Принципы организации системы защиты фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:58, лекция

Описание работы

Субъектами защиты является сама фирма, противодействующая субъектам теневой и криминальной конкуренции, а также объединения деловых предприятий и, в определенных законом случаях, правоохранительные органы. Поскольку рыночная экономика по существу предполагает наличие фирм как базовых институтов предпринимательства, представляется обоснованным рассматривать функцию обеспечения защиты в качестве обязательного элемента рыночного хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Анализ системы эконом безопасности.docx

— 21.61 Кб (Скачать)

Принципы  организации системы  защиты фирмы 

  Рассмотрим основополагающие принципы  организации системы защиты фирмы от экстремальных воздействий внешней среды.

Субъектами  защиты является сама фирма, противодействующая субъектам теневой и криминальной конкуренции, а также объединения деловых предприятий и, в определенных законом случаях, правоохранительные органы. Поскольку рыночная экономика по существу предполагает наличие фирм как базовых институтов предпринимательства, представляется обоснованным рассматривать функцию обеспечения защиты в качестве обязательного элемента рыночного хозяйствования. При этом на любом уровне объединений фирм обеспечение защиты интегрированных бизнес-субъектов должно возлагаться на соответствующую уровню объединения структуру. Эта структура может быть включена в состав фирмы или выступать ее внешним агентом, в том числе, будучи самостоятельной фирмой, предметом деятельности которой является предоставление услуг по обеспечению безопасности заинтересованным потребителям.

Можно выделить два возможных подхода  к определению методов регулирования деятельности защитных подразделений, причем «уровень эффективности при применении того или иного метода управления естественно определять степенью адаптации к имеющимся обстоятельствам».

В рамках первого подхода группы методов  институционального регулирования  рассматриваются в соответствии с составом выполняемых защитным подразделением фирмы системообеспечивающих функций. Совокупность выделяемых при этом методов может быть, на наш взгляд, сведена к следующей классификации:

- методы  определения целей;

- методы  сбора информации;

- методы  обоснования решений;

- методы  выбора решений; 

- методы  контроля за исполнением функций.

Целеполагание в области обеспечения защиты фирмы характеризуется подчинением целей экономической безопасности другим, более важным для конкретной фирмы. Например, в случае осуществления фирмой стратегии минимизации издержек институциональные требования защитного подразделения по увеличению финансирования являются необоснованными.

К методам сбора  информации, необходимой для принятия решений в сфере обеспечения экономической безопасности фирмы относятся: фиксирование данных при непосредственном наблюдении; независимые экспертные оценки; систематизация и анализ имеющихся сведений (в частности, исследование результатов моделирования профессиональной деятельности различных категорий контрагентов фирмы); подготовка информационной базы с использованием автоматизированных систем; статистическая обработка данных, социологические опросы; анализ публикаций в средствах массовой информации; анализ нормативно-правовых документов по вопросам экономической безопасности предпринимательства и др.

Для выбора методов обоснования  решений существенное значение имеет полнота знаний о внутренних и внешних процессах фирмы; явных и скрытых функциях элементов внутрифирменной системы защиты; альтернативных средствах и действиях, с помощью которых можно достичь целей; необходимых ресурсах; критериях сопоставления и оптимизации целей, путей их достижения. По состоянию и характеру знания об указанных логических элементах проблемы обеспечения защиты фирмы от внешних экстремальных воздействий являются в настоящее время главным образом неструктурированными либо слабо структурированными. Поэтому для подготовки и обоснования решений (планов, правил, распоряжений) используются в основном экспертно-интуитивные методы и системный анализ. Это не исключает, однако, и привлечения количественной информации, проведения вспомогательных расчетов.

К методам выбора решений в сфере обеспечения экономической безопасности фирмы относятся:

- единоначальный, осуществляемый непосредственно руководителем;

- групповой,  осуществляемый уполномоченным  органом - советом, собранием, коллегией и т.д. по определенной процедуре;

- согласовательный, осуществляемый с санкции вышестоящих  инстанций, когда решение принимается  на основе ограничения полномочий.

В рамках второго подхода рассматриваются  главным образом институциональные методы воздействия на исполнителей, при этом по одному или нескольким ключевым признакам выделяется тот или иной набор методов, зачастую не составляющих единого классификационного ряда. Отнесение конкретного метода к той или иной группе производится с использованием критериев типа «по преимуществу». Такие критерии применимы к экономическим, организационно-административным, воспитательным методам. Некоторой модификацией этой схемы является деление методов воздействия по главной направленности способа воздействия на экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические и идеологические.  

Допустимо, используя признак наличия в  рамках фирмы специализированной структуры (защитного подразделения), применительно к которой осуществляется институциональное регулирование, разграничить структурные методы воздействия (если имеется такого рода структура) и бесструктурные (если она отсутствует), когда акцент переносится на циркулярное распространение информации о нормах, правилах, методах и формах защиты фирмы в отношении всех ее сотрудников и подразделений. В то же время использование многих институциональных методов (мотивационных, стимулирующих, идеологических и др.) регулирования защитных действий, касающихся всего персонала фирмы, может осуществляться как бы в обход защитного подразделения, но может быть и делегировано ему.

