Предприятие как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются предприятия. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Предприятие как субъект рыночной экономики.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

 
                 Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений. 
 
Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются предприятия. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия. 
Экономику всех государств можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.  
Предприятие - главная экономическая единица конъюнктуры рынка. 
 
Предприятие - это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.  
 
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. 
На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан. 
 
Предприятие как юридическое лицо - это предприятие, наделенное правами юридического лица прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию и отвечающее определенным признакам установленным законодательством страны.  
 
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет право свободно распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных, арбитражных и других органах власти, получать кредит, вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими или физическими лицами.  
 
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет и иные счета в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями и на выплату зарплаты.  
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. 
С макроэкономических позиций предприятия являются основой для: 
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта и валового национального продукта, 
- обеспечения обороноспособности государства;  
- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны; 
- решения проблемы занятости; 
- простого и расширенного воспроизводства; 
- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций (это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий); 
- решения многих других социальных проблем (эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют). 
В зависимости от объемов производства и количества рабочих предприятие может быть малым, средним и крупным.  
Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения: 
- ассоциация - это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности; 
- консорциум - это временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели; 
- корпорация - это договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий. Центральным регулированием деятельности каждого из участников; 
- концерн - это уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей. 
Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне. 
По согласованию между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы: 
1) что производить? - определяется каждодневно голосованием  
посредством денег (путем выбора покупателем товара и его  
покупки); 
2) как производить? - определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию, увеличить прибыль и снизить издержки производства); 
3) для кого производить? - определяется соотношением спроса и  
предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и  
средства производства). 
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников из которых складываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что, как и для кого производить. Здесь решающий фактор функционирования рыночного хозяйства - это прибыль. 
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные факторы - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот. 
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.  
Внутренние факторы очень разнообразны и для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в следующие группы: 
1) связанные с совершенствованием организации производства и  
труда, управлением предприятием; 
2) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования; 
3) связанные с ускорением научно-технического прогресса и с  
инновационной политикой предприятия; 
4) связанные со спецификой производства и отрасли;  
5) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой; 
6) связанные с качеством и конкурентной способностью продукции, с  
управлением издержками и ценовой политикой; 
7) связанные с личностью руководителя и способностью его команды  
управлять предприятием в условиях рынка; 
8) связанные с созданием благоприятного социально-  
психологического климата в коллективе. 
Эта классификация чисто условная и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства. 
Также внутренние факторы можно разделить на: 
- объективные факторы - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления (например, стихийные бедствия, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии); 
- субъективные факторы - составляют абсолютное большинство и полностью зависят от субъекта управления, они должны быть всегда в поле зрения и анализа. 
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной мере зависит и от внешних факторов.  
Внешние факторы можно классифицировать в следующие группы: 
1) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе; 
2) связанные с инфляционными процессами; 
3) связанные с деятельностью государства; 
4) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен). 
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. 
В настоящее время именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, а прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.  
 
Основные функции и цели предприятия в условиях рынка. 
 
Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. 
Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие "краеугольные камни" управления предприятием - экономичность, финансовая устойчивость и прибыль. 
Принцип экономичности требует, чтобы достигался: 
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; 
- при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации. 
В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично. 
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.  
Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. 
Для достижения поставленной цели предприятие должны: 
1) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их  
взаимозаменяемости; 
2) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее  
обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и  
имеющимися производственными возможностями; 
3) обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; 
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; 
5) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 
6) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе; 
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. 
При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обстоятельств.  
Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль. 
 
 
Вопрос №2. 
 
Структура себестоимости продукции и определяющие ее факторы. 
 
 
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг и т.д.). 
 
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении, а также об уровне организации труда на предприятии. 
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: 
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; 
- определение оптимальных размеров предприятия; 
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определение прибыли и рентабельности; 
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений; 
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующего предприятия, и т.д. 
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.  
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.  
 
 
Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. 
Различают следующие виды себестоимости продукции: 
- цеховая себестоимость - это затраты цеха, связанные с производством продукции; 
- производственная себестоимость - помимо затрат цехов включает в себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы; 
- полная себестоимость - отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции и прочие расходы); 
- индивидуальная себестоимость - обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие; 
- среднеотраслевая себестоимость - определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. 
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. 
С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: 
- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве; 
- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; 
- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентную способность продукции и увеличить объем продаж; 
- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; 
- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышении их ставки. 
Из этого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях. 
 
 
Структура себестоимости - это состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. 
 
Структура себестоимости всегда находится в движении и на нее влияют следующие факторы: 
1) географическое местонахождение предприятия; 
2) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; 
3) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита; 
4) ускорение научно-технического прогресса (он влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается); 
5) специфика (особенности) предприятия. Здесь различают:  
- трудоемкие предприятия - большая доля заработной платы в себестоимости продукции; 
- материалоемкие предприятия - большая доля материальных затрат; 
- энергоемкие предприятия - большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости.  
Структура себестоимости продукции характеризует следующие показатели: 
- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах; 
- соотношение между живым и овеществленным трудом; 
- соотношение между постоянными и переменными затратами; 
- соотношение между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д.  
Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. 
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. 
Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. 
 
 
Используемая литература: конспект по экономике предприятий и организаций, "Экономика предприятия" - под редакцией И.В. Сергеева.

Информация о работе Предприятие как субъект рыночной экономики