Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:17, статья
Рассматриваются история создания и основные положения «Принципов европейского договорного права», части I - 1995 г., ч. I и II - 1999 г. и ч. III - 2002 г., разработанных в рамках Европейского Союза, относящихся в настоящее время к lex mercatoria и представляющих собой проект части будущего Гражданского кодекса Европейского Союза. Помимо этого, статья обращает внимание на возрождение теории lex mercatoria в Европе и анализирует практику ее применения арбитрами и судами.
В Европейском Союзе, объединяющем все возрастающее число государств-членов, актуальной проблемой является унификация права. Сближение национальных законодательств государств-членов в качестве цели Сообществ предписывал еще Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г.
«ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ДОГОВОРНОГО ПРАВА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О.В. Сироткина
Рассматриваются история создания и основные положения «Принципов европейского договорного права», части I - 1995 г., ч. I и II - 1999 г. и ч. III - 2002 г., разработанных в рамках Европейского Союза, относящихся в настоящее время к lex mercatoria и представляющих собой проект части будущего Гражданского кодекса Европейского Союза. Помимо этого, статья обращает внимание на возрождение теории lex mercatoria в Европе и анализирует практику ее применения арбитрами и судами.
В
Европейском Союзе, объединяющем все
возрастающее число государств-членов,
актуальной проблемой является унификация
права. Сближение национальных законодательств
государств-членов в качестве цели
Сообществ предписывал еще
В
относительно недалеком прошлом
идея о возможности создания Европейского
Гражданского кодекса получила большое
распространение и поддержку [1].
26 мая 1989 г. Европарламент принял резолюцию,
в которой подчеркивалась важность
гармонизации частного права Сообществ,
особенно в такой специфической
области, как внутренний рынок. В
резолюции давалась рекомендация о
необходимости работ по подготовке
общеевропейского кодекса частного
права [2]. В преамбуле к данной
резолюции указывалось, что «унификация
может быть проведена в отраслях
частного права, которые наиболее важны
для развития единого рынка, таких,
как договорное право...» [3]. Таким
образом, договорное право Европейского
Союза было признано приоритетной областью
унификации и до настоящего времени
большинство дискуссий
История создания «Принципов европейского договорного права»
Работы
по подготовке проекта «Принципов европейского
договорного права» (далее - Принципов)
были начаты Комиссией по европейскому
договорному праву еще до издания
Резолюции Европарламента от 26 мая
1989 г. и проводились, начиная с 1982
года. Первая подкомиссия под руководством
датского профессора Оле Ландо выдвинула
следующий довод в пользу разработки
Принципов, указав, что таким образом
существующие и будущие директивы
будут обеспечены правовыми рамками
(«общим правовым окружением») [5]. Принципы
составили изложение основ
Далее работа в данном направлении была продолжена второй комиссией, которая пересмотрела и переструктурировала первую часть Принципов и дополнила ее еще 5 разделами. Такая консолидированная редакция была опубликована в 1999 году [8]. Консолидированная версия содержит принципы, регулирующие заключение договора, действительность, толкование и содержание договоров, полномочия агентов, исполнение договорных обязательств, неисполнение (нарушение) договора, а также средства правовой защиты.
В 1997 году третья комиссия начала работу, и уже в 2002 году был опубликован результат ее деятельности в виде части III (дополнительных глав) «Принципов европейского договорного права», которые включили в себя регламентацию множественности кредиторов и должников, уступки требованиям, перевода долга, зачета требований, исковой давности, недействительности договоров, совершения сделок под условием, начисления процентов. Следует отметить, что полная версия части III Принципов с комментариями была опубликована в феврале 2003 года.
Таким образом, работа комиссии по разработке Принципов под руководством профессора Оле Ландо (Lando Commission) при финансовой поддержке Европейской Комиссии явилась одним из главных неправительственных проектов по унификации в рамках частного права [9]. Академики права трудились над этим проектом в течение долгого времени (более 20 лет), вырабатывая общеевропейские принципы договорного права.
Далее
в середине 1999 года начала свою деятельность
Рабочая группа по Европейскому Гражданскому
кодексу (далее - Рабочая группа). Она
ответственна за разработку права, регулирующего
отдельные виды договоров (договоры
купли-продажи, предоставления услуг,
кредитные соглашения и обеспечение
кредита, договоры страхования, а также
агентские договоры и т.д.); права,
регулирующего внедоговорные
Работа
была начата в июле 1999 года. Предусмотрено,
что общие положения
Таким образом, поражает размах, количество задействованных в данном проекте академиков и длительность подготовительных и исследовательских работ. Даже несмотря на то, что задача разработки проекта «Принципов европейского договорного права» была поставлена на грани невозможного, и вокруг данного проекта царили, в основном, пессимистические настроения, «Принципы европейского договорного права» были созданы и введены в действие. И когда, например, Комиссия провела анализ сферы применения части I Принципов в отношении наиболее важных коммерческих договоров о предоставлении товаров и услуг различного вида и о переходе прав (лицензионные соглашения и т.д.), то выяснилось, что, несмотря на то, что Принципы не могут обеспечить подходящего решения абсолютно всех вопросов, поднимаемых каждым специфическим договором, но они применимы к преобладающему большинству таких спорных вопросов [11].
Понятие и сущность «Принципов европейского договорного права»
«Принципы европейского договорного права» представляют собой частную инициативу, и вследствие этого они не являются ни национальным, ни наднациональным, ни международным правом [12]. Однако это не означает, что положения Принципов не имеют юридической силы.
