Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:17, контрольная работа
Русские города появляются и оформляются в торгово-ремесленные центры одновременно с городами Чехии, Польши и Германии. Их экономический и общественный строй сложился на Руси самостоятельно, самобытно и всецело принадлежит древнерусской народности.
С 1760-х гг. в России формируется
капиталистический уклад в
Русские города в XIX- начале XX века
В 1825 г. в России (не считая Украины, Беларуси, Прибалтики и Закавказья) было 415 городов и посадов (из них 41 в Сибири). В городах проживало 2,3 млн. человек (примерно 8% населения). Самым крупным городом был Петербург (438 тысяч жителей). В Москве насчитывалась 241 тысяча человек. Третьим по величине русским городом была Тула (38 тысяч) — город рабочих и ремесленников, родина Левши. В Сибири наиболее крупным городом был Тобольск (16,9 тысячи).
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2—3 каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.
Некоторые города (Петербург,
Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур
и др.) выделялись большим количеством промышленн
Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и в Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. Особенно быстро развивалась текстильная промышленность. К концу 20-х гг. XIX в. Россия почти перестала ввозить ситец из-за рубежа. Но в целом промышленность не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. В середине XIX в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.
На некоторых заводах началось применение паровых машин. В 1815 г. в Петербурге на машиностроительном заводе Берда был построен первый отечественный пароход «Елизавета». С середины XIX в. в России начался промышленный переворот.
Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления современников о своем Отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги становились вдруг оживленными транспортными магистралями, а прежние тракты зарастали травой. Административные центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь село, прежде известное лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно по мановению чьей-то таинственной руки, превращалось в огромный город, поднявший к небу десятки фабричных труб.
В 1871 г. из села Иванова и
Вознесенского посада Шуйского уезда
Владимирской губернии был образован
город Иваново-Вознесенск — крупный
центр текстильной
На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу донского казачества.
Многие торгово-промышленные села, фактически превратившиеся в городские поселения, в то время так и не получили статуса города. Такова была судьба Орехово-Зуева, родины фабрикантов Морозовых, Павлова в Нижегородской губернии, Балакова и Лыскова на Волге.
Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тысяч жителей. Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские царедворцы и фрейлины. В эти же районы старались втиснуть свои особняки в стиле эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А недалеко от Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов. Домовладелец обычно сдавал комнаты в аренду.
Москва быстро догоняла Петербург
по численности населения (601 тысяча
жителей) и тоже превращалась в промышленно-
По численности населения Петербург и Москва в это время далеко опередили другие города. В Центральной России не было, кроме двух столиц, городов с населением свыше 100 тысяч жителей.
Самым большим сибирским городом в пореформенное время стал Томск (33 тысячи жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине XIX в., сделал его основным центром сибирской торговли. Всего на тысячу человек было меньше население Иркутска. Тобольск, оказавшийся в стороне от тракта, почти не рос и терял прежнее значение столицы Сибири.
В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.
Конец 19 века – начало 20 века
На рубеже XIX-XX веков особую роль в модернизации страны играли крупные города как центры сосредоточения основных учебных культурно-просветительских учреждений. В начале XX века в России было 29 городов с населением более 100 тыс. человек, в которых проживала 1/3 всего городского населения.
В городах появился водопровод, канализация, электрическое освещение на улицах и в домах. Началось строительство многоэтажных домов, ж/д вокзалов, электростанций. Новым видом городского транспорта становиться трамвай. Получила распространение телефонная связь, к началу XX века она существовала в 67 городах. Большинство провинциальных городов сохранили традиционный, сельский облик. Основная масса населения, в том числе и городского, продолжала существовать в рамках традиционной народной культуры, векового опыта хозяйственной деятельности и организации повседневной жизни.
Информация о работе Причины появления и развитие городов в IX-XII вв