Прибыль и рентабельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;

Содержание

Введение

1. Понятие прибыли и рентабельности производства

1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли

1.2 Понятие рентабельности

2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии

2.1 Сущность и методы анализа прибыли

2.1 Анализ рентабельности продукции

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельност

2.1 Анализ рентабельности  продукции

 

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения  балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала () или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить  способом цепных подстановок. Затем  следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  средних реализационных цен и  себестоимости единицы продукции.

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в  целом по предприятию.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит  от среднего уровня цены и себестоимости  изделия.

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала () зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается  капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения  запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными  их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и  т.д. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции  приведена в Приложении Б

Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных  средств, повышение эффективности  затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования  торговых площадей, рост продажи товаров  в натуральных единицах измерении.

Заключение

 

И так в результате исследования мы выяснили: чтобы узнать, насколько  результативно прибыль отдельно взятого предприятия выполняет  свои функции и возможно ли повышение  эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.

Анализ прибыли - процесс  исследования условий и результатов  ее формирования и использования  с целью оценки “зарабатывающей  способности" предприятия и выявления  резервов дальнейшего повышения  эффективности его деятельности.

В зависимости от направления  анализа прибыли перед ним  стоят следующие задачи:

  1. Определение источников, факторов и причин получения прибыли: почему была получена прибыль такой величины?
  2. Определение степени стабильности получаемой прибыли: характерна ли для предприятия полученная величина прибыли?
  3. Оптимизация направлений использования прибыли: что делать с полученной прибылью, чтобы получить максимальную выгоду?
  4. Выявление резервов роста прибыли: что надо сделать, чтобы увеличить прибыль в будущем?

Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно оцениваются  данные о хозяйственной жизни  предприятия, затем они интерпретируются в выражении мнения аналитика, а  затем используются для обоснования  и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием.

Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно - с объемом  ресурсов и капитала, вложенных для  получения этой прибыли. Связь прибыли  с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.

Рентабельность - это отношение  прибыли к различным экономическим  показателям, дающим общее представление  о предприятии и масштабах  его деятельности. Выделяются три  основные группы этих показателей: объем  продаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие  капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий  пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет  оценить в относительных показателях  способность предприятия приносить  доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы роста.

Основная роль в анализе  прибыли и в анализе рентабельности как части анализа прибыли  принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью  является характеристика финансового  состояния и финансовой устойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности  предприятия приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для  внешних пользователей и имеют  важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Учитывая такую универсальность  и высокую степень востребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность, неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как по общеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, в особенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большое количество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль в качестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов, и так далее.

В данной работе сделана  попытка на основании обобщения  показателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводится анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций  и задач.

Возможности предприятия  по увеличению доходов, прибыли и  рентабельности, вытекающие из анализа  этих показателей.

По итогам проведенного на предприятии анализа, выявив, как  те или иные факторы влияют на изменение  прибыли, необходимо разработать конкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя:

  1. Увеличение объема выпуска продукции;
  2. Снижение себестоимости продукции;
  3. Снижение расходов предприятия;
  4. Установление прочных хозяйственных связей е поставщиками сырья и материалов;
  5. Систематический контроль за распределением сырья, материалов и топлива;
  6. Повышение производительности труда работников;
  7. Повышение квалификации специалистов;
  8. Внедрение новейших технологий;
  9. Эффективное использование производственных мощностей.
  10. Создание торговых предприятий по реализации продукции;
  11. Создание маркетинговых служб на предприятии;
  12. Реконструкция и модернизация предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.         Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: ДИС, 2006. - 256 с.

 

2.         Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие/ В.И. Бариленко, С.И. Кузнецов, А.К. Плотникова, О.В. Иванова; под общ. ред. д. э. н., проф.В.И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2005.

 

3.         Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития [Текст] / С.Б. Барногльц - М.: Логос, 2005.

 

4.         Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация [Текст] / Л.А. Бернстайн: пер. с англ. - М.: ФиС, 2004. - 624 с.

 

5.         Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия [Текст] / А.И. Бужинский, А.Д. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2008. - 116 с.

 

6.         Васина А.А. Анализ финансового состояния компании [Текст] / А.А. Васина - М.: ИКФ "Альф", 2004 - 50 с.

 

7.         Грищенко О.В. Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия [Текст] / О.В. Грищенко - М.: Финансы, 2007. - 202 с.

 

8.         Донцова А.В. Анализ финансовой отчетности [Текст] / А.В. Донцова, Н.А. Никифорова - М.: Финансовый менеджмент, 2008. - 54 с

 

9.         Зайцев Н.Л. Экономика организации  [Текст] / Н.Л. Зайцев: - М.: Издательство "Экзамен", 2008 г. - 768 с.

 

10.      Ковалев  В.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия [Текст] / В.В. Ковалев,  О.Н. Волкова - М.: Проспект, 2007г. - с.42

 

11.      Попова  Р.Г. Финансы предприятий [Текст] / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И. Доброседова - СПб: Питер, 2006. - 224 с.

 

12.      Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

 

13.      Селезнева  Н.Н. Финансовый анализ [Текст] / Н.Н.  Селезнева, А.Ф. Ионова - М.: Юнити, 2007. - 479 с.


Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия