Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
§ 2.1 Всеобщность социального обеспечения
§ 2.2 Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета
§ 2.3 Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств
§ 2.4 Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума
§ 2.5 Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми
§ 2.6 Многообразие видов социального обеспечения
§ 2.7 Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
§ 2.7 Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав
Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».
Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены принципы права социального обеспечения: понятие, общая характеристика и их содержание.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития.
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.
Внутриотраслевые принципы касаются отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).
В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество.
В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих отраслевых принципов права социального обеспечения:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гусов К. Н, Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М.: Проспект, 2003. С. 59; Сыроватская Л. А. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд. М.: Юристь, 1998. С. 46.
2 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1993. С. 31.
3 Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А.Д. Зайкина. М.: Норма, 1997. С. 44-45.
4 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
5 Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Новый Юрист, 1997. С. 25-26.
6 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
7 Пенсионная реформа // Библиотека журнала «Социальная защита». 1996. № 3. С. 13.
8 РГ. 1998. 26 мая.
9 Концепции развития российского законодательства. 3-е изд. М., 1998. С. 160.
10 Роик. Третий путь // Приложение к журналу «Социальная защита». 1997. № 7. Пенсионное обеспечение. С. 10
11 Концепции развития российского законодательства. С. 160
12 Анализ пенсионной реформы дан в работах: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. М.: Р. Валент, 2002; Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). М.: ТК Велби, 2003.
13 Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. С. 36, 67.
14 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. Пособие. Вып. 1. Екатеринбург, 1996. С. 47.
15 Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М. 1999. С. 48.
16 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001. С. 102-108.
17 Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). С. 22.
18 С 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
19 В связи с введением в 2001 г. единого социального налога изменен порядок сбора взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ.
20 Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212; 1997. № 3. Ст. 352.
21 Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.
22 Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.
23 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
24 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.