Превращение России в мировую экономическую державу

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Россия – крупнейшая по размерам и населению страна в мире. Однако, располагая огромнейшим национальным богатством на порядок большим мирового ВВП (см. в словаре), она до сих пор недостаточно эффективно использует его в своих и международных целях. Но всё же Россия занимает одно из важнейших мест в развитии мировой экономики и оказывает огромное политическое и экономическое влияние на мир в целом.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………-3-
2. Экономическое "триумфальное шествие" России……....….…-4-
3. Зависимость от Российских энергоносителей……….……..…-6-
4. Что нужно России? – «Новое мироустройство»………………-7-
5. Заключение………………………………………………………-9-
6. Словарь терминов………………………………………………-11-
7. Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

«Превращение России в мировую экономическую державу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Иванова В.В.

студентка 201 группы,

Проверила: Климова М.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2009

 

Содержание

 

 

1.     Введение…………………………………………………………-3-

2.     Экономическое "триумфальное шествие" России……....….…-4-

3.     Зависимость от Российских энергоносителей……….……..…-6-

4.     Что нужно России? – «Новое мироустройство»………………-7-

5.     Заключение………………………………………………………-9-

6.     Словарь терминов………………………………………………-11-

7.      Список используемой литературы……………………………-14-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия – крупнейшая по размерам и населению страна в мире. Однако, располагая огромнейшим национальным богатством  на порядок большим мирового ВВП (см. в словаре), она до сих пор недостаточно эффективно использует его в своих и международных целях. Но всё же Россия занимает одно из важнейших мест в развитии мировой экономики и оказывает огромное политическое и экономическое влияние на мир в целом.

С начала 1990-х гг. Россия проделала большой путь по стабилизации национальной экономики. Ей удалось обуздать инфляцию (см. в словаре), составившую 2500% в 1992г., 215% в 1994 и только 11% - в 2005 г., сбалансировать бюджет (см. в словаре), налоги (см. в словаре) и систему органов государственной власти, усилить регулирование финансового рынка, облегчив доступ к кредитам, и увязать новые требования рынка труда и имеющиеся ресурсы.

С 1999 г. В России отмечен устойчивый рост экономики. До 2005 г. ежегодный прирост ВВП составлял в среднем  6,5 %. В 2002 г. Евросоюз (см. в словаре) и США согласились считать Россию «СТРАНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ».

Вплоть до недавнего мирового кризиса экономическое возрождение России в годы президентства Владимира Путина способствовало восстановлению позиций страны в качестве одного из крупных игроков на мировой арене. Однако это процветание обернулось и непредвиденными последствиями. Так, экономический рост и новообретенное богатство России стали одним из факторов, сделавших возможным вторжение в Грузию.
    Экономический бум во многом связан с нефтегазовым экспортом, а также высокими мировыми ценами на другие российские товары. Поскольку Россия занимает седьмое место в мире по запасам нефти и первое по запасам газа, и является ведущим экспортером этих энергоносителей, Кремль использует энергетический экспорт, доходы от продажи вооружений и металлургической продукции, а также инвестиции в добывающие и энергетические сектора других стран для расширения российского влияния на мировой арене.
 

Экономическое "триумфальное шествие" России

Геоэкономические и геополитические последствия активизации экономической деятельности России за рубежом нельзя недооценивать: давая государству главный источник доходов и играя роль внешнеполитического орудия, она позволяет Кремлю осуществлять свое влияние в мировом масштабе. Москва оказывает экономическое  и политическое влияние на страны, зависящие от ее сырьевых поставок. Российский экспорт и инвестиционные проекты становятся инструментом установления и развития стратегических отношений за счет поставок сырьевых материалов, вооружений и ядерных технологий.
     С тех пор, как Владимир Путин весной 2000 г. занял пост президента, Кремль поддерживает создание в экономике 'национальных чемпионов' - государственных или акционерных корпоративных гигантов, послушных властям. Поначалу объединение фирм в крупные конгломераты (см. в словаре) было призвано помочь российским компаниям успешно вести конкурентную борьбу на внутренних и внешних рынках. Однако громадные корпорации, которым отдавал предпочтение Кремль, вскоре превратились в инструменты политики государства по завоеванию преобладающих позиций в народном хозяйстве и распространению влияния Москвы за рубежом за счет внешнеэкономического курса, основанного на торговой экспансии.
      Эти государственные и частные корпоративные игроки получают от властей указания, как в отношении деловых операций, так и в отношении геополитических приоритетов страны. Стратегическим секторам - нефтегазовому или военно-промышленному комплексу - придается такое значение, что они, вместе с господствующими в этих отраслях гигантскими корпорациями ('Газпромом' (см. в словаре), 'Роснефтью', 'ЛУКойлом' и 'Ростехнологиями') составляют одну из основ российского государства, наряду с вооруженными силами, спецслужбами, правоохранительными органами и госаппаратом.
      На практике Кремль использует экспорт энергоносителей в качестве внешнеполитического орудия. Самый вопиющий пример в этой связи - прекращение, или угроза прекращения нефтегазовых поставок в любую страну, чья политика противоречит российским национальным интересам. Одним из недавних случаев из этой серии стало заявление от 1 сентября 2008 г. о сокращении экспорта газа в страны ЕС, с которым 'Газпром', как сообщается, выступил вскоре после принятого 27 странами-участницами Союза решения приостановить переговоры с Россией по новому соглашению о партнерстве. Этот шаг ЕС стал ответом на августовскую войну России с Грузией.
      Другой пример использования энергетических поставок во внешнеполитических целях: накануне саммита ЕС, на котором принималось упомянутое решение, премьер-министр Владимир Путин выступил с косвенной угрозой в адрес Европы, заявив, что работы по сооружению нефтепровода 'Западная Сибирь - Тихий океан', предназначенного для поставок 'черного золота' в страны Азиатско-тихоокеанского региона, будут ускорены.  Намек был ясен: если Европа не хочет покупать российскую нефть, Москва может найти другие рынки сбыта - Китай, Южную Корею, Японию. В настоящее время Европа импортирует из России, соответственно, 30 и 40 процентов потребляемых объемов нефти и газа.

