Принципы
развития предпринимательства
в России
Оглавление
Введение. 4
Принципы развития
предпринимательства
в России,
этапы развития. 7
Основные направления
для создания благоприятной
предпринимательской
среды. 17
Анализ поддержки
предпринимательства... 20
Заключение. 23
Список литературы 24 Введение
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство
важный элемент рыночной экономики, без
которого не может гармонично развиваться
государство. Оно во многом определяет
темпы экономического роста, структуру
и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства
выступает необходимым слагаемым современной
модели рыночно - конкурсного хозяйства.
Если прежняя экономическая система в
России делала отчетливый акцент на развитии
крупных и даже гигантский предприятий,
то в настоящее время преодоление чрезмерной
концентрации производства и капитала,
разукрупнение структуры экономики выступает
одной из важнейших составляющих процесса
приватизации всей экономической реформы
в целом.
Предпринимательство во многом способствует
поддержанию конкурентного тонуса в экономике,
создает естественную социальную опору
общественному устройству, организованному
на началах рынка и формирует социальный
слой общества.
Развитие предпринимательства началось,
по существу, с появления Закона о кооперации
(1987 г.), который создал правовую основу
для легальной трудовой деятельности
в негосударственном секторе экономики
и возникновения частных малых предприятий.
Однако понадобилось еще около пяти лет,
чтобы сложилась сколько-нибудь массовая
база предпринимательства.
Сегодня предпринимательство в России,
несмотря на провозглашенный ее политическим
руководством и поддерживаемый большинством
активного населения курс на рыночную
экономику, развивается замедленно и противоречиво.
На ранних стадиях развития рыночных отношений
предпринимательство нуждалось в серьезной
государственной поддержке. Содействие
ему должны оказывать как государственные
органы власти, так и общественный организации
самих предпринимателей (союзы, ассоциации,
агентства, торгово-промышленные палаты).
Для этого необходимо сформулировать
четкую, единую государственную политику
в отношении малого бизнеса. Данная проблема
может быть решена на основе разработанной
системы специальных программ, предусматривающих
поддержку предпринимательства на региональном
уровне, на уровне субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления,
с четким выделением целей, задач и приоритетов
каждого уровня.
Государственную поддержку необходимо
направлять не на административно - директивное
регулирование, а на создание необходимой
рыночной инфрастуктуры, системы государственной
и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что
в условиях экономического кризиса, политика,
ориентированная на оказание помощи и
содействие развитию предпринимательства,
дает ощутимых результаты в достижении
сбалансированного экономического роста.
Поддержка предпринимательства является
в первую очередь задачей регионов и городов.
Получив большую самостоятельность, регионы
вышли из-под опеки центральных органов,
потому задачи социального, экономического
и экологического развития территории
в условиях формирующегося рынка полностью
легли на администрацию региона и города.
В своей работе я хочу рассказать о принципах
развития предпринимательства в России,
о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства
и об основных направлениях создания благоприятной
предпринимательской среды. Принципы
развития предпринимательства
в России, этапы развития
В современной истории нашей страны предпринимательство,
как самостоятельное социально-экономическое
явление существует более 10 лет.
Началом развития предпринимательства
в нашей стране является 1985 г., когда вышел
Закон об индивидуальной трудовой деятельности.
С признанием индивидуальной трудовой
деятельности, личная собственность, не
используемая ранее в интересах общества,
приобрела производственный характер
и составляла определенную долю в производстве
ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых
услуг около половины всех работ по ремонту
квартир , автомобилей и сложной бытовой
техники выполнялись людьми, занимающихся
индивидуально-трудовой деятельностью.
Прообразом малых предприятий у нас стали
кооперативы. Число активных кооперативов
росло из года в год. Это подтверждается
объемами производства, продажи товаров
и оказании услуг кооперативами. В 1987 г.
он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млн.
руб., в 1989 г. – 40,3 млн. руб. За два года этот
объем увеличился в 122 раза, в том числе
в 1989 г. – в 6,6 раза. Кооперация, начав почти
с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего
национального продукта страны.
Кооперативы приняли различные виды деятельности.
Так, на начало 1988 г. 90 % всех кооперативных
предприятий и более 90 % реализованной
ими продукции приходилось на производство
товаров народного потребления, бытового
обслуживания.
К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства
и услуг, в том числе строительные работы,
работы по производству продукции производственно-технического
назначения, сельскохозяйственные, организации
досуга, транспортные услуги.
Кооперативный сектор существенным образом
зависел от государственного и развивался
на его основе. Более 80 % кооперативов было
создано при государственных предприятиях,
у которых они арендовали 58 % основных
фондов, только 36 % фондов составляли собственность
кооператива.
Развитие кооперативного движения проходило
сложно. Часть кооперативов, по существу,
превратилась в частнопредпринимательские
предприятия.
Проблемы наблюдались в кооперативах,
организованных при предприятиях и в их
составляющих.
Во-первых, такие кооперативы, как правило,
не выходили напрямую на потребительский
рынок. Они работали на внутрипотребительские
нужды. А ведь именно с развитием кооперации
связывались немалые надежды на пополнение
рынка потребительских товаров и услуг.