Статья
1 Принципов указывает, что они
предназначены для применения в
качестве общих правил договорного
права Европейского Союза, и что
они применимы в случае, если стороны
согласились урегулировать
Таким образом, Принципы имеют статус «мягкого закона». Термин «мягкий закон» («soft law») является общим понятием для всех видов норм, соблюдение которых не обеспечивается принудительно от имени государства, но они рассматриваются в качестве целей, которые должны быть достигнуты [13]. Нормы «Принципов европейского договорного права» ни в одной стране-участнице ЕС не стали действующим правом, а поэтому применяются только как право договора (lex contractus), т.е. в качестве норм, которые по взаимному согласию сторон регулируют существо их отношений в договоре между ними [14].
Основное назначение Принципов - служить первым проектом части будущего Европейского Гражданского кодекса. Однако до тех пор, пока они не будут официально приняты законодательными органами Европейского Союза, Принципы могут быть также применимы как часть lex mercatoria в отношении сделок между сторонами как в пределах, так и за пределами Европейского Союза [15].
В самом деле, большая часть современного торгового права происходит от lex mercatoria, международного свода торговых норм, правил и обычаев, относящегося к средневековым временам [16]. Во второй половине XIX в. произошло возрождение международных торговых обычаев. Правовой основой для развития такой практики стал реализованный в правовых системах большинства государств принцип воли сторон.
Существует
два главных основания
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно указать, что lex mercatoria - это теория, обосновывающая наличие специальной автономной системы правового регулирования транснациональных сделок, обособленной от национальных систем права. Сущность данной теории сводится к тому, что международная торговля, прежде всего должна опосредоваться международными договорами и международными торговыми обычаями [17]. При этом круг практических вопросов, возникающих при осуществлении международных сделок, переносится в сферу науки, основное предназначение которой заключается не только в решении существующих, но и в прогнозировании будущих задач [18].
Таким образом, как было указано выше, «Принципы европейского договорного права» представляют собой часть системы lex mercatoria, но некоторые европейские ученые отмечают, что «точная сущность Принципов Ландо не совсем понятна» [19]. Согласно преамбуле Принципов, их намерение достаточно скромно, но преобладающее количество многочисленных печатных трудов европейских ученых рассматривает Принципы, как если бы они были правовой системой, равной по уровню национальному праву, развивавшемуся на протяжении столетий. Разрешение, предлагаемое национальным правом в данном случае сравнивают с тем, которое может быть представлено Принципами, хотя какое-либо применимое прецедентное право, основанное на Принципах, все еще отсутствует [20]. Поэтому очевидно, что в последние несколько лет идеи о кодификации европейского права потерпели неудачу. Первоначально проект разработки Принципов рассматривался как полезный, хотя и без особой практической ценности. Сегодня многие ученые считают Принципы предвестником Европейского Гражданского кодекса, который будет не «мягким законом», а императивным нормативным правовым актом, принятым компетентными институтами Союза [21].
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что на начальных этапах проекта создания Принципов его разработчики не особо беспокоились о возможности достижения унифицирующего результата. Предполагалось, что Принципы не предназначены для создания единообразного права. Но в настоящее время, возможно под влиянием двух резолюций Европейского Парламента точка зрения совершенно изменилась. И не только ученые обеспокоены статусом «мягкого закона», который был придан Принципам, Принципы также составляют горячий политический вопрос [22]. 28 февраля 1997 года на конференции под названием «По направлению к Европейскому Гражданскому кодексу»2, которая проводилась в Нидерландах, почти целое утреннее заседание было посвящено нахождению возможного правового основания в коммунитарном праве, разрешающего установить императивные нормы частного права. На данном заседании рассматривались следующие вопросы: необходим ли специальный договор; может ли статья К 3 «третьей опоры» служить правовым основанием; или же им являются статьи 100 и 100а Договора об учреждении Европейского сообщества? Одним словом, вопрос заключается в том, как создать императивное право из «мягкого права». Причем особое внимание придавалось не аспектам материального частного права, а вопросам компетенции: Принципы могли бы быть включены при необходимости в измененную и дополненную европейскую кодификацию, если только будет найдено правовое основание в коммунитарном праве для принятия Принципов.
Вследствие
этого, современные попытки создать
европейское частное право
Практика применения lex mercatoria арбитрами и судами
Теория lex mercatoria возродилась в Западной Европе приблизительно в середине 50-х годов XX в., и была далее развита английскими и французскими учеными, которые указывали, что данная концепция уже воспринята в сфере международной торговой деятельности и применима арбитражными судами [23].
Одной из ее главных областей применения являются договоры, урегулированные международными обычаями и практикой делового оборота. Примером такого вида договоров является международный договор перестрахования. Использование lex mercatoria при разрешении споров относительно договоров перестрахования (reinsurance contracts) стало возможно в связи с международным характером отрасли перестрахования. Страховые компании по всему миру покрывают свой огромный риск путем перестрахования. В Европе доминирует английский рынок, хотя немецкий и швейцарский рынки также очень значимы. Международный характер перестрахования повлиял на нормы права, регулирующие договоры перестрахования. В них преобладают обычаи и практика делового оборота крупных европейских центров. По этой причине правительства большинства европейских стран воздержались от законодательного регулирования перестрахования. Так, когда в 20-х годах Скандинавские страны приняли единообразный закон о договоре страхования, они решили исключить перестрахование из сферы регулирования данного закона. В сопроводительной записке к закону это было объяснено тем фактом, что такие «вопросы носят типично международный характер, и так как современные зарубежные законы о договорах страхования его не урегулировали, то кажется не наступило время и для нас затрагивать эту сферу» [24].