Принципы государственного регулирования социально-трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. понятия социально-трудовых отношений…………………...4
2. Государственное регулирование трудовых отношений .4
3. Политика занятости ……….………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………13

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по государственному регулирования юкономики.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

К пассивной форме политики государства на рынке труда относится государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

К пассивным  мерам также относятся и, так  называемые, компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат).

Необходимость трудоустройства высвобождаемых работников, предотвращения безработицы, достижения эффективной занятости, повышения  качества и конкурентоспособности  рабочей силы диктуют необходимость  совершенствования подходов к проблеме занятости с учетом специфики переходной экономики, национальных особенностей и менталитета населения. Один из таких путей заключается в развитии взаимодействия государственных органов по вопросам занятости и работодателей.

Поскольку служба занятости является центральным  звеном инфраструктуры рынка труда, а работодатели одним из основных его субъектов, то уровень развитости взаимоотношений между ними в значительной мере определяет ситуацию с трудообеспеченностью населения.

Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы и при его повышении осуществляют специальные меры по ограничению ее роста.

В качестве одного из самых доступных видов увеличения занятости используются общественные работы. Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.

Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются территориальные (районные, городские) программы организации общественных работ и временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду, занятости, образования и другими организациями поддержки предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, производится счет средств фонда занятости населения, находящихся в распоряжении региональных органов службы занятости, а других граждан – за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан других источников.

В целях оптимизации  рынка труда государство регулирует взаимоотношения между работниками и работодателями по вопросам занятости независимо от форм собственности и хозяйствования. Так, оказывается содействие в подборе подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу, действуют гарантии занятости для особо нуждающихся в социальной защите путем установления квот приема на работу, обучения по специальным программам, реализации про грамм занятости, введения особых режимов труда и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся: Конституция РФ – являются юридической базой трудового законодательства; Трудовой кодекс РФ – основной специальный источник законодательных актов о труде; Федеральные законы, содержащие нормы трудового права; пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ; Постановления Пленума Верховного Суда РФ по спорным вопросам трудовых отношений.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является: обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм; создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»                от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.07.2010).
  2. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
  3. Желтов А. М. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / А. М. Желтов. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2000, - 158 с.
  4. Колупаева В. А., Пономарева Е. Е., Раковская В. С. Экономика труда: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 162 с.
  5. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник / А. И. Тыщенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 252 с.
  6. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 736 с.

 


Информация о работе Принципы государственного регулирования социально-трудовых отношений