Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:07, реферат
«Невидимая рука»-термин ввел в обращение Адам Смит как метафорическое обозначение объективного рыночного механизма саморегулирования экономики, при котором функционирование рынков дает возможность координировать экономическую деятельность без наличия какой-либо центральной организации.
Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы , где их использование наиболее эффективно.
Каждый отдельный человек
постоянно старается найти
«Невидимая рука»-термин ввел в обращение Адам Смит как метафорическое обозначение объективного рыночного механизма саморегулирования экономики, при котором функционирование рынков дает возможность координировать экономическую деятельность без наличия какой-либо центральной организации.
Согласно утверждению
А. Смита, в экономике свободного
рынка собственная выгода достижима
лишь через удовлетворение чьей-то
потребности. Таким образом, производителей
рынок «подталкивает» к реализации
интересов других людей, а всех к
росту богатства всего
Смысл «невидимой руки»
Центральное место
в методологии исследования А.Смита
занимает концепция экономического либерализма,
в основу которой он, как и физиократы,
положил идею естественного порядка, т.е.
рыночных экономических отношений. В то
же время в отличие, скажем, от Ф.Кенэ в
понимании А.Смита, и он это постоянно
подчеркивает, рыночные законы лучшим
образом могут воздействовать на экономику,
когда частный интерес стоит выше общественного,
т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются
как сумма интересов составляющих его
лиц. В развитие этой идеи автор "Богатства
народов" вводит ставшие затем знаменитыми
понятия "экономический человек"
и "невидимая рука".
Сущность "экономического человека"
достаточно рельефно показана уже во второй
главе книги "Богатства народов",
где особо впечатляет положение о том,
что разделение труда является результатом
определенной склонности человеческой
природы к торговле и обмену.
Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А.Смит характеризует "экономического человека" словами: "Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них.
Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения...
Без особых комментариев А.Смит преподносит читателю и положение о "невидимой руке". При этом нельзя исключить, что идею о ней автор "Богатства народов" заимствовал в памфлетах меркантилистов XVII в., где проводилась мысль о том, что экономическое поведение предопределяет, прежде всего, прибыль, а для этого государству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей.
А.Смит ничуть не
повторяет меркантилистов. В его книге
смысл "невидимой руки" заключается
в пропаганде таких общественных условий
и правил, при которых благодаря свободной
конкуренции предпринимателей и через
их частные интересы рыночная экономика
будет наилучшим образом решать общественные
задачи и приведет к гармонии личную и
коллективную волю с максимально возможной
выгодой для всех и каждого.
Другими словами, "невидимая рука"
независимо от воли и намерений индивида
— "экономического человека" — направляет
его и всех людей к наилучшим результатам,
выгоде и к более высоким целям общества,
оправдывая как бы тем самым стремление
человека-эгоиста ставить личный интерес
выше общественного.
Таким образом, смитовская "невидимая рука" предполагает такое соотношение между "экономическим человеком" и обществом, т. е. "видимой рукой" государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт, и выступать искусственной преградой "естественному" рыночному порядку.
Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту — "очевидная и простая система естественной свободы", благодаря "невидимой руке" всегда будет автоматически уравновешиваться.
Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются "три весьма важные обязанности".
К ним он относит:
издержки на общественные работы (чтобы
"создавать и содержать
Итак, "в каждом цивилизованном обществе" действуют всесильные и неотвратимые экономические законы, — в этом лейтмотив методологии исследования А.Смита.
Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо "монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы..."
В защиту идей свободной конкуренции А.Смит осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что они (законы) ограничивают рынок труда, мобильность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы. Он также убежден, что как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, их разговор редко не заканчивается "...заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен".
Выше уже была отмечена позиция А.Смита, согласно которой первейшим источником богатства является сельскохозяйственное производство и лишь затем промышленное.
Это, вероятно, связано с его реакцией на сентенции меркантилистов, ставивших на первый план внешнюю торговлю, а затем национальную промышленность. Но что касается структуры самой торговли, то и здесь автор "Богатства народов" делает свои акценты, противоположные принципам меркантилизма, ставя на первое место внутреннюю, на второе — внешнюю, на третье — транзитную торговлю.
В последней части аргументы А. Смита таковы: "Капитал, вкладываемый во внутреннюю торговлю страны, обычно поощряет и содержит большое количество производительного труда в этой стране и увеличивает стоимость ее годового продукта в большей мере, чем таких же размеров капитал, занимающийся внешней торговлей предметами потребления, а капитал, занятый в этой последней, имеет в обоих этих отношениях еще большее преимущество над одинаковой величины капиталом, вложенным в транзитную торговлю" .