Во-вторых, они были началом перевода безналичных
финансовых ресурсов в наличные.
Анализ развития малых предприятий в
народном хозяйстве в начале 90-х годов
показывает, что в промышленности предприятия
со сравнительно небольшим объемом продукции
(до 10 млн. руб. в год) составляли примерно
две трети (73,4 %) от общего числа предприятий,
состоящих на самостоятельном балансе.
Вместе с тем их удельный вес в общем объеме
продукции равен лишь 11,3 %.
Для сравнения, в США, например, в небольших
фирмах занято около половины трудовых
ресурсов страны. Более 37 % валового национального
продукта производится малым бизнесом.
Таким образом, период с 1985 г. по 1987 г. можно
обозначить как первый этап в истории
развития отечественного предпринимательства.
Для этого периода характерны деятельность
центров научно-технического творчества,
распространение бригадных подрядов,
малочисленность участников предпринимательства
и его экспериментальный характер.
Сфера деятельности малого предпринимательства
расширяется на втором этапе (1987 – 1988 г.),
когда оно развивалось, в основном, в виде
кооперативов.
Количество людей, принимавших в нем участие,
увеличилось, четко выделилось молодое
поколение предпринимателей.
В этот же период материальное обеспечение
кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы
по поводу отвода земель под строительство,
отсутствовали свободные ресурсы, не получила
развития рыночная оптовая торговля и
т.п.
Все это вынудило предпринимателей заняться
деятельностью, которая требовала крупных
материальных затрат. На начало 1991 г. в
России действовало 134,6 тыс. кооперативов,
ими было произведено товаров и услуг
на сумму 42,6 млн. руб.
Таблица № 1.
Развитие кооперации
в 1988 г. – 1993 г. (на начало
года)
|
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
Число
действующих кооперативов, тыс.
|
7,3 |
38,9 |
102,2 |
134,6 |
78,4 |
43,8 |
Численность
работающих, тыс. человек |
69,7 |
708,2 |
2688 |
3512 |
3665 |
941,0 |
Объем
реализации продукции за год, млн.руб
|
168,2 |
3326 |
24875 |
42801 |
49425 |
183759 |
В том
числе непосредственно населению,
млн.руб. |
- |
1256 |
3404 |
4433 |
9934 |
38440 |
|
Из таблицы № 1 видно, что происходит
свертывание кооперативного движения.
Позднее многие профильные кооперативы
оказались наиболее конкурентно способными,
и некоторые из них стали крупными предпринимательскими
структурами. На их базе были созданы союзы,
акционерные общества, совместные предприятия.
Кооперативы начали выполнять важную
функцию, создавая основы развития отраслей
по производству товаров народного потребления
и услуг. Однако, реализация этой продукции
сдерживалась тем, что были запрещены
многие формы их деятельности и ограничен
доступ к сырью, оборудованию, материалам.
Третьим этапом можно условно назвать
1989 – 1990 г. Для него характерно принятие
законодательных актов, направленных
на активизацию малых предприятий:
Таблица № 2.
Нормативный
акт |
Дата принятия
|
Основное содержание
|
Последствия применения
в экономике |
Закон
СССР «О предприятии в СССР»
|
4.06.1990 |
Объявлено о равенстве
организационно-правовых форм предприятий,
основанных на любой форме собственности
|
Рост предприятий
различных форм собственности
|
Постановление
совета Министров СССР «О мерах по созданию
и развитию малых предприятий» |
8.07.1990 |
Определены основные
документы для государственной регистрации
малых предприятий, утвержден двухнедельный
срок регистрации, определены льготы малому
бизнесу по налогообложению, амортизации
и др. |
Развитие малого
предпринимательства, основанного
на различных формах собственности.
|
|
Для четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны
коммерциализация и появление среднего
и крупного бизнеса. Именно в это время
происходит наиболее быстрый рост малых
предприятий в различных организационно-правовых
формах.
1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался
самыми высокими с середины 80-х годов темпами
роста числа малых предприятий (в 2,1 раза)
и численности занятых в них (7,7 % от общего
числа занятых). В это время наблюдается
становление рыночной инфраструктуры
(коммерческие банки, биржи, оптовые и
посреднические организации и т.п.), укрепление
финансовых институтов.
Осуществленная тогда либерализация
цен, налоговый прессинг, рост инфляции,
обесценение сбережений населения, увеличение
процентных ставок банковского кредита
привели к застою инвестиционной деятельности,
в следствии чего малые предприятия стали
заниматься чисто посреднической деятельностью.
Процесс образования малых предприятий
в производственной сфере, начавший набирать
силу в 1991 г., фактически прекратился. По
данным Лиги кооперативов и предпринимателей
Российской Федерации за 1992 г. в России
практически не возникло ни единого малого
негосударственного предприятия в производственной
сфере.
К пятому этапу развития малого предпринимательства
в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период
широкомасштабной приватизации и развития
всех видов предпринимательской деятельности.