Исходя  из особенностей сферы обеспечения  экономической безопасности фирмы, в качестве наиболее важных групп методов выступают экономические, организационные, информационные и правовые. Эти группы методов не составляют единого классификационного ряда. В частности, экономические, организационные, информационные методы управления применяются, как правило, при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.

Внутрифирменные системы противодействия экономическим  угрозам являются включенными в  более масштабные структуры и  соответствующие институциональные  механизмы. Представляется целесообразным выделить четыре уровня иерархии управления системой обеспечения экономической защиты фирмы как института рыночного хозяйства: общесистемный (макроуровень); отраслевой; региональный (в том числе муниципальный); ассоциированный (объединения фирм и саморегулирующиеся организации по отстаиванию интересов бизнеса); отдельной фирмы. 

В силу особенностей сферы защиты фирмы (в  том числе средств и методов  защиты, комплексного характера объектов безопасности, особых задач соответствующих  подразделений) главенствующим является уровень государственного управления. Уровни регионального, муниципального управления, а также управления на уровне предпринимательской структуры представляются подчиненными не только в силу институциональной иерархии. Значение государственного управления повышается в силу особенностей состояния современной российской экономики с ее многочисленными дисфункциями и «ловушками».

Государство не должно противопоставляться рынку или пониматься как акционер экономики, напротив, оно призвано осуществлять функцию создания условий конкурентоспособного, безопасного и устойчивого развития всех хозяйствующих субъектов за счет эффективной реализации функции распоряжения национальным имуществом и обеспечения консолидированных интересов общества. На уровне государства осуществляются наиболее мощные институциональные импульсы в отношении фирм, однако такие воздействия могут стать экстремальными, принимая форму угроз. 

Проведенный анализ показывает, что система защиты института фирмы в целом как  устойчивой функционально-структурной  модели предпринимательства относится  к классу иерархических многоуровневых систем. На микроуровне действие данной системы реализуется в целенаправленном создании встроенных механизмов защиты бизнеса и организации ее использования с максимальным результатом при минимальных издержках в соответствии со спецификой стратегии развития конкретных фирм. На макроуровне система защиты института фирмы продуцируется в совокупность условий защищенности цивилизованного бизнеса в масштабе страны, региона, отрасли (сферы) предпринимательской деятельности, обеспечивающих эффективное распределение (аллокацию) используемых ресурсов и факторов. 

В основе создания специализированного  подразделения с  функцией обеспечения защиты фирмы от экстремальных воздействий среды должна лежать определенная концепция, включающая цель системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель  данного подразделения — минимизация  внешних угроз состоянию фирмы, в том числе ее человеческим, техническим, материальным и транзакционным факторам, товарным и финансовым потокам на основе комплекса мероприятий институционального и организационного характера.

Следует иметь в виду, что  наибольшее значение для обеспечения  экономической безопасности фирмы принадлежит согласованному взаимодействию защитного подразделения с другими органами и функциональными системами фирмы. В противном случае неизбежным станет его изоляция и последующее вырождение. 

В процессе достижения этой генеральной цели осуществляется решение защитным подразделением конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности фирмы.

Представляется  возможным выделение ключевых из их числа:

• прогнозирование  возможных угроз экономической  безопасности;

• организация  деятельности по предупреждению возможных  угроз (превентивные меры);

• выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

• принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

• постоянное совершенствование системы обеспечения  экономической безопасности предпринимательства.

Организация защитного подразделения фирмы  и функционирование комплексной системы обеспечения ее экономической безопасности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов:

1. Принцип законности.

Вся деятельность фирмы, в том числе  ее защитного подразделения, должна носить безусловно законный характер, иначе система обеспечения безопасности будет внутренне противоречивой и чреватой дополнительными потерями. В качестве негативных последствий  могут быть различного рода санкции  правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и др.  

2. Принцип экономической  целесообразности.

Следует организовывать защиту только тех объектов фирмы, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности фирмы по организации системы экономической безопасности. Необходимо сравнение альтернативных издержек на организацию и функционирование собственного защитного подразделения и привлечения специализированной охранной фирмы в качестве внешнего агента по механизму аутсорсинга.  

3. Сочетание превентивных  и реактивных мер. 

Превентивными являются меры предупредительного характера, позволяющие не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности фирмы. В свою очередь, к реактивным относятся меры, которые предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий.  

4. Принцип непрерывности.

Он  предполагает, что функционирование защитного подразделения и комплексной системы обеспечения экономической безопасности фирмы является цикличным замкнутым процессом.  

5.   Принцип дифференцированности.

Принцип означает, что выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации.  

6. Принцип координации. 

Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование действий и  планов защитного подразделения  с другими структурами фирмы  и сочетание организационных, институциональных и других методов защиты.  

7. Принцип централизации предполагает подконтрольность защитного подразделения исключительно руководителю фирмы. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не деформировалась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.  

Объектом  внутрифирменной системы защиты от угроз в целом выступает  конкурентный статус фирмы в текущем  и перспективном периоде. Конкретными  же объектами защиты являются трансформационные и транзакционные факторы деятельности фирмы, ее запасы, товарные и финансовые потоки, каналы взаимодействий с внешней средой, экономическое пространство фирмы.   
 

Информация о работе Принципы организации системы защиты фирмы