Принципы планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:02, реферат

Описание работы

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную.docx

— 28.29 Кб (Скачать)

 

      Сегодня наше общество осуществляет  исключительно трудную, во многом  противоречивую, но исторически  неизбежную и необратимую перестройку.  В социально-политической жизни  это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от  административно-командной системы  к рынку. Такие изменения в  обществе, в экономике, во всем  нашем жизненном укладе сложны  тем, что они требуют изменения  нас самих.   

 Важная часть  этого изменения, как показывает  мировой опыт - постижение науки  и искусства менеджмента.   

  Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути, является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента  – это совокупность различных  составляющих элементов: принципов  управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.    

 Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид

деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение

поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим

дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана

планирование - это ориентированный  в будущее систематический процесс  принятия

решений.  Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития

фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период:

определение хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и

последовательности реализации, выявление материальных трудовых и  финансовых

ресурсов для решения  поставленных задач. Планирование дает возможность

заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие

благоприятные условия для  нормального функционирования и  развития фирмы,

предприятия или др. структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы

планирования и виды планов:

     Формы планирования: - перспективное

-среднесрочное

- текущее (бюджетное, оперативное)

     Виды планов:

1. В зависимости от  содержания хозяйственной деятельности: планы

производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый

план, план рекламной работы и др.

2. В зависимости от  структуры фирмы: план работы  предприятия, секции,

филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики,

разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают

три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное  и

тактическое или текущее.

     Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное

существование предприятия  и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает

разработку общих целей  фирмы на перспективу, определяет программу  развития,

содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению

поставленных целей с  учетом средств и обеспечения  необходимыми ресурсами.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и

фактическими данными. Чтобы  эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире

бизнеса, фирма должна постоянно  заниматься сбором и анализом огромного

количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в коли-

чественных показателях  невозможно, планы выражаются в качественных

показателях в виде прогнозов  и программ. На их основе осуществляется

координация перспективных  направлений развития фирмы с  учетом потребностей и

ресурсов.

Стратегическое планирование осуществляется в виде:

     - долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по

принципу «будущее будет  лучше прошлого» претворяются в  программы действий,

бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических  показателей от

запланированных.

     - стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период

разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с  которыми может

столкнуться фирма. Здесь  перспективы и цели связаны между  собой для выработки

стратегии.

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться

целостными в течение  длительных периодов времени, но и быть достаточно

гибкими, чтобы при необходимости  можно было осуществить их модификацию  и

переориентацию.

Некоторые организации, как  и индивиды, могут достичь определенного  уров-

ня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более

того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.

Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за

ошибок в организации, мотивации и контроле.

Планирование может создать  ряд важных и часто существенных благоприятных

факторов для организации. Современный темп изменения и  увеличения знаний

является настолько большим, что стратегическое планирование представляется

единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и

возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения.

Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование,

поскольку оно служит для  формулирования установленных целей, помогает создать

единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения.

1. Небольшой плановый  отдел (менее 6 человек) корпорации  дополняется

планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях

насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические планы  разрабатываются на совещаниях  высшего руководства

корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический  план объединяется с годовым  финансовым планом.

5. В большинстве организаций  считают, что функция планирования  может быть

усовершенствована.

     Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно

этот срок более  всего  соответствует периоду обновления производства и

ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на

установленный период, например производственная стратегия фирмы  в целом и

каждого подразделения; стратегия  сбыта; финансовая стратегия; кадровая

политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм

материального снабжения  с учетом внутрифирменной специализации  и кооперирования

производства.

Среднесрочные планы предусматривают  разработку в определенной

последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных

долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные

показатели, в том числе  и в отношении распределения  ресурсов. В нем

приводятся детальные  сведения в разбивке по продуктам, данные о

капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается  в

производственных подразделениях.

     Текущее (оперативное) планирование заключается определении

промежуточных целей и  задач. При этом детально разрабатываются  средства и

способы решения задач, использования  ресурсов, внедрения новых технологий.

Обычно это планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой

детальную конкретизацию  целей и задач, поставленных перспективным  и

среднесрочным планами.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки  оперативных

планов для фирмы и  её подразделений, программ маркетинга, планов по научным

исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные,

квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную  конкретизацию

целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным  планами.

Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени

загруженности мощностей  и их использовании с учетом обусловленных  сроков

исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния

конъюнктуры рынка. В календарных  планах предусматриваются расходы  на

реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение

рабочей силы. В планы  по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются

показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг  и

обслуживанию.

Оперативные планы реализуются  через систему бюджетов или финансовых планов,

которые составляются по каждому  отдельному подразделению, а затем  собираются

в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой

выражение оперативного плана  в денежных единицах. Он охватывает все стороны

деятельности фирмы и  служит средством координационной  работы всех звеньев

фирмы. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные

в перспективных и среднесрочных  планах. Через бюджет осуществляется

взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования.

Составлением бюджета  занимаются различные службы, редактируют  их

администраторы, утверждает руководитель.

Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и  основывается на

оперативных планах отделов  и предприятий фирмы, поэтому  он служит также

средством координации работы всех звеньев фирмы.

Принципы планирования на предприятии.

Принципы стратегического  планирования определяют характер и  содержание плановой деятельности в  экономической организации. Правильное соблюдение принципов стратегического  планирования создает предпосылки  для эффективной работы фирмы  и уменьшает возможность отрицательных  результатов планирования.

Принцип единства.

Принцип единства предполагает, что планирование в  экономической организации должно иметь системный характер. Понятие  система означает:

1) существование  совокупности элементов,

2) взаимосвязь между  ними;

3) наличие единого  направления развития элементов  системы, поведения, ориентированного  на общие цели.

Основные составляющие понятия «система» можно описать, используя категории «координация»  и «интеграция».

Элементами планирования в организации являются отдельные  подразделения, входящие в нее, и  отдельные части процесса планирования Взаимосвязь между подразделениями  осуществляется на основе координации  на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового отдела).

Единое направление  плановой деятельности, общность целей  всех элементов экономической организации  становятся возможными в рамках вертикального  единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом ==> продуктовое подразделение => цех ==> бригада), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной части  организации нельзя планировать  эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью  отдельных единиц данного уровня, всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений. Таким  образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в  организации существует разнообразие относительно обособленных процессов  планирования и частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана  более высокого подразделения и  организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это  не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система.

 Принцип участия.

Принцип участия  тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что  каждый член экономической организации  становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой  им функции. То есть процесс стратегического планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Стратегическое планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Выгоды реализации принципа участия.

Информация о работе Принципы планирования на предприятии