Причины и пути выхода из инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании процесса инфляции, её причин и представлении методов регулирования данного явления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность и социально-экономические последствия инфляции
Выявить основные методы борьбы с инфляционными процессами
Проанализировать особенности инфляционного процесса в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия инфляции
Сущность инфляционных процессов………………………………..5

Типы инфляционных процессов……………………………………..6

Причины инфляции…………………………………………………..10
Глава 2. Специфика проявления инфляционных процессов с современной России
2.1 Современная инфляция в России…………………………………....14
2.2 Причины возникновения пути понижения инфляции в России…...18
Глава 3. Методы борьбы с инфляцией
3.1 Антиинфляционная политика государства……………………….....22
3.2 Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией………………...27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 117.63 Кб (Скачать)

     Существует  множество причин возникновения  инфляционных процессов в России. Я перечислю только некоторые  из них:

     Первая  причина инфляции связана с нерациональным вложением в основные доходы, т.е. когда государство развернуло большую работу по созданию новых производств, но денег не хватило, в результате появилось незавершенное производство. Деньги вложены, а отдачи нет. Все это ведет к падению рентабельности и оборачиваемости капиталов и инвестиций. 
 
         Вторая причина связана с внешнеэкономической деятельностью государства. Прежде всего, когда рынок заполняется большим количеством импортного товара, что заставляет отечественное производство сокращаться. 
 
           Третья причина — гонка вооружения, милитаризация экономики, когда государство отвлекает на эти цели материальные и трудовые ресурсы. В экономике наступает определенный перекос, когда вооружения становится много, а товаров массового спроса мало. Люди, которые производят вооружение, не создавая товары массового спроса, оказывают денежное давление на рынок потребительских товаров, что вызывает рост цен и инфляцию. 
 
          Четвертая причина, которая была характерна для экономики социализма, — это монополизм государства и предприятий, что способствовало образованию дефицита на многие товары и услуги, существованию «черного» рынка, где цены превышали государственные. Все это вело к снижению реальных доходов и сокращению потребления. 
 
         Пятая причина связана с неправильным подходом к системе налогообложения. Когда предприятие облагается высокими налогами (например, налог на прибыль), то оно вынуждено сокращать объем производства. Мировая практика и практика России показала, что это способствует еще и развитию теневой экономики. 
 
         Шестой причиной является нарушение равновесия между денежной массой и суммой цен товаров. Это возникает, когда государство, имея большие долги, включает печатный станок, что переполняет денежные каналы. Это же возникает в случае резкого сокращения производства, когда товаров становится меньше, а денег не убавляется. 
 
          Седьмая причина возможна в процессе перестройки государством экономики, когда государство делает «ценовую накидку» для компенсации возможных убытков. В результате происходит повышение цен на все товары и услуги.

     Какими  же методами можно бороться с инфляцией? Под влиянием кризиса усилился субъективный фактор инфляции в связи с недоверием к обесценивающемуся рублю. Повысились нестабильность инфляционного индикатора делового климата и адаптивные инфляционные ожидания с учетом высокого темпа инфляции в России по сравнению с другими странами. Эти наименее логичные ожидания переплетаются с рациональными ожиданиями, базирующимися на информации и медленном снижении инфляции, несмотря на кризис. Причем в России доминируют инерционные инфляционные ожидания, а не рациональные, поскольку темп инфляции определяется потребительской корзиной с узким набором товаров и услуг.

     Для снижения инфляционных ожиданий требуется совершенствование метода измерения инфляции, унификация способа подсчета ее темпа во избежание разных подходов (например, Минфина и Минэкономразвития), соблюдение ежегодных целевых ориентиров роста потребительских цен, отказ от заведомо нереальных оптимистических прогнозов их снижения.

В целях  снижения инфляции необходимо дальнейшее совершенствование основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. С учетом мирового опыта предпочтителен постепенный пepexoд к гибкому таргетированию инфляции с использованием в течение определенного периода режима регулируемого плавания валютного курса рубля. При этом должен соблюдаться приоритет цели по снижению инфляции по сравнению с ориентиром по соблюдению определенного уровня курса рубля.

     На  мой взгляд, целесообразно возобновить докризисную практику разработки утверждаемых Правительством Российской Федерации планов комплексных мер по снижению потребительских цен (на 2006 г., затем на

2007–2008 гг.), приняв меры по их совершенствованию  в целях повышения результативности.

     Таким образом, необходимо комплексное регулирование  инфляции вместо разрозненных мер в  соответствии с теорией инфляции как многофакторного процесса и  принципами системного подхода.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Методы борьбы с инфляцией

     3.1 Антиинфляционная политика государства

     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня. Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач. В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

     Первое  – адаптивная политика, ориентированная  на смягчение негативного влияния  высокой инфляции на уровень жизни  населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами  для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов. 
 
        Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией.

      
 
1) Ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

      
2) Гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций). 
 
          Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

     Составляющие  антиинфляционной стратегии:

  1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
  2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);
  3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).

        Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

     Чтобы более подробно изучить инфляционную обстановку в России за 2011 год, нужно  рассмотреть официально заявленную антиинфляционную политику нашей страны.

Антиинфляционная  политика государства в 2011 году

  1. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
  3. для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
  4. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10. расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  11. прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  12. повышение ставки рефинансирования
  13. сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  14. сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам)

   В 2011 году подавление роста потребительских  цен планируется достигать в  основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

   В России монетарный фактор на темпы  инфляции почти не действует (вклад  монетарного фактора на уровень  инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей  российскую экономику, по отношению  к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой  другой стране с развитой рыночной экономикой.

Пути  совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

  1. снижение ставок таможенных пошлин;
  2. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  3. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  4. ужесточение контроля над ценами;
  5. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  6. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;
  7. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  8. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  9. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  10. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  11. перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.
 
 
    1. Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией

Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

  1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
  2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
  3. обязательные денежные резервы коммерческих банков;
  4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые  методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

  1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. государственное регулирование цен;
  3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Из  всего изученного материала и  проделанной работы можно сделать  следующие выводы, которые полностью  соответствуют задачам поставленным мною в начале моей работы:

  1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Что касается социально-экономических последствий, то можно отметить, что они сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления экономической конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
  2. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно поэтому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Существуют множество методов борьбы с инфляцией, специфических для каждого государства. Но они будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.
  3. В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения ( идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.

Информация о работе Причины и пути выхода из инфляции