 


 

 

Зависимость от Российских энергоносителей

Приостановка поставок газа на Украину и в другие европейские страны в январе 2009 г. привела к самому серьезному энергетическому кризису в Европе со времен введенного арабскими странами в 1973 г. нефтяного эмбарго (см. в словаре), и вновь породила вопросы относительно надежности России в качестве поставщика энергоносителей. В недавнем прошлом Россия уже препятствовала свободной транспортировке каспийской нефти и газа на европейские рынки. В ходе вторжения в Грузию в августе прошлого года угрожала прервать экспортный транзит 'черного золота' через территорию этой страны, приобрела (или находится в процессе приобретения) ряда крупных европейских энергокомпаний, а также трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы и другие активы в десятке стран. Москва также присматривается к стратегически важному нефтяному сектору Ближневосточного региона, и вытесняет западные энергетические компании с рынка Венесуэлы - одной из стран-основательниц ОПЕК (см. в словаре).

Помимо этого, Россия занимает господствующие позиции на мировых рынках стратегически важных и драгоценных металлов, в том числе титана и платины, а также других драгметаллов, используемых в аэрокосмической промышленности, электронике, военном и автомобильном производстве.
Расширение деловых интересов Москвы привело к существенной - и опасной - зависимости Европы от поставок российской нефти, газа и других видов сырья. В настоящее время на долю России приходится две трети импортируемого Европой газа (это составляет 42% от общего потребляемого ею объема 'голубого топлива'); страны Центральной и Восточной Европы она обеспечивает газом на 90 с лишним процентов. К 2030 г. Европе придется импортировать до 84% потребляемого газа. Альтернативные источники газоснабжения европейские страны не ищут, а от атомной энергетики и использования угля они отказались. Поскольку природный газ транспортируется по трубопроводам, контролируемым российским государственным монополистом 'Газпромом', воспользоваться услугами других поставщиков этим странам непросто. Таким образом, Европа 'привязала' себя к поставщику сырья, известному скорее склонностью к геополитическому шантажу, чем к нормальным рыночным отношениям с партнерами.
       Евросоюз и многие его страны-участницы осознают серьезность последствий зависимости от российских энергоносителей в плане национальной безопасности. Еврокомиссия говорит о разработке 'амбициозной стратегии, призванной ослабить гегемонию российского гиганта 'Газпром' в европейском газовом импорте'. Россия пытается применить эту модель и в других областях, связанных с экспортом электроэнергии и сырья своими государственными компаниями;
        Кроме того, Москва намеревается превратиться в одного из главных поставщиков энергоносителей и других видов сырья странам Азиатско-тихоокеанского региона, в том числе Китаю, Японии, Южной Корее и Соединенным Штатам. Если эта цель будет достигнута, влияние России в зоне Тихого океана резко усилится.
 