Появилось множество собственников и
интенсивное участие малого предпринимательства
в сфере услуг, торговли, питания, легкой
промышленности, производящей товары
массового потребления. Были заложены
основы рыночных отношений. Сформировавшиеся
капиталы давали основание предполагать
об их способности к инвестированию деятельности,
к развитию предпринимательства.
В 1993 г. были сделаны самые первые шаги
в правовом и организационном обеспечении
формирования малого предпринимательства
как особого сектора экономики России,
т.к. не существовало хозяйственного механизма
поддержки и государственной программы
развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло
постановление Совета Министров Правительства
Российской Федерации «О первоочередных
мерах по развитию малого предпринимательства
в Российской Федерации».
На основании данных Государственного
комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержки новых экономических
структур, информации Госкомстата Российской
Федерации на начало 1993 г. можно проследить
основные тенденции формирования малого
предпринимательства (данные были получены
при обследовании 189834 малых предприятий).см.
табл. № 3.
Таблица № 3.
Предприятие
|
% |
Частные
предприятия |
27,4 |
Товарищества
|
23,6 |
Кооперативы
|
23,1 |
Государственные
и муниципальные предприятия
|
8,3 |
Акционерные
|
5,2 |
Иные
|
12,2 |
|
К числу негативных моментов
в развитии малых предприятий этого
периода относятся свертывание в капиталоемких
и наукоемких отраслях, развитие и укрепление
позиций теневой экономики.
Шестой этап начинается с 1995 г. К этому
времени практически были исчерпаны возможности
сверхприбыльной торгово-посреднической
деятельности. Малые предприятия прекратили
свое существование.
В экономике прослеживается тенденция
к концентрации и централизации капиталов.
Нерентабельные малые предприятия не
выдерживают конкуренции со средними
и крупными предприятиями и свертывают
свою деятельность.
На замедление роста малых предприятий
повлияло и завершение перерегистрации
малых предприятий, в ходе которой они
принимали новые организационные формы
или просто ликвидировались.
Таблица № 4.
Динамика развития
малых предприятий,
1991 – 1997 г.г.(на конец
года)
Год
|
Всего малых
предприятий, тыс. |
Темпы роста
числа малых предприятий, % |
1991
|
268 |
100 |
1992
|
560 |
209 |
1993
|
865 |
154 |
1994
|
896,9 |
104 |
1995
|
877,3 |
98 |
1996
|
829,4 |
95 |
1997
|
837,9 |
101 |
|
В настоящее время на долю постоянно занятых
в секторе малого предпринимательства
приходится около 13 % от общей численности
экономически активного населения. Сейчас
сектор предпринимательства не в состоянии
давать новые рабочие места. Для этого
требуются существенные изменения в политике
государства по отношению к малому предпринимательству.
Экономические преобразования, происходящие
в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения
хозяйственных структур и разгосударствления,
смены централизованных методов управления
на рыночные показывают, что малый бизнес
не знает себе равных по приспособляемости
и способности оживить экономику, вывести
ее из кризиса и обеспечить индивидуальный
подход к потребителю товаров и услуг.
Опыт развития малого бизнеса развитых
зарубежных стран необходимо использовать,
однако, он должен быть адаптирован к особенностям
российской экономики. В нашей стране
предприятия малого бизнеса целесообразно
концентрировать в наиболее необходимых
потребителю сферах: производство продуктов
питания, товаров народного потребления,
строительных материалов, бытовое обслуживание,
строительство жилья.
Таблица № 5.
Основные показатели
работы промышленных
предприятий.
(численность работающих
до 200 человек)
Отрасль
|
Кол-во предприятий
|
Удельный вес
в общем кол-ве предприятий, %
|
Объем продукции
в ценах 1991г., млн. руб. |
Удельный вес
в общем объеме продукции, % |
Всего
в РФ |
10778 |
48,0 |
56908 |
5,2 |
Электро-
Энергетика |
51 |
20,0 |
210 |
0,5 |
Топливная
промышлен-ность |
121 |
27,0 |
317 |
0,4 |
Черная
металлургия |
52 |
23,6 |
292 |
0,5 |
Цветная
металлургия |
30 |
12,6 |
550 |
0,8 |
Химическая
и нефтехими-ческая промышлен-ность
|
136 |
22,3 |
984 |
1,2 |
Машино-строение
Металлоо-бработка |
1256 |
25,5 |
3825 |
1,4 |
Лесная
и целлюлозно-бумажная промышлен-ность
|
2066 |
54,0 |
3926 |
6,4 |
Промышлен-ность
и строймате-риалы |
933 |
44,8 |
3195 |
9,5 |
Стекольная
промышлен-ность |
32 |
21,0 |
84 |
1,9 |
Легкая
промышлен-ность |
809 |
36,9 |
3958 |
2,1 |
Пищевая
промышлен-ность |
31181 |
64,8 |
31424 |
21,5 |
Микробио-логия
|
7 |
15,6 |
37 |
1,7 |
Медицинская
промышлен-ность |
11 |
4,8 |
37 |
0,5 |
|