Приватизация: сущность, формы и методы проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

Работа содержит 1 файл

котя эконом.docx

— 21.80 Кб (Скачать)

Под приватизацией  следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие  государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах  негосударственных форм собственности. В результате приватизации государство  утрачивает право владения, пользования  и распоряжения объектами государственной  собственности, а государственные  органы – право управления ими.

Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние  десятилетия наметилась общая тенденция  к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные  процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие  исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась  в этих странах.

Важным  основополагающим принципом, имеющим  всеобщий характер, является необходимость  признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными  и краткосрочными. И чрезвычайно  важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени  неотложности задач и не допустить  возникновения противоречий между  ними.

К главным  целям приватизации, следует отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма  управления производством, основанного  на конкуренции экономически свободных  товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической  эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования  финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием  законов спроса и предложения.

 

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии  наличия в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности. В ней должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники  финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной  власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

В мировой  практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и  безвозмездный.

В РБ выделяют следующие методы приватизации:

– возмездный (выкуп государственного имущества);

– безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

– передача собственности трудовым коллективам;

– раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.

Возмездный  метод – это передача государственных  предприятий в частные руки в  результате продажи. В развитых странах  и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому  методу. Такая модель приватизации:

– обеспечивает появление частного собственника;

– дает государству дополнительные средства;

– создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует  два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.

Закрытая  продажа предусматривает продажу  предприятий персоналу и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в  ходе продажи, остаются на предприятии  и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что  у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая  продажа позволяет участвовать  в покупке приватизируемого предприятия  всем лицам, а не только персоналу, конкретного  предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди  его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости  приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод – это приватизация в  результате распределения государственной  собственности среди населения  страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население  на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) – это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право  на бесплатное приобретение акций приватизируемых  предприятий и право получения  дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают  приватизационные чеки «Имущество»  и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую  их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Выдача  приватизационных чеков позволяет  быстро распределить активы государственных  предприятий среди большого числа  граждан. Приватизация посредством  чеков не дает доходов в государственный  бюджет, но позволяет при наличии  и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Другие  способы безвозмездной приватизации допускаются только с разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь. Необходимо отметить, что использование этих методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

Первый  основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности  должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также  аренда с последующим выкупом. При  этом могут быть использованы различные  формы стимулирования и поддержки  покупателей, в том числе продажа  в рассрочку, со скидкой, на основе льготного  кредитования.

Второй  подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества  государственных предприятий в  собственность трудовым коллективам.

Третий  подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это  дает основание разделить определенную долю государственной собственности  между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому  стажу.

Вместе  с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и  недостатки.

Возмездный  метод приватизации:

  • обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;
  • свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;
  • уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
  • предоставляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
  • дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако  ориентация только на продажу объектов государственной собственности  нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения  и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.

В тоже время  осуществление приватизации методом  безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

  • вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики;
  • расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;
  • позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;
  • является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

Поэтому был сделан вывод, что без использования  безвозмездного метода приватизации процесс  преобразования государственной собственности  либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в  руки владельцев «теневой» экономики  или иностранных инвесторов.

 


Информация о работе Приватизация: сущность, формы и методы проведения