Что нужно России? – «Новое мироустройство»
 

России необходимо, чтобы нефтяные цены удерживались как минимум на уровне 70 долларов за баррель (см. в словаре): иначе в 2009 г. ей не избежать бюджетного дефицита (см. в словаре).  Недавние переговоры Москвы с ОПЕК, возможно, были связаны с координацией усилий по сокращению добычи нефти для повышения цен; эту цель со всей серьезностью преследуют такие страны-участницы Организации как Иран и Венесуэла, которым, чтобы сбалансировать бюджет, также необходимы расценки в 70 долларов за баррель.  Бюджетный дефицит способен ограничить возможности России по применению некоторых внешнеполитических инструментов.
     Вице-премьер России Игорь Сечин принимавший участие в заседании ОПЕК в Вене в сентябре 2008 г., отметил: 'ОПЕК - один из ключевых партнеров России на мировом нефтяном рынке.  Для нас очень важно наладить механизмы регулярного “энергодиалога” с Организацией стран-экспортеров нефти.
      Поскольку на долю России и ОПЕК приходится 51% общемирового объема нефтедобычи,  сотрудничество Москвы с Организацией в целях согласования цен и квот добычи является необходимой предпосылкой для дальнейшего расширения российского влияния на международной арене. Сотрудничество с ОПЕК и создание газового картеля (см. в словаре) полностью соответствуют одной из целей, содержащихся в недавно разработанной Концепции внешней политики Российской Федерации: укреплению 'стратегического партнерства с ведущими производителями энергетических ресурсов'.
      Россия намеревается пересмотреть нынешнюю международную финансовую систему, где преобладают США и другие промышленно развитые страны Запада. На Петербургском экономическом саммите в 2007 г. Путин призвал к созданию нового мирового экономического устройства, основанного на региональных альянсах, которые должны оттеснить на обочину международные институты, созданные на Бреттон-Вудской конференции (см. в словаре), такие как Международный валютный фонд (см. в словаре) и Всемирный банк (см. в словаре). Он настаивал: новая система должна отражать растущее влияние стран с развивающейся рыночной экономикой вроде России, Китая, Индии и Бразилии, а также относительное ослабление позиций традиционных экономических держав - США, Японии и западноевропейских государств.
       Выступая недавно во французском городе Эвиане на конференции, посвященной международному финансовому кризису, российский президент Медведев отметил: 'Новыми факторами стабильности стало бы формирование новых финансовых центров и сильных региональных валют' (см. в словаре). Медведев предложил 'изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих институтов и создать новые международные институты. Институты, которые бы на деле обеспечивали стабильность'. Создание нового мироустройства займет не один год, подчеркнул российский президент.

Другая цель, похоже, состоит в прекращении расчета в долларах по российским международным трансакциям (см. в словаре). Эту схему предложил Путин своему китайскому коллеге Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) в отношении двустороннего товарооборота (см. в словаре), чей объем в 2008 г. по оценкам должен был достичь 50 миллиардов долларов.
      Россия за счет многосторонних усилий стремится пересмотреть нынешнюю систему международных финансов и торговли; это - один из элементов ее общей стратегии по созданию 'многополярного' международного устройства (см. в словаре). В качестве инструментов Москва намерена использовать Шанхайскую организацию сотрудничества,  ОПЕК, новую 'газовую ОПЕК', новые международные финансовые структуры с участием Китая, Индии, стран ЕС, и противников существующего миропорядка вроде Ирана и Венесуэлы.
     Влияние на мировые нефтегазовые цены будет иметь важнейшее значение для оживления российской экономики, а также финансирования модернизации промышленности и вооруженных сил, и программ по развитию народного хозяйства.

Заключение

Россия управляется по принципу крупной корпорации бывшими высокопоставленными сотрудниками разведывательного сообщества, стремящимися к максимальному увеличению доходов и влияния своей 'компании' за счет расширения экспорта сырья и вооружений по всему миру. Европейские союзники США и новые независимые государства Евразии уже становятся объектами грубого давления и коррупционной политики России, старающейся усилить их энергетическую зависимость, а также приобрести важнейшие объекты инфраструктуры на их территории - порты, трубопроводы, нефтеперерабатывающие предприятия, и энергетические распределительные системы.
      Кремль не скрывает своих намерений по ослаблению позиций США в качестве мирового лидера за счет создания 'многополярного' мироустройства, а также превращению России в практически равного конкурента Америки с использованием военных и экономических методов, а также 'мягкого влияния'. Сокращение энергетических доходов Москвы в результате нынешнего спада в мировой экономике может способствовать смягчению внешнеполитического курса России и замедлить усиление и модернизацию ее вооруженных сил. Однако США не следует рассчитывать на это объективное обстоятельство. Америке необходимо разработать всеобъемлющую стратегию для обуздания экономической экспансии (см. в словаре) России, направленной на ослабление наших союзников, подрыв влияния и интересов безопасности Соединенных Штатов. Это противодействие следует осуществлять, сочетая соответствующие шаги в сфере экономики, национальной безопасности, разведывательной деятельности и дипломатии.

 

Информация о работе Превращение России в мировую экономическую державу