Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 08:52, доклад
Регулирование биржевой деятельности представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.
Развитие биржевой деятельности имеет два исторически сложившихся направления:
регулирование со стороны государства;
регулирование со стороны бирж и других участников рынка.
1.
Регулирование биржевой деятельности представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.
Развитие биржевой деятельности имеет два исторически сложившихся направления:
регулирование со стороны государства;
регулирование со стороны бирж и других участников рынка.
Государственный контроль биржевой деятельности строится на соблюдении следующих принципов: общественной полезности; гласности и открытости биржевых торгов; доверия; саморегулирования; гарантии прав участников биржевой торговли.
Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, улучшает распределение ресурсов, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться малым и средним предприятиям. На нем лежит также функция финансирования ряда социальных программ, а также вопросы перераспределения доходов населения.
Государственное регулирование биржевой деятельности начинается с создания для нее единой правовой основы. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах.
Государственные органы вправе контролировать деятельность фондовых бирж на предмет выполнения правил и положений о порядке проведения торгов. Государство, как один из крупнейших эмитентов и активный участник рынка- ценных бумаг, заинтересовано в необходимых условиях обращения ценных бумаг, определении их рыночной стоимости, распространении надежной информации о ценах на рынке ценных бумаг, обеспечении техникой биржевых залов, предоставлении биржам современных линий коммуникаций, вплоть до спутниковой связи. Составной частью государственного регулирования выступает лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.
Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется путем налогообложения самой биржи, а также взимается налог по тем операциям, которые на ней совершаются, включая операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами, ставшими биржевым товаром на фондовых биржах, представляет собой один из аспектов регулирования биржевой деятельности. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами,— продавцы, покупатели. Объектом налогообложения является цена договора купли-продажи ценных бумаг.
Другим исторически сложившимся принципом регулирования биржевой деятельности, помимо государственного, является саморегулирование. Это направление используется всеми экономически развитыми государствами. Каждая биржа имеет определенные внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят Учредительный договор, Устав и Правила торговли.
В Учредительном договоре перечисляются учредители биржи, определяются цель ее создания и способы реализации поставленной задачи, устанавливаются ответственность учредителей по обязательствам биржи, первоначальный размер уставного фонда, деление его на акции и порядок распределения их между учредителями. Как правило, Устав биржи включает следующие разделы:
— общие положения;
— задачи создания биржи;
— деятельность биржи;
размер, порядок образования и изменения уставного капитала, фондов и прибыли биржи;
права и обязанности членов биржи;
управление биржей;
учет и отчетность биржи;
прекращение деятельности биржи.
В Правилах торговли на бирже находят отражение такие вопросы, как участники биржевых торгов и порядок их проведения; биржевой товар, порядок выставления и снятия его с торгов; биржевые сделки, их виды, порядок регистрации, оформления, расторжения и признания их недействительными; разрешение споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли.
Регулирование биржевой деятельности со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для функционирования бирж, контроле за их работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как бирж, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения.
Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах. Среди документов того времени прежде всего следует отметить следующее. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно-правовую структуру рынка.
Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 «О деятельности товарных бирж в РСФСР», которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР.
31 мая 1991 г. было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим документом был введен запрет на участие наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных брокерских контор, а также на переход служебной информации другим лицам. Был определен порядок лицензирования, состав документов, требования к Уставу биржи и правилам биржевой торговли.
Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране от 28 декабря 1991 г. определило сущность ценной бумаги, установило порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризовало участников рынка ценных бумаг и фондовой биржи. орядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой, определены принятым в октябре 1992 г. Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг». В данном законе говорится о том, что фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Контроль за деятельностью бирж со стороны государства осуществляется, как правило, через специальные государственные организации и органы местной власти.
С введением в действие с 1 марта 1992 г. Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» появилась правовая база функционирования товарных бирж, где говорится о создании комиссии по товарным биржам (КТБ), Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. Na 152.
Функции КТБ: выдает лицензии на организацию бирж; контролирует лицензирование биржевых брокеров и посредников; контролирует выполнение законодательства о биржах; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; изучает и вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах и перспективы развития бирж.
Государственные органы на основе действующего законодательства контролируют финансовую деятельность фондовых бирж. Составной частью выступает лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.
Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется также путем налогообложения самой биржи, а также взимается налог по тем операциям, которые на ней совершаются, включая операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами, ставшими биржевым товаром на фондовых биржах, представляет собой один из аспектов регулирования биржевой деятельности. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, — продавцы, покупатели. Объектом налогообложения является цена договора купли-продажи ценных бумаг.