Причины появления и развитие городов в IX-XII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Русские города появляются и оформляются в торгово-ремесленные центры одновременно с городами Чехии, Польши и Германии. Их экономический и общественный строй сложился на Руси самостоятельно, самобытно и всецело принадлежит древнерусской народности.

Работа содержит 1 файл

русские города.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

С 1760-х гг. в России формируется  капиталистический уклад в промышленности, постепенно набирающий силу.

 

Русские города в  XIX- начале XX века

В 1825 г. в России (не считая Украины, Беларуси, Прибалтики и Закавказья) было 415 городов и посадов (из них 41 в Сибири). В городах проживало 2,3 млн. человек (примерно 8% населения). Самым крупным городом был  Петербург (438 тысяч жителей). В Москве насчитывалась 241 тысяча человек. Третьим  по величине русским городом была Тула (38 тысяч) — город рабочих и ремесленников, родина Левши. В Сибири наиболее крупным городом был Тобольск (16,9 тысячи).

Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских  городах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала  деревянная застройка. На каждую сотню  деревянных домов приходилось по 2—3 каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.

Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Первый использовался на старых уральских заводах, переживавших с конца XVIII в. затяжной кризис, и в помещичьих мануфактурах. Второй применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне. К середине XIX в. доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины. Вольнонаемным рабочим нередко был крепостной оброчный крестьянин. Кадры потомственных вольнонаемных рабочих были еще невелики.

Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и в Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. Особенно быстро развивалась текстильная промышленность. К концу 20-х гг. XIX в. Россия почти перестала ввозить ситец из-за рубежа. Но в целом промышленность не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. В середине XIX в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.

На некоторых заводах  началось применение паровых машин. В 1815 г. в Петербурге на машиностроительном заводе Берда был построен первый отечественный пароход «Елизавета». С середины XIX в. в России начался промышленный переворот.

Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления современников о своем Отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги становились вдруг оживленными транспортными магистралями, а прежние тракты зарастали травой. Административные центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь село, прежде известное лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно по мановению чьей-то таинственной руки, превращалось в огромный город, поднявший к небу десятки фабричных труб.

В 1871 г. из села Иванова и  Вознесенского посада Шуйского уезда  Владимирской губернии был образован  город Иваново-Вознесенск — крупный  центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время  остановился в своем развитии, как и два Других древних города — Новгород и Псков.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным  портовым городом и затмивший  не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу донского казачества.

Многие торгово-промышленные села, фактически превратившиеся в городские поселения, в то время так и не получили статуса города. Такова была судьба Орехово-Зуева, родины фабрикантов Морозовых, Павлова в Нижегородской губернии, Балакова и Лыскова на Волге.

Промышленные  районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тысяч жителей. Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские царедворцы и фрейлины. В эти же районы старались втиснуть свои особняки в стиле эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А недалеко от Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов. Домовладелец обычно сдавал комнаты в аренду.

Москва быстро догоняла Петербург  по численности населения (601 тысяча жителей) и тоже превращалась в промышленно-капиталистический  город. Рабочие, скапливавшиеся в Петербурге, Москве и других промышленных городах, в огромной своей массе состояли из пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса трав и жатвы они возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. С течением времени некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел медленно. В 60—70-е гг. потомственные рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшой процент всех рабочих. В Петербурге их было побольше, в Москве — поменьше. Обычно это были наиболее квалифицированные рабочие.

По численности населения  Петербург и Москва в это время  далеко опередили другие города. В  Центральной России не было, кроме двух столиц, городов с населением свыше 100 тысяч жителей.

Самым большим сибирским  городом в пореформенное время  стал  Томск   (33  тысячи  жителей).  Большой  Сибирский  тракт, проложенный в середине XIX в., сделал его основным центром сибирской торговли. Всего на тысячу человек было меньше население Иркутска. Тобольск, оказавшийся в стороне от тракта, почти не рос и терял прежнее значение столицы Сибири.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

Конец 19 века – начало 20 века

На рубеже XIX-XX веков особую роль в модернизации страны играли крупные города как центры сосредоточения основных учебных культурно-просветительских учреждений. В начале XX века в России было 29 городов с населением более 100 тыс. человек, в которых проживала 1/3 всего городского населения.

В городах появился водопровод, канализация, электрическое освещение  на улицах и в домах. Началось строительство  многоэтажных домов, ж/д вокзалов, электростанций. Новым видом городского транспорта становиться трамвай. Получила распространение телефонная связь, к началу XX века она существовала в 67 городах. Большинство провинциальных городов сохранили традиционный, сельский облик. Основная масса населения, в том числе и городского, продолжала существовать в рамках традиционной народной культуры, векового опыта хозяйственной деятельности и организации повседневной жизни.

 


Информация о работе Причины появления и развитие городов в IX-XII вв