технологии. Можно представить ситуацию, когда  структурное подразделение отделилось  и приватизировалось. В этом  случае оставшееся предприятие  без вложения инвестиций не  сможет на должном уровне поддерживать  производство, вести расчеты за  сырье, с персоналом по оплате  труда, возможно поддержку ему  будет оказывать государство  из республиканского бюджета  и внебюджетных фондов, в противном  случае производство остановится.  В то же время нет уверенности  в том, что отделившееся структурное  подразделение сможет выжить  в условиях жесткой конкуренции  с предприятиями, уже имеющими  свою нишу на рынке. 

 Все эти негативные  факторы искажают цели и задачи  приватизации и, порой, просто  дискредитирую ее. Более того, реформа  собственности снижает трудовые  и социальные гарантии работников.

 В сложившейся ситуации  считаю обоснованными требования  профсоюзов о том, что приватизация  должна проводиться с согласия  не менее 2/3 членов трудового  коллектива, а аукционная или  конкурсная продажа предприятий  только после официально оформленного  отказа трудового коллектива  его выкупить, взять в аренду  или акционировать. 

 В целях придания  процессу приватизации разумного,  осознанного начала необходимо  усиление правового и экономического  обучения, разъяснительной работы  на всех предприятиях и в  средствах массовой информации.

 Также необходимо уйти  от практики проведения приватизации  кабинетным способом, ведь в таких  ответственных делах необходима  только самая достоверная информация  и общественный контроль. Нужно  усилить ответственность руководителей  предприятий за нарушение законодательства, Генерального, тарифных и местных  соглашений, коллективных договоров,  предусмотрев, что их невыполнение является основанием для расторжения контракта или внесения изменений в него.

 Считаю, что не лишним  было бы освобождение от уплаты  государственной пошлины с работника  при рассмотрении трудовых споров  в суде, с учетом предоставления  обоснованной жалобы, ведь оплата  юридической консультации, адвоката, госпошлины в настоящее время  составляют значительные суммы. 

 

 Заключение 

 За весь период приватизации (с 1991 года по 1 декабря 2005 года) в Белоруссии реформировано 4079 объектов государственной собственности,  в том числе 1072 объекта республиканской  и 3007 - коммунальной собственности.  За этот же период реформировано  211 крупных предприятий с численностью  работающих свыше 1000 человек,  из них 179 - республиканской собственности.  На реформированных предприятиях  занято свыше 955 тысяч человек  (сообщает пресс-служба Министерства  экономики Белоруссии). За 11 месяцев  2005 года реформировано 24 объекта,  в том числе: 

- 10 объектов республиканской  собственности; 

- 14 объектов коммунальной  собственности. 

 Можно отметить, что  большая часть приватизированных  предприятий выжила в сложных  условиях экономического кризиса  и политической неопределенности. Главным фактором тому, в первую  очередь будет стремление руководства  предприятий в развитии производства. Большинство экономических связей  были налажены по их инициативе, конечно не без помощи Правительства.  Выгодные международные контракты  дали возможность увеличения  объемов производства, модернизации  оборудования. Вторым фактором стал  трудовой коллектив, с помощью  которого достигались вышеперечисленные  успехи.

 Однако ситуация не  является такой розовой. Часть  предприятий до сих пор не  может до конца провести приватизацию. Официально существует решение  о их приватизации, но это предприятие, оказывается, никому не нужно. Спрос на их акции очень низок. Такие предприятия акционируются силами трудовых коллективов. В связи с частыми задержками выплат по заработной плате текучесть кадров на них очень высока. Поддержка производства осуществляется за счет государства. В основном это предприятия, имеющие в данном регионе множество более сильных конкурентов, которые поставляют на рынок более качественную продукцию, имеют современное оборудование и, как правило, раньше приватизировавшиеся.

 С трудом верится,  что в скором времени все  вопросы, касающиеся процесса  приватизацию, разрешатся сами собой.  За столь короткое время в  стране произошли серьезные перемены. Экономика поэтапно была перестроена  из административно-командной в  рыночную. Конечно, говорить о чистой рыночной экономике не приходится, скорее это сочетание черт как одной, так и второй с применением белорусской специфики развития, а процесс приватизации стал одним из наиболее значимых процессов реформирования.

Информация о работе Приватизация в Беларуси