В этой же связи А.Смит счел даже уместным сформулировать главную задачу политической экономии следующим образом: "И главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой".
Преимущество рыночной экономики на основе функционирования принципа «невидимой руки»
Существует возможность достижения равновесной структуры отраслей без какого-либо центрального планирования и управления. Нужно просто предоставить всех людей общества самим себе, и каждый из них самостоятельно найдет себе место в какой-нибудь отрасли.
Рыночным хозяйством называется такое хозяйство, в котором все производители сами выбирают, что и как им производить.
В рыночном хозяйстве равновесная структура отраслей возникает сама собой в результате стихийного перехода производителей из отрасли в отрасль.
Центральному управлению нужно значительное число работников и длительное время только для некоторого приближения к этой структуре?
Тем не менее, принимая решения независимо друг от друга, люди могут достигнуть оптимальной структуры производства гораздо легче и быстрее, чем при существовании централизованного планирования.
Весь секрет заключается в наличии двух условий: 1) действие системы рынков, 2) правило поведения производителей стремление к наибольшей прибыли.
Система рынков включает в
себя множество отдельных рынков
потребительских и
На рынках устанавливаются равновесные цены благ, которые служат ориентиром для отдельных производителей. Цена отдельного товара показывает, какое количество денег готовы в данный момент времени отдавать потребители за это благо.
В то же время производство любого блага характеризуется разными затратами, которые говорят о возможности производства товара в хозяйстве.
Наконец, для каждого блага существует разница между его рыночной ценой и затратами на его производство, которая называется прибылью и выражает относительную выгодность его производства.
Именно прибыль (показатель выгодности производства отдельного товара) является тем показателем, который управляет действиями производителей.
У производителей есть важное
правило поведения это
Производители ориентируются не на цены товаров. У отдельного товара может быть высокая цена, но это не значит, что в данных условиях этот товар следует производить в больших количествах, ведь затраты на его производство тоже могут быть очень большими. Также они не ориентируются и на затраты на производство различных товаров. Отдельные товары могут производиться с очень низкими затратами, но это тоже не говорит о том, что обществу было бы лучше, если бы эти товары производились в еще большем количестве.
Производители стремятся именно к получению наибольшей прибыли, которая и является показателем необходимости производства дополнительного количества того или иного товара. При этом они увеличивают производство благ, приносящих наибольшую прибыль.
Например, если в хозяйстве будет производиться очень мало огурцов и на них установится очень высокая цена, а затраты на их производство будут гораздо ниже этого значения цены, производство огурцов будет приносить огромную прибыль. Привлеченные большой прибылью производители увеличат производство огурцов, и покупатели с удовольствием купят уже по более низкой цене большее количество дефицитного блага.
Интересно, что, стремясь к максимальной прибыли, производители, в конечном счете снижают свою прибыль. Ведь увеличение предложения любого блага приводит к снижению его цены, а это уменьшает выгодность его производства. Погоня за большой прибылью уничтожает эту прибыль.
Но производители не перестанут
делать это даже в том случае,
если осознают парадоксальность ситуации.
Ведь если отдельный производитель
не воспользуется временным
Конечно, производители не
появляются неизвестно откуда для того
чтобы начать производство любого блага,
нужно прекратить производство другого.
Но ради производства более выгодного
блага они оставляют
В конечном счете, производители должны будут занять место в определенных отраслях так, чтобы уровень прибыли в производстве любого блага был примерно одинаков. И в результате возникнет как раз та оптимальная структура отраслей.
Таким образом, система рынков
и стремление отдельных производителей
получить максимальную прибыль составляют
вместе механизм, обеспечивающий достижение
оптимальной структуры
Этот механизм обеспечивает достижение цели, к которой ни один из участников хозяйства сознательно не стремится. Как писал Адам Смит, отдельный производитель хочет удовлетворить только свои потребности, но, благодаря действию системы рынков его действия как бы Невидимой рукой направляются к удовлетворению потребностей общества.
Отсутствие какого-то координатора в такой системе и точное выражение А.Смита послужили причиной того, что такой механизм окрестили «Невидимой рукой».
Действует Невидимая рука гораздо эффективнее, чем Центральное управление, по нескольким причинам.
Во-первых, в рыночном хозяйстве
нет необходимости в
Во-вторых, в командном хозяйстве нет главного правила игры, которое существует в рыночном хозяйстве, стремления к максимальной прибыли. Это приводит к отсутствию у производителей стремления к улучшению производства, снижению затрат, поиску прибыльных (а значит, более выгодных для общества) видов производства.