Прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:35, доклад

Описание работы

Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Работа содержит 1 файл

ekonomika.docx

— 25.09 Кб (Скачать)

Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной  деятельности фирмы. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

В экономической  литературе существуют разные концепции  прибыли. Марксистская теория рассматривает  прибыль как превращенную форму  прибавочной стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального  производства. Превращенной формой прибыль  является потому, что она представляется порождением не только наемного капитала, но и всего затраченного капитала. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического процесса, экономического роста. В централизованно планируемой экономике прибыль не выдвигалась в качестве высшей цели и мотива производства, выступала одним из показателей результативности производства на предприятиях, требованием хозяйственного расчета. По своей сущности прибыль выступала формой чистого дохода, количественно определяемой как разница между выручкой от реализации (оптовой ценой предприятия) и себестоимостью. Как денежная форма прибавочного продукта прибыль отличается тем, что она, во-первых, формируется через цены, отражает их разновидность, конъюнктуру  рынка и, во-вторых, выступает формой дохода от уже реализованной продукции. В современной неоклассической экономической теории отсутствует единая точка зрения на сущность прибыли. Некоторые западные экономисты (К. Макконнелл, Ф. Найт) рассматривают прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, или как компенсацию за неопределенность и риск в предпринимательской деятельности, другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу ( Д. Робинсон, У. Боумоль ).

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыли. В основе первой лежит принцип  теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует  в процессе производства и оказывает  такую же «производительную» услугу, как и труд, и получает соответствующую  долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, - прибыли. В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для  которой характерны риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. В данной теории прибыль рассматривается как компенсация и как вознаграждение за преодоление неопределенности. Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрения достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги обществу.

Доход – итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход –  есть денежный эквивалент произведенной  и реализованной продукции, первичная  форма реализации собственности, экономической  ответственности предпринимателя  перед «экономической средой». С учетом конечного результата, получившего общественное признание, через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства.

В экономической  теории различают общий, средний  и предельный доход. Общий (валовой) доход TR  есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц:

                                             TR= P∙Q;

где Р – цена единицы товара;

      Q – количество проданных единиц товара.

Как видим, величина общего дохода при  прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.

Средний доход AR – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага:                                                                                    

AR= = = Р.

Расчет среднего дохода обычно применяют  при изменяющихся ценах в течение    какого-то  временного интервала  или в тех случаях, когда ассортимент  выпускаемой фирмой продукции состоит  или множества товаров или  услуг.

Предельный доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции следующим образом: 

                                      MR = ,

где TR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

       - прирост объема производства и реализации на единицу продукции.

Заключение.

Цель  фирмы – максимизировать свои экономические прибыли. Конкурентное давление на рынке может способствовать реализации этой цели. Экономическая  модель совершенной конкуренции  предполагает наличие стандартизированного продукта, принятие цен фирмами, полную мобильность ресурсов и полную информацию о покупателях и фирмах.

Фирмы должны активно искать пути снижения издержек производства: чем раньше реализуются нововведения, снижающие  издержки, тем больше экономической  прибыли получат предприниматели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прибыль